6.3. Экологический кризис

Производственное и бытовое воздействие обществ на природу носит как сознательный, так и стихийный, как положительный, так и отрицательный характер. Эту сторону деятельности называют экологической составляющей. Экологическая деятельность представляет собой специфическое проявление активности обществ по отношению к природе и географической среде. Если в начале развития обществ географическая среда оказывала влияние на разные стороны сознания людей как внешняя по отношению к обществу, то постепенно она становится составной частью общественного организма в виде географической сферы.

Сознательность означает, что люди ставят перед собой какие-то цели, в соответствии с которыми изменяют свое общественное бытие: занимаются землепашеством, вырубают леса, добывают уголь,

102

строят города и т.п. Но в результате их сознательной деятельности в общественном бытии возникают изменения, которые выходят за пределы поставленных целей: вырубка лесов нарушает полноводность рек, автомобильный транспорт выделяет вредные вещества, запуски ракет в космос нарушают озоновый слой и т.п. В результате стихийного воздействия на природу нарушается равновесие между естественными природными процессами. Соотношение сознательного и стихийного в воздействии человечества на природу постепенно смещается в сторону повышения роли сознательного, но от этого воздействие человечества на природу меняется мало.

Взаимодействие человечества и природы проходит три стадии: 1) активности природы по отношению к человечеству и адаптации человечества к географической среде (ноосфера и т.п.); 2) равновесия между воздействием природы и человечества друг на друга, при котором производственно-техническое воздействие на природу уравновешивается ее активностью, промышленные и бытовые отходы человеческой деятельности перерабатываются природой и. не мешают жизнедеятельности людей; 3) экологического кризиса, когда негативное воздействие промышленно-технологической деятельности не нейтрализуется, а накапливается, создавая в перспективе угрозу географической сфере и среде обществ и человечества. Экологический кризис представляет собой такой этап взаимодействия человечества и природы, при котором не осуществляется естественное воспроизводство географической среды человека.

С пространственной точки зрения различаются локальные, региональные, глобальные экологические кризисы. По своим причинам они бывают природными и антропогенными. В первом случае экологический кризис возникает вследствие природных катаклизмов: например, гибель Помпеи в результате извержения вулкана, гибель Атлантиды (крито-микенской культуры) в результате извержения вулкана Санторин и т.п. Во втором случае экологический кризис возникает в результате деятельности человечества: чернобыльская катастрофа, озоновая дыра, землетрясения в результате ядерных испытаний и т.п. Наибольшую опасность для человечества, а посему и научный интерес представляют антропогенные кризисы - локальные, региональные, глобальные.

Техногенные катастрофы оказывают глубокое влияние на осознание передовой частью общества, прежде всего интеллигенцией, новой ситуации, а также реального состояния своего общества. Некоторые техногенные катастрофы можно считать "знамением

103

времени", объективными рубежами, отмечающими вступление обществ в новый этап развития.

Сущность современной экологической ситуации выражается в следующих моментах. Во-первых, в силу усложнения техники и технологии значительно увеличивается вероятность техногенных катастроф: авиационных, на ядерных станциях, на атомных подлодках и т.п. Во-вторых, происходит быстрое истощение сырьевой и энергетической составляющей географической среды человечества. Например, при нынешних темпах потребления нефти она исчезнет через 50 лет. То же происходит с углем и газом. В-третьих, сокращаются естественные средства потребления: питьевая вода, кислород, нормальное геомагнитное поле и т.п. В-четвертых, происходит быстрое загрязнение географической среды и сферы (атмосферы, гидросферы, литосферы и т.п.). В-пятых, резко возрастает количество и распространение разного рода заболеваний, с которыми человеческий организм уже не способен справляться.

В начале XX в. В.И. Вернадский сформулировал положение, что человек превращается в основную геолого-преобразующую силу планеты. Возникает угроза существованию человечества. Чтобы обеспечить свое будущее, человечеству предстоит осознать угрожающую ему опасность и взять на себя ответственность за дальнейшее развитие биосферы (географической среды) и человечества. В результате возникает четвертый этап взаимодействия человечества и природы, который направляется деятельностью общечеловеческого Разума, представляющего составную часть общечеловеческого сознания. В.И. Вернадский назвал это состояние взаимодействия Природы и Человечества ноосферой. Это эпоха, когда Коллективный Разум и Коллективная Воля - важнейшие элементы Общечеловеческого сознания, окажутся способными обеспечить коэволюцию, т.е. параллельное развитие Природы и Человечества1. Если же коэволюции развития Природы и Человечества не произойдет, то Человечеству угрожает гибель.

Вопрос о коэволюции Природы и Человечества остается открытым. Человечеству в лице развитых стран до сих пор не удается отказаться от своего эгоистического потребительства, выступающего необходимой стороной рыночной экономики. Оно еще только в начале согласования своего поведения (норм и обычаев) с развитием

104

биосферы, а значит, биосфера еще долго не перейдет в состояние ноосферы. На Международном конгрессе в Рио-де-Жанейро (1992) была впервые предпринята попытка сформулировать общую схему поведения человечества по отношению к природе, получившую название "устойчивого развития", т.е. развития, приемлемого для сохранения экологической ниши человечества - его биосферы. Были приняты некоторые конкретные призывы, в частности прекращение производства фреоновых приборов, влияющих на озоновый слой планеты. Но все это чрезвычайно незначительно по сравнению с надвигающейся экологической катастрофой.

Академик Н. Моисеев полагает, что в отличие от XIX в., который был веком пара, в отличие от XX в. - века электричества и атомной энергии,

... наступающий век будет веком гуманитарных знаний... ибо наука об обеспечении коэволюции и есть та комплексная дисциплина, которая должна дать людям знание о том, что необходимо для продолжения существования человечества на Земле и дальнейшего развития его цивилизации1.

Он отмечает, что изучение условий коэволюции Природы и Человечества продвинулось в ряде конкретных направлений: показана огромная стабилизирующая роль биоты2 в целом и ее отдельных экосистем.

Биосфера представляет собой громадную нелинейную систему, в которой нам известны немногие фрагменты. Она включает в себя множество положительных и отрицательных обратных связей. Первые отвечают за развитие системы, ее усложнение, вторые - за ее стабильность (гомеостаз). Сейчас нужно обратить особое внимание на изучение механизмов обратной связи, особенно отрицательной, т.е. дающей информацию о негативном ее состоянии с точки зрения географической среды. Особое внимание заслуживает вопрос о стабильности биосферы, ее способности реагировать на внешние возмущения антропогенного характера, чтобы они не выводили ее из состояния гомеостазиса.

В 70-е гг. группа советских исследователей начала систематическое исследование биосферы. Была проверена гипотеза о возможности "ядерной зимы" и "ядерной ночи" в случае обмена ударами водородных бомб между СССР и США. Гипотеза подтвердилась, что

105

сделало гонку ядерных вооружений бессмысленной. СССР позже своих противников осознал это и прекратил гонку вооружений, что стало одной из экономических причин краха советского строя. В процессе компьютерного изучения биосферы было установлено, что, когда интенсивность воздействия на нее превосходит некоторый порог (энергия свыше 3 тыс. мегатонн), биосфера никогда не возвращается в исходное состояние. Иной становится циркуляция атмосферы, структура океанических течений, структура осадков, распределение температур, а в целом и распределение биоты.

Конгресс в Рио-де-Жанейро поставил на повестку дня сохранение не только отдельных видов животных, но и экосистем. Далее, он показал необходимость выработки новой демографической политики для адаптации человечества к меняющейся географической среде и сфере. Обсуждалась проблема постепенного сокращения численности человечества. И наконец, стала сознаваться необходимость смены общественных ценностей, особенно ценностей потребительской (западной) цивилизации, основанной на безудержном технологическом прогрессе. Если этого не произойдет, человечество ожидает планетарный кризис и ожесточенный конфликт из-за ограниченных ресурсов.

Если же человечество осознает необходимость коэволюции с природой, ему придется пережить новую идейную Реформацию:

Переход к эпохе ноосферы, - пишет Н. Моисеев, - будет столь же радикальным, как и утверждение табу "не убий!", качественно перестроившего весь процесс антропогенеза, переведя его из эпохи биологического развития в стадию развития общественного. Мы не знаем, каким будет общество будущего. И вряд ли стоит гадать! Но мы знаем, что потребуется высокий уровень интеллигентности и знаний1.

Таким образом, общественное сознание в его духовной (интеллектуальной, разумной) сфере и соответствующих институтах должно осознать факт экологической опасности, стать субъективной причиной изменения общественного бытия, а через него и географической сферы общества. Известный экоанархист Мюррей Букчин пытается сформулировать идею третьего пути, предлагая

либертарное решение, ориентированное не на рыночную экономику и не на контролируемую государством экономику. Оно ориентировано на моральную экономику, основанную на внимании к человеческим потребностям, на порядочности и кооперации для общего блага2.

106

Для осуществления такого пути развития человечества нужно прекратить доминирование человека над природой, а для этого нужно прекратить доминирование сильного над слабым, мужчины над женщиной, умного над глупым, богатого над бедным.

Надеждам на то, что человечество сможет жить в рациональном равновесии с природным миром, не суждено исполниться, пока мы не прекратим доминирование и иерархию в социальном мире, такой смысл я вкладываю в слова"социальная экология", - пишет М. Букчин1.

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличается географическая сфера общества от природы?
  2. Что входит в понятие"географическая среда" общества?
  3. Покажите влияние географической сферы на человека.
  4. Какие этапы проходит взаимодействие человека и природы?
  5. Что такое экологический кризис? Чем отличается экологический кризис от экологической катастрофы?
  6. Охарактеризуйте современную экологическую ситуацию.
  7. Реализуется ли в жизнь концепция устойчивого развития?
  8. Можно ли создать Мировой Разум и обуздать экологический кризис?
  9. Что такое ноосфера? Что включает в себя Новая экологическая реформация?
  10. При каком условии сможет выжить человечество?
  11. Что входит в понятие"менталитет, ментальность"?

107


1 Моисеев Н. Расставание с простотой. - М.: Аграф, 1998. - С. 453-454.
1 Моисеев Н. Указ. соч. С. 454.
2 Биота - это часть биосферы и исторически сложившаяся совокупность растений и животных, объединенная общей областью распространения.
1 Моисеев Н. Указ. соч. С. 459.
2 Букчин М. Указ. соч. С. 6.
1 Букчин М. Указ. соч. С. 8.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved