10.2. Структура духовной системы

Духовная система (сфера) общества включает в себя интеллигенцию и ее сознание (субъект), духовную деятельность, духовные отношения между интеллигентами, а также между интеллигенцией и остальной частью общества. С функциональной стороны духовная сфера общества включает в себя духовное сознание, духовную деятельность, духовные отношения, выступая специфической формой духовной жизнедеятельности общества. С институциональной стороны духовная сфера представляет собой совокупность интеллигентов, духовных институтов (художественных, образовательных, научных), представленных кафедрами, НИИ, академиями, СМИ, библиотеками и т.п., и отношений между ними. Таким образом, духовная сфера есть единство духовного сознания, духовной деятельности, духовных институтов.

159

К духовной сфере (сознание, деятельность, институты) относятся искусство, наука, мировоззрение, идеология, воспитание. Прежде всего, они включают в себя в специфической форме психологический, обыденный, духовный уровни. Далее, эти типы общественного сознания характеризуются своими предметами, формами и методами познания, духовными ценностями. Сравните, например, симфонию, теорию Эйнштейна, социологию О. Конта. И наконец, они выступают формами регуляции общественного бытия через соответствующие виды духовной и практической деятельности людей. Например, мировоззрение регулирует общественное бытие опосредованно, через искусство и науку.

Искусство как духовная сфера общества включает в себя: 1) совокупность художественных субъектов (индивидов, общностей, институтов, организаций), их художественного сознания, навыков и приемов художественной деятельности; 2) художественную деятельность и отношения между художниками; 3) художественные блага (ценности - живописные, музыкальные и т.п.).

В качестве художественного сознания искусство рассматривается безотносительно к своим субъектам как совокупность художественных благ, способов их восприятия, методов художественной деятельности. Таким образом, искусство является и духовной сферой, и институтом, и общественным сознанием. В силу этого оно оказывает своеобразное непосредственное и опосредованное влияние на общественное бытие:

  • представляет эстетическое отношение человека к природному и общественному бытию, существующее в сознании художников в форме эстетического идеала;
  • воспроизводит природное и общественное бытие в форме художественных образов, которые являются единством типического в индивидуальном, эстетического идеала в конкретном. Таковым, например, является образ Чичикова из "Мертвых душ" Гоголя;
  • в художественных образах художники воспроизводят свой эстетический идеал, интересы и потребности, поэтому художественный образ есть не воспроизведение природного и общественного бытия, а его художественное преобразование;
  • является результатом духовной деятельности художественной интеллигенции (живописцев, музыкантов, архитекторов и т.п.), обладающей к этому природными и приобретенными задатками и способностями;
  • воздействие на общественное бытие искусство оказывает созданием как художественных произведений, воспитывающих эстетический вкус людей, так и художественных образов будущего природного и общественного бытия.

160

Наука - это и сфера общества, и тип общественного сознания. Научная сфера общества включает в себя: 1) научное сообщество ученых, лаборатории, НИИ с присущим им сознанием (знаниями, мышлением, памятью и т.п.); 2) научное сознание, отражающее данную сторону бытия, и 3) духовно-практическую деятельность, направленную на развитие научного сознания и проведение экспериментов. Научное сознание в самом общем виде включает в себя научные знания, методы научного познания, научное мышление, эксперимент и т.п.

Научная сфера выступает и в качестве элемента экономической сферы, когда происходит финансирование, строительство научных сооружений и т.п. Развитие науки определяется внутренними проблемами и противоречиями, которые она пытается разрешить. Ее развитие определяется и интересами практики, и средствами (финансовыми, людскими, материальными), выделяемыми на ее развитие.

  1. Предметом научного познания является та или иная сторона бытия (природного, общественного, человеческого).
  2. Научное познание включает в себя эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирическими методами познания выступают наблюдение, эксперимент, а теоретическими - анализ и синтез, историческое и логическое, гипотеза и аналогия, моделирование и т.п.
  3. Формами научного знания являются описание и научный факт (естественный, технический, социальный, антропологический), а также научные суждения, понятия, гипотезы, теории.
  4. На основе научных знаний создаются приборы и средства производства.

Научная сфера общества подразделяется на ряд подсфер, различающихся своими предметами, методами познания, знаниями, их ролью в познании и творении общественного бытия: 1) естествознание, 2) технознание, 3) обшествознание, 4) человекознание. В рамках каждой из этих научных сфер (и типов научного сознания) можно выделить множество более конкретных: физика, химия и т.п.; механика, сопромат и т.п.; социология, политология и т.п.; психология, валиология и т.п.

В результате общественного разделения труда ученые из разных научных сфер знают преимущественно свои предметы. Это мешает комплексному использованию научных знаний при реализации сложных проектов. Например, ельцинские либеральные экономисты

161

не знали психологии, социологии, политологии, истории при проведении своих либерально-капиталистических реформ в России.

Мировоззренческая сфера включает в себя сообщество мировоззренческих субъектов (философов, теологов, кафедр, церквей и т.п.), владеющее обобщенной формой духовного сознания, которая реализуется в сознании их учеников и читателей, управляя их духовной и практической деятельностью. Мировоззренческое сознание существует в форме мифологии, религии, философии.

Идеология - это составная часть духовной сферы и сознания людей. Она включает в себя идеологическое сообщество субъектов (людей, общностей, институтов, организаций), систему взглядов, понятий, гипотез, теорий, а также умений и навыков, присущих этим субъектам и отражающих общественное бытие через призму интересов общества, класса, этноса и реализуемых в общественном бытии.

Общественная идеология - это система идей, теорий, взглядов, в которых сформулированы интересы (главные цели) социальной общности, нации, элиты, способы, сроки их реализации. Идеология представляет собой конкретизацию определенного мировоззрения и программу практических действий по изменению общественного бытия в интересах класса, нации, элиты. Она выступает в большей мере в виде духовно-практического сознания людей:

  • представляет осознание (отражение, воображение, оценку) сущности общественного бытия, содержит теоретически обоснованные, логически систематизированные суждения, понятия, гипотезы и т.п.;
  • представляет собой осознание общественного бытия с точки зрения интересов данного субъекта (народа, класса, элиты и т.п.). В XX в. основными идеологиями были пролетарско-социалистическая и буржуазно-либеральная;
  • регулирует поведение людей, а через него развивает общественное бытие.

Воспитание - важнейшая духовная сфера общества и духовное сознание (педагогика). Оно включает в себя: 1) субъекты воспитания (семью, школу, институт и т.п.); 2) воспитательную деятельность, результатом которой является индивидуальное (и общественное) сознание; 3) педагогические (воспитательные) отношения между субъектами воспитания и воспитуемыми. С развитием человечества воспитательная сфера общества приобретает все большее значение, требует все больших усилий и времени для своего осуществления. Это связано с колоссальным усложнением человеческой личности и среды воспитания.

162

Таким образом, духовная сфера (жизнь, система) общества представляет собой относительно самостоятельную форму жизнедеятельности людей (и специальных институтов) в рамках общественного разделения труда. Если общественное сознание как осмысление и творение общественного бытия представляет собой функцию мозга общественных людей, то духовное сознание представляет собой функцию интеллигенции общества, сделавшей духовную деятельность, производство духовных благ (ценностей) своей основной профессиональной деятельностью.

163



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved