ГЛАВА 7
Демосоциалъная
система обществ
Демография (от греч. demos - народ и grapho - пишу; народоописание) - наука, изучающая статистическое состояние человеческих популяций по их размеру, полу, возрасту, семейному положению, этническому происхождению, а также изменение этих популяций в коэффициентах рождаемости, смертности и миграции.
Демографическая сфера обществ включает в себя совокупность людей, семей, социальных общностей, поселений и отношений между ними, направленных на удовлетворение фундаментальных (жизненных) потребностей, связанных с воспроизводством людей, их социализацией.
Главным элементом демографической системы является человек как биосоциальное существо. С одной стороны, он является биологической предпосылкой человечества, а с другой стороны, выступает результатом его исторического развития. История обществ и человечества, с одной стороны, есть результат деятельности людей, стремящихся к удовлетворению своих потребностей, а с другой стороны, сами потребности меняются под влиянием истории. В диалектическом единстве и борьбе этих противоположностей (потребностей и деятельности) заключается разгадка развития обществ и человечества.
В качестве предпосылки истории человек представляет собой совокупность внутренних побуждений (потребностей, интересов, целей), способностей (характера, воли, сознания), практической деятельности.
Главными внутренними побуждениями людей являются их потребности. Взаимодействие человека и среды проходит цикл, включающий состояния нужды (состояние неудовлетворенности), потребности (побуждение к активности), удовлетворения (потребности). Состояния нужды и потребности тесно взаимосвязаны и обычно не разграничиваются в психологии и социологии.
Нужда человека представляет собой объективное состояние расхождения между необходимым и фактическим состоянием его тела,
108
отражающееся в психике в эмоциях и суждениях неудовлетворенности.
Потребность - это побуждаемое состоянием нужды стремление к состоянию удовлетворения. Оно представляет собой противоречие между информацией человека о необходимом благе (предмете удовлетворения) и внешней средой, разрешающееся в виде эмоционально-целенаправленного поиска предмета потребления (влечения и интереса) и программы потребительских действий и операций по превращению предмета потребления в предмет удовлетворения.
Удовлетворенность человека представляет собой объективное состояние соответствия необходимого и фактического состояния его тела (метаболической системы), отражающееся в его психике в эмоциях и суждениях удовлетворенности. Таким образом, нужда, потребность, удовлетворение включают в себя определенное объективное и субъективное (эмоционально-сознательное) состояние.
Потребности человека как биосоциального существа делятся на биологические, социальные (ориентация на других) и духовные (познавательные, нравственные, мировоззренческие и т.п.). Из определения потребностей видно, что они различаются характером своей эмоциональной, познавательно-оценочной и регулятивно-практической составляющей. Биологические потребности людей делятся на метаболические (в тепле, в сытости, в давлении и т.п.) и психические (в свете, в запахах, в новизне и т.п.). Они носят бессознательно-рефлекторный характер, но сознаются людьми и регулируются ими в целях сохранения здоровья. Социальные и духовные потребности носят сознательный характер, представляют собой формы сознательно-активного отношения людей к общественному бытию. Основой появления более высокой потребности является удовлетворение низшей потребности. В этом смысле реализация потребности в пище является условием актуализации познавательной, нравственной, эстетической потребности.
Та или иная потребность человека проявляется в множестве интересов, которые входят в структуру потребностей людей, но обладают по отношению к ним определенной самостоятельностью. Человек может не испытывать актуальной потребности, но испытывать интерес к среде. В этом проявляется относительная самостоятельность познавательно-оценочной составляющей потребности по отношению к своей нужде и удовлетворенности: можно стремиться к удовлетворенности, не испытывая соответствующей нужды. Это значит, что за интересом всегда стоит та или иная потенциальная потребность.
Интерес - это противоречие между представлением о предметах, орудиях, условиях потребления и средой, которая выступает
109
критерием (основой) оценки среды с точки зрения информации о предмете удовлетворения. Интересы представляют эмоционально-познавательно-оценочные отношения (стремления) субъектов к условиям потребления, прежде всего предметам потребления, проявляющиеся в соответствующей практической и духовной деятельности. Представления о предметах, условиях, орудиях потребления выступают в эмоциональной форме желаний, соответствующих видам познавательной и практической деятельности, обладающей относительной самостоятельностью по отношению к деятельности потребления. Актуальный интерес представляет цель определенной деятельности, т.е. представление о предполагаемом результате деятельности при данных условиях и средствах. Если интерес всегда выступает проявлением потребности и целью какой-нибудь деятельности, то цель может и не быть интересом. Это происходит при выполнении приказа совершить какое-нибудь действие. В этом случае цель не имеет отношения к потребностям человека и не вызывает эмоционального, духовного и практического подъема.
Потребности людей неразрывно связаны с их способностями: психическими, духовными, практическими (умениями). Способности людей возникают из задатков, которые передаются генетически. Задатки превращаются в способности при определенных условиях общественного бытия. Способности делятся на общие и специальные. Общими способностями считается такая система психических свойств, которая обеспечивает овладение определенными знаниями, навыками, опытом различных видов жизнедеятельности людей. Специальными являются способности человека, которые помогают достигнуть относительно высоких результатов в какой-нибудь отдельной деятельности: землепашестве, столярной, музыкальной и т.п.
Есть общие способности, проявляющиеся в каждой практической и духовной деятельности людей. Во-первых, это психические способности чувственного познания (отражения, оценки, чувственного представления). Во-вторых, это практические способности совершения определенных действий руками и ногами. В-третьих, это интеллектуальные способности (память, мышление, выдвижение гипотез и т.п.). В-четвертых, это волевые способности - к мобилизации своих физических и психических свойств для решения какой-то проблемы.
Практические и духовные способности имеют разные уровни: репродуктивный (усвоение знаний, научение какой-либо деятельности, воспроизводство образца), творческий (выдвижение гипотез, совершение прежнего, придумывание нового), талант и гениальность (достижение в духовной и практической сфере принципиально
110
новых результатов, имеющих большое общественное значение). Очевидно, что талант и гениальность есть выдающиеся способности, которые имеют под собой соответствующие задатки.
Под влиянием потребностей (и интересов), при наличии соответствующих способностей, а также предметов, орудий, условий возникает практическая и духовная деятельность. Практическая деятельность, о которой речь уже шла выше, направлена в конечном итоге на индивидуальное потребление, поддержание порядка и т.п. Духовная деятельность направлена на развитие духовности людей, их воспитание в соответствии с вызовами истории. Коллективный характер деятельности людей усложняется с каждым этапом в развитии обществ, что приводит к результатам, неподвластным этим людям. Реализуя в деятельности свои потребности и способности, люди их развивают.
Демографическая сфера общества не только зависит от географической и биологической сферы, но и сама находится под влиянием вышележащих сфер общества: экономической, политической, духовной. Поэтому эту сферу мы называем демосоциальной. Она включает как собственно демографические (численность, рост, смертность и т.п.), так и социальные (семьи, поселения, этносы, классы, страты и т.п.) характеристики и процессы. Социальная политика государства является по сути демосоциальной и должна так и называться. Она относится нами к демосоциальной сфере обществ, оказывает влияние на потребности и интересы людей, которые можно назвать демосоциальными (исходными) по сравнению с экономическими, политическими, духовными. Такое объединение позволяет решить важные задачи.
- Выделить в ней прежде всего демосоциальные потребности и интересы людей как источники Человеческой активности и результаты (и цели) общественных сфер, общественной формации, их развития. Ведь потребности и интересы зависят прежде всего от социального положения, общественного строя и цивилизации данного общества. Причем потребности и интересы не только мужчин и женщин, детей, взрослых и стариков, но и потребности и интересы их как разных социальных групп.
- Показать зависимость демосоциальной сферы от остального общества не только в части собственно демографических характеристик, но и потребностей и интересов, зависящих непосредственно от общественного строя и цивилизации. Это значит, что при рассмотрении демосоциальной сферы мы исходим из того, что она не только является природной предпосылкой образования обществ, но и преобразована общественным строем данного общества.
111
- Выделение демосоциальной сферы позволяет обсуждать влияние на формации и цивилизации не только демографических характеристик (численность, рост, смертность и т.п.), но и основных демосоциальных побуждений (потребностей) людей, что обычно в той или иной степени выпадает из рассмотрения социальных философов.
112