10.3. Развитие
общественного сознания
и духовной системы

В отличие от государственной власти (политической элиты и бюрократии), которая выполняет охранительную функцию, творческая интеллигенция играет роль преимущественно мутагенную. Ее задача - изменять парадигмы духовного сознания общества, предлагать новые идеи, программы, способы решения вставших перед обществом экологических, технических, экономических, политических, духовных проблем. В этом смысле она становится антагонистом госбюрократии.

Общественное сознание на всех уровнях (психологическом, обыденном (эмпирическом), духовном (теоретическом), во всех своих видах (индивидуальное, групповое, классовое, национальное), типах (научное, идеологическое, художественное, мировоззренческое, идеологическое, воспитательное), формах (естествознание, технознание, обществознание, человекознание), подвидах (политическое, экономическое, моральное и т.п.) развивается относительно самостоятельно от природного и общественного бытия (географической, демосоциальной, экономической, политической сфер общества). Эта самостоятельность выражается во взаимодействии типов и форм сознания, преемственности, обновлении, борьбе, изменении роли отдельных элементов, влиянии на общественное бытие, его разные сферы.

Преемственность общественного сознания выражается в сохранении им от прежних чувств и привычек (психологический уровень), прежних взглядов и навыков (обыденный уровень), прежних эстетических, научных, мировоззренческих, идеологических, воспитательных взглядов. Одновременно с преемственностью происходит утрата многих привычек, взглядов, навыков в психологическом,

163

обыденном, духовном сознании общества, что является важнейшим условием его развития. В результате обновления общественное сознание способно творить новое общественное бытие, отвечающее новым потребностям и интересам людей. Преемственность и утрата - две диалектические противоположности развития общественного сознания. Преемственность сильна в периоды эволюционного развития обществ. В периоды революционного развития общественное сознание быстро освобождается от устаревших представлений.

Обновление общественного сознания в его духовной сфере происходит прежде всего в силу реализации познавательных потребностей ученых (природоведов, техноведов, обществоведов, человековедов). Они решают какие-то научные проблемы в разных сферах общественного бытия. В результате решения этих научных и практических проблем возникают разные идеи, гипотезы, теории. Например, в середине XIX в. возникла гипотеза Мальтуса об отставании производства средств потребления от темпов роста населения, марксистская гипотеза о ведущей роли способа производства материальных благ в развитии общества, неизбежности пролетарско-социалистической революции и построении коммунизма.

По поводу одной и той же географической, демографической, технетической, экономической проблемы возникает множество точек зрения. Между ними начинается идейная борьба - научная, идеологическая, эстетическая, мировоззренческая. В научной сфере эта борьба представляет систему доказательств верности одной точки зрения и ложности другой. Например, в результате научной борьбы была доказана ложность теории флогистона (горючего вещества) и подтверждена кислородная теория горения Лавуазье. В идеологической сфере эта борьба представляет собой доказательство того, что данная теория-гипотеза в большей мере выражает интересы данного класса, чем другая. Например, марксистско-ленинская теория претендовала на выражение интересов пролетариата и рабочих в большей мере, чем теория прудоновско-бернштейновская. В России шла борьба между меньшевиками (Плеханов) и большевиками (Ленин) о путях развития страны. В искусстве сталкивались разные школы. Например, в революционной России были футуристы, реалисты, кубисты и т.п. В мировоззрении идет постоянная идейная борьбы между религией и философией, разными формами философского мировоззрения. Например, в конце XIX в. претензии на научность и верность заявил диалектический материализм в противоположность диалектическому и иному идеализму Гегеля, Канта и других философов.

164

В разные периоды развития и у разных обществ те или иные уровни, типы и формы общественного сознания приобретают больший или меньший вес и роль. Например, в доиндустриальную эпоху (первобытное и феодальное общества) господствующими были психологический, обыденный уровень и религиозный тип идеологии. Именно они образовывали прочную иерархию, которая сплачивала людей в общественный организм. В пролетарско-социалистическом (советском) обществе ведущую роль в духовной сфере играла КПСС, марксистско-ленинская идеология. В настоящее время научное сознание все больше вторгается во все типы духовного сознания и оказывает громадное влияние на обыденный и психологический уровень.

Путь от духовной (художественной, научной, идеологической, мировоззренческой) идеи до общественного бытия опосредован, извилист, труден и включает в себя несколько уровней: духовный, обыденный, психологический. Вначале возникает идея, например идея пролетарско-социалистической революции. Затем эта идея начинает пропагандироваться среди людей с помощью СМИ. Если она получает общественное признание, возникают организационные формы реализации этой идеи. Этими организационными формами являются: в политической жизни - политические партии, в экономической жизни - корпорации, банки, страховые компании, в духовной сфере - лаборатории, институты и т.п. И наконец, эти идеи становятся целью деятельности этих сообщностей, институтов, организаций, которые изменяют характер общественного бытия. В политической сфере это выражается в изменении политических режимов, конституций, госорганов, в экономической жизни - в ценообразовании, инфляции, росте покупательной способности и т.п.

Вместе с реализацией духовных идей в жизнедеятельности правящих элит, институтов, организаций, общностей (классов, страт, наций и т.п.) происходит постепенное изменение общественного бытия. Например, после 1992 г. вместо государственного распределения, следствием которого стали пустые прилавки магазинов, возникло рыночное распределение, и прилавки магазинов постепенно заполнились. Одновременно встали заводы, лишенные планового регулирования. Начавшись в одном месте, изменение общественного бытия распространяется по всей территории страны. Под влиянием изменившегося общественного бытия начинает меняться общественная психология и общественное обыденное сознание людей.

Каждый тип духовного сознания связан с определенными сторонами: общественного бытия, фундаментальными общественными отношениями, которые они сознают и творят. Например, наука

165

связана с материально-экономическими отношениями, идеология - с классовыми, искусство - с эстетическими, мировоззрение - с отношением между сознанием и бытием (смыслом жизни и смерти, длительностью существования человечества и т.п.).

Художественное сознание дает художественное осмысление прошлого, наличного и будущего общественного бытия. Оно может прогнозировать наступление будущего общества в своеобразной форме, готовя и предостерегая людей (например, Блок в поэме«Двенадцать«, Хлебников в своих пророческих стихах, А. Платонов в«Котловане« и т.п.). Через СМИ художественное сознание влияет на потребности, интересы, установки людей, которые становятся мотивами их разнообразной деятельности.

Научное сознание возникает в ответ на производственные потребности людей, связанные с совершенствованием средств производства, организации труда, отношений собственности, поддержанием порядка в обществе и т.п. Вначале развивались науки естественные, затем технические, потом о человеке и обществе. На определенном этапе развития естественные науки отделяются от производственных проблем и начинают решать свои (теоретические) проблемы, которые связаны с производством опосредованно. С появлением капитализма резко возрастает роль общественных наук и наук о человеке, что связано с осложнением структуры общества и возрастанием роли сознательности людей, их классовой дифференциации, социальной мобильности и необходимости учета их интересов.

Мировоззренческое сознание дает общее представление об отношении сознания и бытия, общественного сознания и общественного бытия, индивидуального сознания и индивидуального бытия и тем самым отвечает на вопрос о смысле жизни человечества, общественной и личной жизни.

С появлением капиталистического общества, ускорением общественного прогресса, возрастанием роли субъективного фактора значительно возрастает роль идеологического сознания. Оно предлагает модель будущего общественного строя, средств и методов его достижения, сроков и цены общественного прогресса, объединяющую людей, классы, институты и ориентирующую своих сторонников на практическое изменение общественного бытия. Существующие в обществе классы, политические партии, элиты предлагают разные идеологии развития общества, в которых выражаются интересы разных общественных субъектов. Возникает идеологическая и политическая борьба, носящая либо демократический (через выборы), либо революционный (через войну) характер.

166

Эта борьба происходит сейчас в путинской России, оказавшейся снова перед выбором, который, казалось бы, россияне уже сделали в 1991 г. в пользу сильного, демократического, правового, социального государства: новый президент возрождает сильное (авторитарное) государство. Возможное объяснение такому повороту событий можно найти в высказывании видного французского социолога А. Турена:

Анализ социальной системы заменен в Третьем мире историей страны, а последняя подчинена идее национальной или региональной природы. Внутренние конфликты кажутся подчиненными внешним конфликтам национального и иностранного. Национальная независимость представляется гораздо более важной целью, чем свобода или равенство1.

Создается впечатление, что авторитарное общественное сознание снова берет верх в российском обществе вместе с захватом ведущего места военными в правящей верхушке России. Оно ставит сильное государство выше свободы, справедливости, обеспеченности населения страны.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что входит в общественное сознание?
  2. Как взаимосвязаны общественное сознание и общественное бытие?
  3. Как взаимосвязаны общественное, групповое, индивидуальное сознание?
  4. Как взаимосвязаны психологический, обыденный, теоретический (духовный) уровни общественного сознания?
  5. Как взаимосвязаны общественное сознание, мировоззрение, идеология?
  6. Как взаимосвязаны обыденное, эмпирическое, научное сознание?
  7. Перечислите основные формы, виды и уровни общественного сознания.

167

Библиографический список

  1. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. Ч. 1 - М.: МГУ, 1993.
  2. Букчин М. Реконструкция общества (на пути к зеленому будущему). - Н. Новгород: Третий путь, 1996.
  3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 2 /И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.
  4. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. - М.: Центрполиграф, 1994.
  5. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. - М.: Владос, 1998.
  6. Моисеев Н. Расставание с простотой. - М.: Аграф, 1998.
  7. Панарин А.С. Политология: Учебник. - М.: Проспект, 1988.
  8. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985.
  9. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 1999.
  10. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: Экономика, 2001.

168


1 Турен А. Возвращение человека действующего. - М.: Научный мир, 1998. - С. 53.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved