Раздел III
ФОРМАЦИОННОЕ
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВ

169

ГЛАВА 1 1
Практическая
формация обществ

11.1. Структура
практической формации

Рассмотрев основные системы-сферы обществ, мы можем перейти к анализу структуры общественных организмов, который является важнейшей задачей социальной философии. Для этого мы введем понятие "практическая формация общества" ("способ практического производства"). Оно основано на разделении социальной деятельности на практическую (материальную) и духовную (идеальную). Практическая формация есть процесс и результат практической деятельности людей.

Практическая формация не является ни качественно-определенной всемирно-исторической эпохой истории человечества, ни типом материально-производственных отношений, а самовоспроизводящимся, самоуправляющимся, саморазвивающимся практическим организмом общества, его общественным телом. Она представляет собой способ производства людей (и общества) как биосоциальных существ.

Тем самым мы разделяем конкретное общество на две взаимосвязанные части: 1) практическая формация общества (общественный организм) и 2) духовная формация общества (локальная цивилизация), о которой речь пойдет позже. Общественная цивилизация характеризует общество как специфическую общественную личность, представляющую единство общественного сознания и практической деятельности людей. Таким образом, так же, как человек представляет собой единство тела и личности, так и общество представляет единство практической (организм) и духовной (цивилизация) формаций.

Общественный организм включает в себя: 1) исходную сферу - людей, требующую воспроизводства в процессе удовлетворения их потребностей; 2) базисную сферу - практическую деятельность, с помощью которой добываются и потребляются необходимые блага для воспроизводства человека; 3) вспомогательную (надстроечную) сферу - управляющий орган (нервная система и психика) для

170

осуществления практической деятельности. Говоря о похожести, мы сознаем существенную разницу между человеком и обществом.

Практическая формация (формация общества) представляет у нас не реальное общество как в историческом материализме, а его идеальный тип (обобщенное понятие), по М. Веберу. В понятии "практическая формация" выделен, прежде всего, определенный аспект (структура, система, процесс и т.п.) общественной реальности - взаимосвязь общественных систем-сфер (общественный строй). Далее, она логически непротиворечива, рационально правильна, соответствует идее, заложенной в нее автором. И наконец, это понятие служит эталоном, посредством которого автор судит о мере удаления или приближения исследуемой общественной реальности к ее идеальному типу - понятию. В этом смысле понятие практической формации фиксирует наиболее существенные свойства общественного организма в интересующем нас аспекте - производство людей, их отношений и институтов. Этим оно отличается от идеального типа Вебера, который в каком-то смысле принципиально оторван от объективной общественной реальности.

Исходная сфера практической формации характеризует начальную предпосылку общества, подобно телу у человека. Она представляет собой отношение между демосоциальной и географической сферами общества. Демосоциальная сфера включает в себя людей, их воспроизводство, быт, воспитание и т.п. Вводя географическую и демосоциальную сферу в структуру практической формации, мы хотим подчеркнуть, что люди, их воспроизводство и деятельность в определенной географической сфере являются первичными в обществе, а не производство материальных благ.

Демосоциальная сфера практической формации представляет собой, на наш взгляд, совокупность 1) людей как биосоциальных организмов с присущими им биосоциальными потребностями (в тепле, сытости, передвижении, сексе, общении, взаимопомощи, самоутверждении и т.п.), способностями (эмоции, мышление, воля, навыки практической деятельности и т.п.), ментальностью, характером; 2) предметов биосоциального (индивидуального) потребления, которые бказываются в их распоряжении, - природных (воздух, вода и т.п.), трудовых (одежда, жилье и т.п.), товарных (приобретенных в результате товарного обмена с другими людьми); 3) способа потребления, воспроизводящего народонаселение через семью, село, город, подсобное хозяйство, торговлю, школу, медицину, транспорт, связь и т.п.

Демосоциальная сфера практической формации является, прежде всего, источником побуждений, способностей, ментальности

171

людей к определенной практической жизнедеятельности, направленной на производство биосоциальных благ и человека. От качества демосоциальной сферы зависит базисная и вспомогательная сферы общественной формации в ее начальной фазе развития. Далее, она является объектом регуляции, эксплуатации и угнетения со стороны базисной и вспомогательной (надстроечной) сфер. В результате этого начальное состояние демосоциальной сферы, потребности, способности, ментальность людей существенно трансформируются, особенно под влиянием базисной сферы. В этом смысле демосоциальная сфера - это не только производство материального тела людей, как у Маркса, но их потребностей, способностей, ментальности.

Обособление демосоциального производства от общественного производства отмечалось Ж. Сисмонди, русскими народниками, Туган-Барановским и др. Сам Маркс четко заявлял, что акт потребления (личного) лежит, собственно, вне экономики1. Исторический реализм смягчает фундаментальное положение исторического материализма о ведущей роли производства материальных благ по сравнению с их личным потреблением2. Не должно быть производства материальных благ вне его какой-то связи с демосоциальным производством.

Демосоциальная сфера практической формации характеризуется потребительским неравенством демосоциальных общностей, что порождает социальную напряженность и конфликты, становящиеся исходной основой социальных конфликтов и революций в обществе. В сфере быта различают потребление 1) бедных, обеспеченных, богатых и т.п., 2) первобытнообщинное, азиатское и античное, феодальное, пролетарское и буржуазное и т.п. Каждая практическая формация характеризуется своей сферой быта.

Вводя понятие демосоциальной сферы, мы объединяем две сферы: демографическую и социальную. Демографическая сфера, имеющая дело с рождением и смертью, браками и разводами, сокращением и ростом населения и т.п. явлениями, неразрывно связана с социальной сферой, которая в советское время являлась уделом социальной политики КПСС и советского государства и как бы была относительно независимой от социальной сферы и политики. В понимании социальной сферы акцент делался не на воспроизводстве людей, а на классовых и т.п. отношениях. К социальной сфере относили

172

...отношения между классами, социальными группами, слоями, а также городом и деревней, людьми умственного и физического труда, нациями, отношения между обществом и личностью, межличностные отношения и т.п. Все эти отношения определяют положение людей в социальной структуре общества, выражают степень равенства, социальной свободы, справедливости, удовлетворения материальными и культурными благами и т.п. Основным звеном социальных отношений являются отношения равенства и неравенства1.

На наш взгляд, основным звеном здесь является степень удовлетворения насущных потребностей людей.

Базисная сфера практической формации выступает главной по своему влиянию на формационные сферы. Она представляет главную форму жизнедеятельности общества, которая обеспечивает воспроизводство общественного тела, превращает географическую среду и общественные отношения в предметы демосоциального потребления. Социальные общности и институты этой сферы являются главными среди других общностей и институтов и образуют своего рода "позвоночник общества".

Прежде всего, именно базисная сфера выражает одну из фундаментальных групп потребностей демосоциальной сферы (материальная обеспеченность, общественный порядок, смысл жизни) и в силу этого становится важной людям. Далее, от нее исходят прямые регулирующие, организующие, направляющие импульсы ко всем остальным сферам формации, прежде всего к исходной (объекту управления, организации, эксплуатации). И наконец, именно базисная сфера в значительной степени определяет характер и направление возникающих надстроечных (вспомогательных) сфер.

Базисное значение той или иной сферы общества и соответствующей ей социальной общности в данном обществе изначально не предопределено. Этим наше понимание базисной сферы отличается от марксистского, у которого базисом всегда является экономика. На наш взгляд, базисность той или иной общественной сферы возникает в результате уникального стечения обстоятельств. Азиатские и европейские формации различаются своими базисными сферами: у них были разные уникальные обстоятельства. Если у Маркса потребностью, определяющей характер экономической базисной сферы, является потребность в материальных благах, которой соответствуют экономические классы, то в неевропейских обществах в основе базисных сфер лежат потребности в порядке, социальном равенстве, которые выражают политические классы.

173

Базисная сфера включает в себя: 1) социальные общности (классы), обладающие специфическими способностями, ментальностью, мировоззрением; 2) многочисленные и разнообразные институты; 3) деятельность и отношения этих социальных общностей и институтов между собой. Один из классов базисной сферы является господствующим (интеллектуально, экономически, политически), и его потребности, способности, мировоззрение, выраженные в определенных институтах, становятся определяющими общественную формацию при определенных объективных условиях.

Превращение данной социальной общности (политической, экономической, теократической, идеократической) в господствующую и определяет данную сферу общества как базисную. В силу ряда обстоятельств (объективных и субъективных) данная социальная общность захватывает ведущее положение в обществе, подчиняя себе другие общности и связанные с ними сферы и роли, делает свою жизнедеятельность главной среди других видов жизнедеятельности других социальных общностей. Одновременно господствующей в обществе становится та форма общественного сознания, носителем которой она является.

Например, совсем недавно в России небольшая политическая общность - большевики захватили власть в обществе, насильно превратили себя и немногочисленных пролетариев в базисную общность, сделали политическую сферу главной (диктатура пролетариата), а вместе с ней и коммунистическую идеологию и на этой основе развили существующую задолго до них политическую формацию, превратив ее в пролетарско-социалистическую.

Вспомогательная (дополняющая, надстроечная) сфера, подобно нервной системе и психике у человека, выступает дополнительным (по отношению к базисной) регулятором исходной сферы и одновременно координатором исходной и базисной сфер. Таковыми в обществах могут быть церковь, государство, идеология, право, искусство, образование и т.п. Вспомогательные сферы включают в себя: 1) специфические социальные группы политиков, интеллигентов и т.п., обладающих определенными потребностями, способностями, сознанием; 2) социальные институты (церковь, школа, музей, библиотека и т.п.); 3) деятельность и отношения этих социальных групп и институтов по реализации своих потребностей и интересов среди людей.

Нужно вновь подчеркнуть, что сферы общества могут быть исходными (начальными), главными (базисными) и вспомогательными (надстроечными) в зависимости от уровня развития общества, конкретных исторических условий (объективных и субъективных)

174

данной страны. Например, государство является базисным в политических формациях и вспомогательным в экономических формациях. Это значит, что главной является определенная сила: экономическая или политическая, а значит, и способ взаимосвязи (и субординации) общественных систем в общественную формацию. В случае экономического базиса таким капиталом (и силой) становятся деньги, а в случае политического базиса - приказ. В экономической формации деньги становятся главным "кровеносителем" и "кровесвязывателем" общественных сфер в формацию. В политической формации таким формационным "связывателем" общественных сфер становятся административно-командные (приказные) отношения.

В зависимости от сложившегося базиса (политического, экономического, смешанного) складывается и надстройка (достройка). Она занимает в общественной формации вспомогательное по отношению к базисной сфере место (и название). В зависимости от характера базиса меняются сферы, институты и функции вспомогательной сферы.

Практическая формация общества возникает стихийно для реализации определенных фундаментальных потребностей людей. Ими в самом общем виде, как мы уже говорили, могут быть потребности в материальном благополучии, в безопасности и могуществе, в построении идеального (справедливого и т.п.) общества. В соответствии с этими потребностями люди стихийно и сознательно выбирают ту или иную сферу в качестве базиса, разрабатывается та или иная религия, оправдывающая именно эту сферу общества в качестве базисной и ее основные цели.

Надстройка, с одной стороны, складывается на основе противоречивого взаимодействия исходной и базисной сфер и зависит от них, а с другой стороны, выступает формой их связи. В качестве относительно самостоятельной части сферы и функции она обладает самостоятельными источниками (и логикой) развития. Надстроечная сфера формации выполняет функцию согласования исходной и базисной сфер, помогая базисной сфере подчинить себе демосоциальную. В ней происходит "достраивание" формационной структуры до способности к более сложной деятельности, придания дополнительного смысла жизнедеятельности общества. Не случайно развитие капитализма в Западной Европе продолжилось только после религиозной реформации, распространения протестантизма. В Советской России этому предшествовал религиозно (идеологически)-социалистический переворот.

175

В этом формационном "доме" базис, прежде всего, сам является надстройкой над исходными сферами, которые он организует (управляет, стимулирует, оформляет организационно). И одновременно он выступает исходной сферой для надстроечных сфер формации общества. Надстройка управляет не только базисом общества (в обратном порядке), но и исходными сферами, тем самым обеспечивая базису дополнительное влияние на исходные сферы общества. Именно поэтому базисная сфера играет такую важную роль в структуре "формационного дома".

Под влиянием базисной и вспомогательной сфер демосоциальная сфера постепенно меняется в части своих массовых потребностей, способов потребления, их условий, которые вначале являются результатом социализации (и воспитания), институтами демосоциальной сферы общества. Развитие массовых потребностей начинается с изобретения кем-то нового предмета и способа потребления. Кроме этого, люди сами в массовом порядке распознают новые свойства вещей, открывают новые способы потребления, развивают свои потребности и до всякого производства. Развивая потребности, национальный характер и ментальность, люди сами становятся источником изменения других сфер общества. Так произошло с советскими людьми, которых перестала устраивать советская формация.

Рис. 11.1. Структура общественной формации
Рис. 11.1. Структура общественной формации

176

Формационная общность является творцом данной практической формации и складывается вместе с ней. Маркс не случайно называл экономическую формацию по названию экономически господствующего класса, который определяет строительство "формационного дома" на всех его уровнях (экономическом, политическом, правовом, идеологическом) в результате реализации своих потребностей, способностей, ментальности. В строительстве "формационного дома" участвует не только экономически господствующий класс, но и другие классы (большие общности), включая рабочих, служащих, интеллигентов. Это значит, что "формационный дом" не является только домом господствующего класса: в этом случае он бы не просуществовал длительное время.

Формационная общность представляет собой иерархию духовной элиты, господствующего класса, части народной массы. Ядро господствующей формационной общности образует та его часть, которая находится в базисной сфере и определяет, с одной стороны, функционирование исходных сфер общества (образ жизни демосоциальной сферы, характер и ментальность людей, их семей и поселений), а с другой стороны, дополняющую сферу формации (религию, идеологию, мораль и т.п.).

Основными способами интеграции людей в формационную общность являются экономика, политика, духовность. Экономическая сила общества основана на материальном интересе, стремлении людей к деньгам и материальному благополучию. Политическая сила общества основана на физическом насилии, на стремлении людей к порядку и безопасности. Духовная сила формации основана на определенном смысле жизни, выходящем за пределы благополучия и власти, имеющем трансцендентный характер - служение нации, Богу, коммунистической идее и т.п. В разных общественных формациях (экономических, политических, смешанных) соответствующие базисные способы интеграции становятся ведущими.

Объединяющие формационную общность признаки касаются, прежде всего, ценностей (идеалов, норм, традиций). Например, советская общность в СССР разделяла коммунистические идеалы, нормы, традиции. Далее, социальным общностям присущи общие чувства, взгляды, убеждения, т.е. мировоззрение. И наконец, социальным общностям (классам), входящим в формационную общность, присуща одинаковая мотивация жизнедеятельности в сфере трудовой, политической, бытовой жизнедеятельности.

Система стимулирования и мотивации отличает данную практическую формацию от других. Труд как процесс потребления рабочей силы требует предельного напряжения духовных, волевых, душевных

177

и физических способностей и сил. Трудовое усилие дается тяжело, даже людям привычным и ответственным. Побуждается (мотивируется) оно совокупностью разных потребностей и интересов: материальных, экономических, моральных, религиозных, политических и т.п. Ведущими среди них становятся мотивы, стимулируемые базисной сферой общества, - экономические в экономических формациях, административные - в политических, смешанные - в смешанных.

Таким образом, формационная общность характеризуется общностью формационного сознания, психологии, ментальности входящих в нее людей, которую мы можем выделить из общественного сознания в качестве относительно самостоятельного структурного элемента. Между входящими в формационную общность людьми возникает доверие. Помимо средств производства, квалификации и знаний людей,

...человеческий капитал, - пишет Ф. Фукуяма, - это в определенной степени и способность людей общаться друг с другом, что имеет важнейшее значение не только для хозяйственной активности, но и буквально для всех аспектов общественной жизни. Способность к общению, к коллективным действиям, в свою очередь, зависит от того, в какой степени те или иные сообщества придерживаются схожих норм и ценностей и могут подчинять индивидуальные интересы отдельных личностей интересам больших групп. На основе таких общих ценностей возникает доверие, которое, как будет показано ниже, имеет большую и вполне конкретную экономическую ценность1.

Таким образом, практическая формация - это метасистема общества, состоящая из исходных, базисных и вспомогательных сфер, взаимоотношений между ними, результатом функционирования которой является воспроизводство, защита и развитие народонаселения. Практическая формация должна обеспечить средства для: 1) жизненных потребностей (в пище, в одежде, в жилье, в транспорте и т.п.) людей; 2) потребностей обороны и нападения (содержать армию); 3) развития изобретательства и науки (научно-познавательные потребности); 4) средства для образования и воспитания людей (воспитательные потребности). Выделение практической формации - это свидетельство объективного факта, что общество имеет "тело", нуждающееся в постоянном воспроизводстве.

Великий русско-американский социолог и социальный философ П. Сорокин среди четырех основных форм интеграции элементов культуры выделяет причинную (и функциональную) интеграцию2.

178

На наш взгляд, общественная формация и представляет собой причинно-функциональное объединение (интеграцию) элементов культуры общества (демосоциальных, экономических, политических, духовных) для воспроизводства общественного тела. Изменение (или устранение) одного из элементов формационной культуры влияет на формационную систему в целом. Степень причинно-функционального единства основных элементов общественной формации различна: в одних формациях она прочна, а в других - слаба.

179


1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 715.
2 См.: Левин Б.М. Социально-экономич. потребности: закономерности формирования и развития. - М.: Мысль, 1974. - С. 42-43.
1 Социальная политика КПСС на современном этапе. - М.: Мысль, 1988. - С. 8.
1 Фукуяма Ф. Доверие // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Академия, 1999. - С. 129.
2 Сорокин П. Социальная и культурная динамика. - СПб., 2000. - С. 22.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved