ГЛАВА 5
Социально-философское
познание
Социальное познание - это процесс познания общества обществоведами, результатом которого является обществосознание (общественная теория) как составная часть общественного сознания: социально-философская, социологическая, историческая и т.п. Обществопознание существенно отличается от естествопознания своим объектом, субъектом и результатом. Социальное (общественное) познание - это важнейшая функция общественного сознания. Социально-философское познание выступает познанием взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, являясь стороной общественного сознания.
Объектом социального познания выступает общество, являющееся результатом сознательной деятельности людей, общностей, институтов. Общество есть диалектическое единство сознательного, субъективного и бессознательного, объективного. Это изменяет характер общественных законов по сравнению с природными, ставит на место проблемы случайности и необходимости проблему свободы и необходимости и т.п.
Общество изучается многими общественными (социальными) науками: историей, социологией, социальной философией и др. Прежде всего, каждая из этих наук изучает общество со своей стороны, имеет свой предмет исследования, а значит, и специфику своего познания.
Далее, в разных науках используются разные понятия. Например, социология использует понятие социального института, а социальная философия - базиса и надстройки. Много и одинаковых терминов, хотя они имеют специфическое содержание. Например, понятие ментальности разнится в перечисленных науках, что нужно учитывать при чтении соответствующих книг.
И наконец, эти науки различаются соотношением в них эмпирического и теоретического. Например, история делится на эмпирическую (изучение архивных материалов и установление исторических фактов) и теоретическую (расположение этих фактов в определенной последовательности и их объяснение). Социология делится
82
на эмпирическую (конкретно-социологические исследования) и теоретическую (создание теоретического представления об обществе). Социальная философия является сугубо теоретической наукой, имеющей дело с социальными фактами (историческими и социологическими), добытыми другими науками. Это приводит к специфике социально-философского познания общества по предмету, методам и результатам.
Эмпирическое социопознание, осуществляемое историками, социологами и другими учеными, включает в себя наблюдение, социальный эксперимент, эмпирические социологические исследования. Результатом этих методов являются социальные факты, которые становятся затем предметом социально-философского, исторического и социологического анализа.
Социальное наблюдение включает в себя постановку цели и программы наблюдения, восприятие и осмысление наблюдаемого объекта в соответствии с поставленной целью и планом, описание итогов наблюдения в системе суждений, понятий, умозаключений. Например, выборы губернатора, отношение к чеченской войне и т.п.
Социальным экспериментом называется метод, который ставит исследуемый социальный объект в условия, отвечающие определенной цели. В отличие от социального наблюдения экспериментатор активно вмешивается в жизнедеятельность наблюдаемого объекта. В конкретно-социологическом исследовании эта позиция выражается в тех вопросах, которые социолог ставит опрашиваемым устно или в анкетах и от которых зависит их ответ. Объектом социального эксперимента может быть общество, например Россия в условиях пролетарско-социалистической революции. В этом социальном эксперименте была проверена гипотеза Маркса-Энгельса о возможности построения коммунизма в феодально-капиталистической стране путем пролетарской революции. Этот эксперимент длился 74 года и завершился отрицательным результатом.
Результатом эмпирического социопознания являются социальные факты. Социальный факт выступает для наблюдателя в виде непредвзятого описания происходящего события (локального или исторического) в форме текста (публикации), состоящего из суждений, графиков, статистических таблиц и т.п. Эти факты получаются историками, социологами, а затем осмысливаются социальными философами.
Социальный факт, в отличие от природного, представляет собой единство объективного (материи) и субъективного (смысла). Понятие социального факта как исходная ступень теоретического (и социально-философского) анализа представляет известную сложность для своего определения.
83
Зиммель и Вебер считали предметом исследования социологов (и социальных философов) деятельность индивидов, которые и образуют социальные факты. В этой деятельности они выделяли: 1) сознание, потребности, интересы, мотивы и т.п. рациональные элементы; 2) средства деятельности; 3) действия и операции в определенных условиях. Главным предметом исследования социологов должны быть мотивы (внутренние побуждения) индивидов в сходных ситуациях. Именно они и являются социальными фактами социологов (и социальных философов).
С точки зрения марксизма-ленинизма (советской научности) социальный факт как процесс и результат деятельности многих людей есть единство субъективного и объективного, но субъективное (интересы, цели, планы и т.п.) в этом факте - это механическое отражение того общественно-экономического положения, в котором находится данный индивид, группа, класс, страт.
... Социолог-материалист, - писал Ленин, - делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения1.
В этом случае считалось, что субъективное у представителей данного класса (крестьян, рабочих, буржуа и др.) одинаково по содержанию и по форме. В частности, предполагалось, что революционность рабочих вытекает из их классового (экономического) положения.
Э. Дюркгейм ("Правила социологического метода", 1895) характеризует социальные факты следующими чертами: а) они представляют результат взаимной деятельности людей (социальных групп, классов, стратов), действующих сознательно, преследующих свои цели и мобилизующих свою волю; б) их источник находится не в мышлении и поведении индивидов, а в обществе как процессе и результате взаимной деятельности людей, т.е. субстратом социального факта является не индивидуальное, а коллективное сознание, возникающее в результате этого взаимодействия; в) социальные факты - внешние для наблюдателя, материальны и наблюдаемы, они представляют собой не субъективные впечатления и умозаключения, а результат деятельности, происходящий вне сознания действующих индивидов, и как следствие - установление типичных образцов поведения, ценностей и т.д., которые существуют объективно вне индивидуальных сознаний.
Против вышеизложенной точки зрения выступает известный либеральный экономист и социальный философ Ф.А. Хайек. Он
84
полагает, что в отличие от физического объекта, который является объективным и наблюдаемым, социальный объект, особенно такой, как общество, государство, экономика, язык и т.п., таковым не является. Социальные факты включают в себя наблюдаемую часть и часть, примысливаемую умом наблюдателя. Чем значительнее социальный факт (Бородинское сражение, советский социализм и т.п.), тем больше примысливаемая часть социального факта, являющегося объектом дальнейшего социального познания. Это обусловлено тем, что такие социальные факты невозможно сделать объектом наблюдения так, как делает, например, объектом наблюдения Луну астроном. Поэтому социальный факт, с одной стороны, есть какие-то эмпирические данные (место Бородинского сражения, количество войск, итог и т.п.), а с другой стороны - определенная мысленная интерпретация (реконструкция) происшедшего.
Хайек пишет:
... То, что мы называем историческими фактами, в действительности есть теории, которые в методологическом смысле носят точно такой же характер, как более абстрактные или общие модели, создаваемые теоретическими науками об обществе. Дело обстоит не так, что сначала мы изучаем "данные" исторические факты, а потому получаем возможность делать обобщения относительно них. Мы, скорее, пользуемся теорией, когда отбираем из знания, которое имеем о каком-либо периоде, определенные части как осмысленно связанные и составляющие звенья одного и того же исторического факта. Мы никогда не наблюдаем государства и правительства, битвы, или коммерческую деятельность, или даже народ как целое1.
Здесь Хайек, на наш взгляд, смешивает разные уровни социального познания - эмпирический, связанный с описанием (и созданием) социального факта (например, Бородинского сражения), и теоретический, их интерпретации с точки зрения определенной социальной теории.
Социально-философский факт представляет нечто иное, чем факт исторический или социологический. С одной стороны, он есть знание (более или менее адекватное) интересов, целей, идеалов человека. С другой стороны, знания условии, в которых эти субъективные побуждения реализуются (социальные институты, общественные сферы, общественные формации, общественные' цивилизации и т.п.). С третьей стороны, адекватность интересов, целей, идеалов человека тем общественным условиям, в которых происходи его самоутверждение. Таким образом, социально-философский факт представляет собой знание, имеющее высокую степень абстракции.
85
1
Ленин В.И. Полн собр. соч. Т. 1. С. 424.
1
Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2001. - С. 84.