5.3. Социальное прогнозирование
и проектирование

Важнейшей функцией социальной философии является прогностическая. Она заключается в попытках предсказать тенденции развития обществ на основе понимания прошлого и настоящего. На наш взгляд, социальное прогнозирование (предвидение) можно свести к двум противоположным, но взаимосвязанным

89

направлениям - социальному прожектерству (пророчеству) и социальному проектированию (предвидению). Социально-философское предвидение характеризует общества и человечество в целом.

Познавательные и практические проблемы взаимосвязаны: одна является условием решения другой. Познавательная проблема представляет собой противоречие между знанием и незнанием, выражающееся в виде вопросов и гипотез. Практическая проблема представляет собой противоречие между поставленной целью, с одной стороны, и средствами (познавательными и материальными), темпами и ценой ее решения - с другой стороны. Она носит познавательный, волевой и организационный характер. Если первую проблему решает ученый, то вторую - руководитель-организатор.

Условием постановки и понимания социально-философской проблемы является временная дистанция между интерпретатором и интерпретируемым явлением. Согласно Хайдеггеру, само бытие должно быть понято в горизонте времени. При этом понять настоящее труднее, чем прошлое. Пока историческое явление (советский социализм) еще живо, его трудно правильно понять в силу множества идеологических и политических причин.

Отстояние во времени, - пишет Гадамер, - позволяет разрешить подлинно критический вопрос герменевтики1, а именно: отделить истинные предрассудки, благодаря которым мы осуществляем самый акт понимания, от ложных, искажающих наше понимание2.

Наличие предпонимания означает, что ответ на вопрос будет иметь определенный смысл. М. Вебер, в отличие от исторического материализма и реализма, полагал, что познание общества предполагает устранение из социологического мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращений социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью. Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых "научных прогнозов".

90

Почему М. Вебер отказывает социологии в "научных прогнозах"? Это обусловлено тем, что, с одной стороны, социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным правилам - формальной логике и общечеловеческим ценностям. С этой точки зрения она не может претендовать на предвидение будущего: на это может претендовать только диалектическое мышление. С другой стороны, социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к определенным общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление человеческому мышлению. "Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу",-писал М. Вебер. Но эти ценности меняются от эпохи к эпохе. Как предсказать общечеловеческие ценности будущего? Из вышесказанного следует, что "ненаучные" прогнозы, имеющие "наукоподобный" характер, делать можно, и они делаются. Это было характерно для Маркса и Ленина, Горбачева и Ельцина. Это характерно для многих современных мыслителей, например Сороса, прогнозирующего крах США и однополярного мира, основой которого является могущество США.

Социальное проектирование и социальное прожектерство включают в себя следующие основные этапы: 1) социальную проблему, нуждающуюся в решении; 2) процесс ее теоретического решения; 3) социальный проект или социальный прожект как результаты этого решения. Социальный проект и прожект представляют собой образное и теоретическое описание желательного состояния какой-нибудь социальной системы и способ достижения этого состояния в результате практической деятельности. Описание будущего и желательного состояния социальной системы выражается в системе основных свойств или принципов. Способ реализации целей социального проекта (или прожекта) включает в себя описание предмета, орудий, исполнителей, действий и т.п. условий.

Социальный проект представляет собой реальную возможность, для превращения которой в действительность существуют необходимые условия; обладает незначительной мерой утопичности, характерной для всякого социального проектирования; в случае реализации на практике существенно не отличается от своего замысла по основным чертам, цене, способу осуществления, срокам, отсутствием излишних социальных конфликтов, а в случае последних - мирным способом их разрешения. Социальное проектирование ориентировано на то, чтобы свести до минимума разрушения в перестраиваемом социальном объекте, избежать социальных революций.

91

Социальный прожект представляет собой формальную возможность, для превращения которой в действительность существуют случайные условия; обладает значительной степенью утопичности по своим целям, исполнителям, действиям и т.п.; в случае реализации на практике существенно отличается от своего замысла; сопровождается острыми социальными конфликтами, которые зачастую приобретают антагонистический характер. Социальное прожектерство характерно для социальных революций, оно сопровождается значительными разрушениями в изменяемом объекте и социальными жертвами.

Различить социальный проект и прожект на стадии решения социальных проблем очень трудно, особенно если речь идет о больших социальных объектах, которые связаны с глубокими преобразованиями, рассчитанными на длительный срок. Но сделать это можно, используя соответствующие методологические приемы. Прежде всего, решение социальной проблемы должно опираться на детальное и глубокое изучение социального объекта, который мы хотим преобразовать. Нужно выявить в нем объективные возможности и тенденции развития, краткосрочные и долгосрочные. Без такого объективного и непредвзятого изучения социальный проект вероятнее всего будет прожектом. Возьмем, например, степень капитализации России накануне Октябрьской революции, которая по-разному оценивалась Плехановым и Лениным.

Далее, нужно четко сформулировать основные черты или принципы, которым должно отвечать проектируемое будущее социального объекта, а также степень рассогласования между имеющимся настоящим и проектируемым будущим. Без четко сформулированных целей социальный проект не может выполнить свою регулятивную функцию. Коммунистический замысел в значительной степени был социальным прожектом, так как в нем не были в значительной степени обозначены его основные черты и принципы, а также связи между ними. Отсюда и путаница в понимании разными политиками и народом своего коммунистического завтра.

И наконец, необходимо тщательное согласование целей и средств социального проекта. Нужно подчеркнуть, что средства во многом определяются не самими целями, а степенью рассогласования между ними и состоянием реферируемого социального объекта. Если средства (орудия, исполнители, программа действий) не будут соответствовать целям, то социальный проект станет социальным прожектом. Довольно часто в процессе осуществления социального проекта его средства сознательно или бессознательно превращаются в самодовлеющие цели, что превращает социальный проект в прожект. Например, борьба против алкоголизма вылилась в борьбу за

92

сокращение производства и продажи алкогольных напитков, а ваучерная приватизация - в распределение ваучеров между инвестиционными фондами. В результате алкоголизм возрос, а люди собственниками не стали.

Социальное проектирование - всегда прогноз с определенной долей вероятности. Нельзя придавать социальному проекту религиозное и фаталистическое значение, лишающее его возможности критического анализа и уточнения в сроках, исполнителях, способах осуществления. Религиозное отношение к коммунистическому прожекту в нашей стране - одна из основных причин того тупика, в который мы незаметно для себя зашли во многих сферах общественной жизни. Если XX в. был веком технического проектирования и социального прожектерства, то XXI в. должен стать веком технического и социального проектирования и их коэволюции.

В свете всевозрастающей роли субъективного фактора, влияния социальных проектов и прожектов на характер общественного бытия в колоссальной степени возрастает роль социальных философов, социологов, историков, политологов, которые проектируют общественное бытие и внедряют эти проекты в жизнь.

Вопросы для самоконтроля

  1. Расскажите о структуре социального познания.
  2. Какие методы социального познания вам известны? В чем их сущность?
  3. Что представляет собой обществоведческая теория? Какие методы используются при ее построении?
  4. В чем отличие эмпирического от теоретического познания?
  5. Что такое идеальные типы?
  6. Расскажите о процессе отнесения к ценности.
  7. Что такое социальное прогнозирование?
  8. Назовите основные черты социальной гипотезы.
  9. Почему, по М. Веберу, невозможно научное прогнозирование?

93

Библиографический список

  1. Барулин B.C. Социальная философия. Ч. 1. - М.: МГУ, 1993.
  2. Введение в философию: Учебник: В 2 ч. Ч. 2 /И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.
  3. Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М.: ТЕИС, 1999.
  4. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М.: Политиздат, 1984.
  5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.: Владос, 1998.
  6. Л. фон Мизес. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  7. Норт Г. Марксова религия революции. Возрождение через хаос. - Екатеринбург, 1994.
  8. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. - М.: Феникс, 1992.
  9. Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. - М.: Науч. мир, 1998.
  10. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М.: Мысль, 1980.
  11. Чесноков Д.И. Исторический материализм. - М.: Мысль, 1965.

94


1 Герменевтика как метод понимания включает в себя следующие этапы: 1) выдвижение некоторой гипотезы, содержащей предчувствие или предпонимание смысла текста как целого; 2) интерпретация текста исходя из этого смысла отдельных его фрагментов; 3) корректировка целостного смысла исходя из анализа отдельных фрагментов текста, т.е. обратное движение к целому.
2 Gadamer H.G. Wahrheit und Methode. S. 345.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved