4.2. Практика и духовность

Практика (общественное бытие) и духовность образуют две важнейшие части общества. Роль практики и духовности меняется с развитием человечества. Об этом мы уже говорили в разделе об основном вопросе философии. С прогрессом человечества роль духовности в жизни общества возрастает. Это выражается в усилении (и увеличении) сознательной составляющей в общественном бытии (практике).

Социальная деятельность выступает в основных видах: демосоциальной, трудовой (производственной), экономической, политической, духовной (художественной, мировоззренческой, научной). Она представляет собой единство материального и духовного, чувственного и логического, эмпирического и теоретического и делится на два типа: 1) практическую (демосоциальную, трудовую, политическую); 2) духовную (воспитательную, художественную, мировоззренческую, научную).

Указанные типы деятельности отличаются своими предметами, результатами, способами, мотивами. В первом случае - это

67

материальные, во втором случае - духовные предметы, результаты, способы, мотивы. Практическая деятельность включает в себя духовную как составную и подчиненную часть. Духовная деятельность включает в себя практическую в качестве составной и подчиненной части. Перечисленные типы социальной деятельности взаимосвязаны, играют разную роль в разных обществах и исторических эпохах: то одна, то другая социальная деятельность приобретает в обществе ведущее значение.

Общественное бытие, как мы уже говорили, включает в себя: 1) людей, общности, институты; 2) их совместную практическую деятельность; 3) результаты практической деятельности в виде материальных благ, тела людей, социальных институтов (тела общества). Практика в узком смысле слова (практическая деятельность) составляет часть общественного бытия и совпадает с ним только при широком понимании данного термина (общественное бытие). В этом разделе практика будет употребляться в узком значении слова. Практика - это чувственно-предметная деятельность общественного человека, способ бытия его в мире. В практике, с одной стороны, реализуются физические (тело) и духовные (сознание) способности людей, а с другой стороны, создается практическая культура: материальные блага, экономика, государство. С помощью практической культуры удовлетворяются практические (материальные, экономические, политические) потребности людей и происходит их (людей) воспроизводство и развитие.

С развитием практических потребностей происходит постепенное развитие сознания, мышления, памяти. Способность человека к целеполаганию, воображению, творчеству резко возрастает. У сознания появляются, а затем развиваются духовные потребности, интересы, влечения. Этот процесс сопровождается внешним отделением духовной, умственной, художественной деятельности от деятельности практической. Духовная деятельность начинает опережать практическую деятельность, создавая богатый запас идей, программ, проектов, знаний на все случаи жизни, которыми можно воспользоваться. Происходит отделение умственного (духовного) труда от практического. Возникает класс людей практических и духовных (интеллигенция). Они развиваются как противоположности, находящиеся в отношениях единства и борьбы.

Духовность - это мыслительная деятельность людей, проявляющаяся в целеполагании, воображении, творчестве. Духовное бытие людей - это высшая форма бытия (сфера) общества, в которой раскрывается мыслительная свобода человека, ее независимость от общественного бытия. До определенного (постиндустриального) момента преобладающей стороной общества была практическая.

68

С начала постиндустриальной эпохи, интеллектуализации практической деятельности, появления информатики ведущей стороной становится духовная. Духовность человечества начинает направлять практику в нужном направлении, и в этом видится спасение от тех глобальных конфликтов, в которых оказалось человечество в конце XX в. Это вызывает внимание к основным видам духовной деятельности, воспитанию, художественной, мировоззренческой, научной деятельности.

Воспитательная деятельность (подражание, образование, обучение) направлена на формирование личности человека, духовных ценностей, сознания личности. Художественная деятельность существует в форме живописной, музыкальной, танцевальной, архитектурной и т.п. Мировоззренческая (и идеологическая) деятельность существует в трех видах: мифологической, религиозной, философской. Научная деятельность существует в форме естествознания, технознания, обществознания, человекознания и включает в себя множество разных по своему предмету и теоретическому уровню наук: физику, биологию, социологию, психологию и т.п.

В историческом идеализме, характерном для доиндустриальной эпохи человечества, основными формами деятельности считались политическая, религиозная, художественная. Такую же роль в обществе приобретали субъекты (и общности), осуществляющие эти виды деятельности: политики, жрецы, художники разного рода (музыканты, танцоры, живописцы и т.п.). Именно духовную деятельность в качестве главной изучали философы в своих произведениях. Демосоциальная, трудовая, экономическая деятельность, являвшиеся уделом простонародья - трудящихся, не рассматривались в качестве деятельности, играющей важную роль в обществе. Предполагалось, что духовная деятельность выдающихся людей в целом выступает фундаментом и основой возникновения и развития человеческого общества.

В историческом материализме, характерном для индустриальной эпохи человечества, ведущей формой практической деятельности считалась производственно-экономическая (материально-производственная) Маркс писал в "Тезисах о Фейербахе":

Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.

Он первый высказал положение, что не теория, а практика является первопричиной жизнедеятельности людей:

...люди никоим образом не начинают с того, что "стоят в этом теоретическом отношении к предметам внешнего мира". Как и всякое животное, они начинают с того, чтобы есть, пить и т.д., т.е. не "стоять" в

69

каком-нибудь отношении, а активно действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности.

На наш взгляд, это верно только по отношению к животному. Но животное превращается в человека только с момента появления сознания, а когда сознание становится духовным, то люди становятся жрецами, художниками, учеными.

Для марксизма практика - это деятельность по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ. Она включает в себя: 1) демосоциальную (приготовление пищи, ее потребление, уборка квартиры и т.п.); 2) трудовую (сельскохозяйственную, ремесленную, промышленную, торговую и т.п.); 3) экономическую (прибыль, хозрасчет, торговля, деньги и т.п.). Политическая деятельность считается практической с определенными оговорками, когда в ней участвовала народная масса. В попытке развить марксизм, нейтрализовать его недостатки стараются придать "труду" (материально-производственной деятельности) более широкое значение "социальной деятельности".

В диалектике практической и духовной деятельности безусловный приоритет отдается деятельности практической. В этом случае часто ссылаются на известную фразу Ленина:

Практика - выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности 1.

При этом главное внимание уделяется проблеме единства практики и теории, в котором практика, безусловно, считается определяющей, богатой, а теория определяемой, бедной стороной. Единство выражается в том, что теория без практики превращается в безжизненную догму, в пустоцвет на живом дереве развивающегося познания, а практика без теории оказывается слепой.

Ведущая роль коммунистической идеологии в строительстве социалистического общества противоречила этому постулату исторических материалистов: ведь они сделали эту теорию источником и составной частью политической практики социалистического строительства. Превращение научных знаний в духовную сторону производственно-экономической деятельности заставило их повысить роль теории в жизнедеятельности общества. Но все это не изменило положения о подчиненной роли теории по отношению к практике. Сохранился главный недостаток исторического материализма в этом вопросе: теория и практика рассматривались преимущественно

70

как внешние противоположности, как разновидности социальной деятельности, а не как внутренние и рядоположенные стороны общественной практической деятельности.

В историческом реализме, характерном для постиндустриальной эпохи, взаимосвязь практики и теории меняется. Теория все больше становится ведущей по отношению к практике. Перефразируя вышеприведенную фразу Ленина, можно сказать, что теория выше практики, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и тотально управляет современной практической деятельностью, определяя функционирование и развитие общественного бытия.

Рис. 4.1. Взаимосвязь практики и духовности в разных философских направлениях
Рис. 4.1. Взаимосвязь практики и духовности в разных философских направлениях

Практическая деятельность включает в себя прежде всего деятельность демосоциальную (потребительскую) - потребление природных, экономических, политических благ. В результате потребительской деятельности происходит воспроизводство, социализация и развитие индивида. Далее, в практику входит материальное производство (труд), в результате которого производятся материальные блага, служащие предметами индивидуального и производственного потребления. И наконец, важным элементом практики является политическая деятельность, производство порядка в обществе, которая выступает условием индивидуального потребления и материального производства.

Общественное познание исторически проходит несколько переходных ступеней: 1) чувственное познание и общественная психология; 2) эмпирическое и обыденное познание; 3) духовное (эстетическое, теоретическое, научное) познание. Духовная сторона практической деятельности на ранних этапах носила подчиненный характер, представляя веками отработанные опыт и навыки. С развитием человечества сознательная сторона практики постепенно

71

становится более значимой в массовых видах практики и ведущей в некоторых из них (политической). Исторический материализм как социальная философия индустриализма был прав в свое время, утверждая приоритет практики над теорией. В условиях постиндустриализма духовная деятельность стала ведущей как в массовых видах практики (бытовой, производственной, экономической), так и в качестве самостоятельной деятельности.

Духовная деятельность - это производство духовных ценностей: мифов, понятий, гипотез, художественных ценностей, идеологий, научных понятий и т.п. духовных благ. С помощью этих духовных благ вначале удовлетворяются (или не удовлетворяются) духовные потребности интеллигентных людей. В духовной деятельности ведущей стороной является идеальная, психическая, мышление, например, деятельность живописца. Духовная деятельность может носить индивидуальный и общественный характер. Во втором случае ее результаты приобретают общественное признание, становятся элементами духовной культуры данного общества. Таковыми являются произведения Пушкина (стихи и проза), Ленина (трактаты, партия большевиков, советское государство и т.п.) и др.

Противоположность практической и познавательной деятельности существует на нескольких уровнях и в нескольких отношениях.

Во-первых, это противоречие естественных и технических наук, с одной стороны, практической деятельности - с другой. В рамках этого противоречия ученые открывают новые законы естествознания, изобретаются новые предметы, орудия, технологии. Последние вступают в противоречие с прежними (и устаревшими) предметами, орудиями, технологиями, с одной стороны, и соответствующими знаниями, опытом, навыками работников - с другой. Реализовавшись в новых средствах производства, они становятся объективным условием совершенствования умений, навыков, профессионального сознания рабочих, массового сознания, изменяют определенную часть общественного бытия.

Во-вторых, это противоречие между обществознанием и человекознанием, с одной стороны, практической деятельностью - с другой. В рамках этого противоречия обществоведы развивают политологические, социологические, социально-философские и т.п. теории. На основе этих теорий совершенствуют государственную власть, общественный строй, цивилизации. Это вызывает сопротивление и поддержку разных социальных общностей: возрастных, экономических, территориальных, политических, национальных и т.п. Возникает исторический процесс, который приводит к результатам, которые удовлетворяют и удивляют его инициаторов.

72

В-третьих, это противоречие между художественной деятельностью, с одной стороны, и общественной практикой - с другой. В результате его художники (музыканты, живописцы, архитекторы, литераторы, танцоры и т.п.) создают произведения, которые существуют в форме звуков, красок, бревен, слов, движений тела и т.п. Материальная форма художественных произведений выступает воплощением духовного смысла, находящегося в головах художников. С помощью художественных произведений происходит обогащение духовного мира зрителей, слушателей, читателей, и этот обогащенный мир реализуется в их дальнейшей практической деятельности, изменяя какую-то часть их общественного бытия.

В историческом реализме, элементы которого есть и у Маркса (идея превращения науки в производительную силу общества), подчеркивается возрастающая роль духовной деятельности в процессе функционирования и развития общества. Происходит усиление роли проектирующего начала в историческом процессе, уменьшение роли утопизма и прожектерства. Все большее число видов практической деятельности наполнено преобладающим духовным (интеллектуальным, моральным, религиозным) содержанием.

Изменение роли теории по отношению к практике в историческом реализме связано и с возрастающей ролью интеллигенции, демократического правового социального государства, гражданского общества, а не народной массы (как в марксизме). В результате понятие общественной формации оказывается недостаточным для характеристики нового типа целостности обществ. Возникает понятие общественной цивилизации, дополняющее характерное для индустриальной эпохи понятие общественной формации. Признание важной роли цивилизации, наряду с общественной формацией, - характерная черта исторического реализма.

73


1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 195.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved