ГЛАВА 4
Социальная деятельность

4.1. Элементарные части общества

Если взглянуть на нашу жизнь с высоты птичьего полета, перед нами откроется картина, напоминающая муравейник: одни люди куда-то спешат, другие трудятся, третьи размышляют и т.д. Все это действия (деятельность, поведение) людей, социальных общностей, социальных институтов. Общество с социально-философской и социологической точки зрения есть процесс и результат практической (практики) и духовной (духовности) деятельности людей. Практика, обусловленная духовностью, является фундаментальной основой общества.

П. Сорокин считает:

Самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов1.

Социокультурным является взаимодействие, в результате которого один индивид влияет на действия или состояния сознания другого. А "значение" - это все то (жест, слово, поступок), что для одного сознания является знаком чего-то иного. На наш взгляд, элементарные части общества включают в себя следующее.

Во-первых, это индивиды со своим телом, потребностями (и интересами), способностями (чувствами, мышлением, волей), органами деятельности, постоянным воспроизводством своего тела за счет потребления предметов внешней среды (света, воздуха, воды и т.п.).

Во-вторых, это материальное производство (пищи, одежды, жилья и т.п.), поддержание порядка с помощью государства и права, духовная деятельность, осуществляемая социальными органами - институтами.

В-третьих, это общественные отношения (отношения между индивидами), возникающие в процессе социальной деятельности. По сути это элементарные части социокультурного взаимодействия, образующего ткань общества.

Американский психолог Маслоу предложил следующую иерархию потребностей индивидов от низших к высшим: 1) физиологические (витальные) потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и привязанности; 4) потребность в признании

62

и оценке; 5) потребность в самоактуализации - реализации своих потенций, способностей и талантов. Для социальной философии более подходит классификация потребностей на демосоциальные, экономические, политические, духовные. При этом первые три вида потребностей можно назвать практическими по сравнению с духовными.

Потребности людей проявляются в ценностных суждениях, которые представляют собой специфические определения объектов внешнего или внутреннего мира как полезных и вредных, добрых и злых, прекрасных и безобразных, истинных и ложных и т.п. Ценностные суждения существуют в сознании людей в форме слов, предложений, мыслей. В этих ценностных суждениях зафиксировано положительное или отрицательное значение объектов для индивидов и общества. В этом случае сами объекты считаются ценностями (благами), но не сами по себе, а лишь по отношению к своим ценностным суждениям или потребностям, т.е. в составе общественных отношений. Без включения их в человеческие отношения (воспитания, познания, оценки и т.п.) сами объекты таковыми не являются (например, памятники о. Пасхи). Ценностные суждения существуют в форме: 1) общественного идеала, характеристики чего-то должного в разных сферах общественной жизни (свобода, равенство, братство); 2) оценки предметов материальной и духовной культуры (автомобиля, живописи и т.п.), играющих в качестве предметов потребностей (и интересов) роль ориентиров людей в окружающем мире, помогая избежать вредного, злого, безобразного, ложного; 3) оценки психических феноменов, убеждений, мотиваций.

Ценности носят социально-классовый характер, различаются у разных социальных общностей: этнических, профессиональных, экономических, территориальных, возрастных и т.п. Например, то, что является Ценным для молодежи, для стариков интереса не представляет. В мире существует несколько систем ценностей: католическая, протестантская, православная, исламская, социалистическая и др. В них зафиксированы и общечеловеческие ценности: жизнь, свобода, справедливость, творчество. В каждом обществе, страте, у каждой личности существует своя иерархия ценностей, т.е. приоритетов ценностей: здоровье, семья, работа, политическая стабильность и т.п.

Социальная деятельность объединяет в себе: 1) потребности, интересы, цели деятеля (субъекта), образующие энергетический и направляющий источник активности; 2) ориентацию действующего субъекта на другого через нормы, в результате чего мотив социальной деятельности оказывается диалектическим единством потребностей

63

субъекта и общественных норм; 3) предметы, орудия, условия деятельности; 4) последовательность действий и операций, образующих вместе с предметами, орудиями, условиями ткань деятельности. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств - своеобразная плата, которую деятель должен платить за спокойные, надежные, цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей. Именно социальная деятельность является предметом изучения социологии.

Используя идеи Т. Парсонса, в структуре социального (практического и духовного) действия можно выделить: субъекта (деятеля) с его потребностями, интересами, целями; "ситуацию" как совокупность конкретных условий, обстоятельств, общественных норм социальной среды; "ориентацию деятеля на ситуацию", благодаря которой вырабатывается конкретный мотив, план его реализации, происходит реализация. Мы имеем дело с социальным действием тогда, когда деятель, учитывая ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, оценивает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого - какой вариант действий следует избрать.

Т. Парсонс выделил систему основных ориентации в процессе выбора варианта социального действия. Это пары, характеризующие возможности альтернативного выбора, в частности, между: 1) действием исключительно в собственных интересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива ("ориентация на себя - ориентация на коллектив"); 2) стремлением к удовлетворению непосредственных, сиюминутных потребностей или отказом от последних ради перспективных и важных целей; 3) ориентациями на социальные характеристики другого индивида или имманентно присущие качества (пол, возраст, внешний вид); 4) подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или учетом специфических моментов данной ситуации и т.д. Борьба мотивов - достаточно острая, чаще всего невидимая со стороны, внутренняя драма индивида. На нее влияют ситуация, принятая в обществе система ценностей, нравственная культура личности. В ходе исторического развития культур (и систем ценностей), социального отбора (селекции) крайние варианты ("на себя - на коллектив") постепенно преодолеваются, индивидуализм и коллективизм постепенно заменяются солидаризмом.

64

В основание классификации практических действий можно положить соотношение мотивов и рациональности, предложенное М. Вебером.

  1. Целерационалъно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты... кто рационально рассматривает отношение средств к цели по побочным результатам... то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем, чего он хочет, какие средства для этого наиболее пригодны, возможные реакции окружающих и т.д.
  2. Ценностно-рациональным называется действие, подчиненное определенным требованиям (ценностям), принятым в обществе, в виде религиозной нормы, нравственного долга, эстетических принципов. Здесь индивид строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте, его сознание не полностью раскрепощено.
  3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта, отличается минимальностью рефлексии сознания, его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения.
  4. Традиционное действие осуществляется в строгом соответствии с существующими в обществе традициями, обычаями, нормами.

В процессе социальной деятельности люди вступают во взаимодействия (взаимоотношения) между собой. Это взаимодействие является результатом зависимости одних людей от других: только в кооперации можно добиться реализации своих потребностей, интересов, целей. Зависимость может быть элементарной, прямой (от своего коллеги), сложной, опосредованной (от эффективности экономики, политической системы, состояния нравов и т.п.). Например, в разных концах страны действуют два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти сбыта, и, естественно терпит убытки. Другому заводу эта продукция нужна, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависимость этих двух заводов налицо. Значит, связь между заводами, носящая социальный характер, не налажена.

Социальная взаимосвязь (взаимоотношение) есть не что иное, как зависимость социальных субъектов, реализованная через социальное действие, осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет

65

сложную структуру. Основными ее элементами являются: 1) субъекты (люди, общности, институты); 2) предмет (носитель) связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь); 3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами ("правила игры"). По мере развития общества сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большее значение в жизни индивида играют многократно опосредованные связи, когда между взаимосвязанными субъектами находится множество посредников - людей, институтов, организаций. Деиндивидуализация создает иллюзию того, что сеть социальных отношений существует независимо от людей.

Социальная связь выступает в виде как социального контакта (взаимодействия), так и социального взаимоотношения. Социальное взаимодействие имеет поверхностный и мимолетный характер, в нем отсутствует зависимость действий партнеров. Ведущее значение в обществе имеет социальное взаимоотношение - систематические действия партнеров, опосредованные другими партнерами, имеющие цель вызвать ожидаемую ответную реакцию с их стороны, порождаемую новую реакцию партнеров. По предметам своих потребностей, интересов, целей человек входит в кооперированное взаимодействие с другими людьми и обществом. И быт, и труд, и образование, и здравоохранение, и многое, без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих, надежных взаимодействиях. Пытаясь найти поддержку у других, личность берет на себя определенные обязательства.

Социальные (общественные) отношения - это система устойчивых взаимодействий между субъектами в результате социальной деятельности, объединяющих множество предметов связи (межличностных, межгрупповых, межнациональных, межклассовых) и имеющих длительный, систематический, самовозобновляющийся и преимущественно опосредованный (и обезличенный) характер. Формами социального взаимодействия (и взаимоотношения) являются кооперация, конкуренция, конфликт1.

66

На основе социальных действий и общественных отношений возникают более сложные составные части общественного организма - социальные общности (возрастные, экономические, политические, национальные, цивилизационные и т.п.). Социальная общность - это реально существующая совокупность людей, объединенных какими-то одинаковыми объективными признаками (характером труда, местом проживания, формой дохода и т.п.); чувствами, взглядами, ценностями и т.п.; определенной ролью в обществе. Социальными общностями являются шахтеры, нижегородцы, пенсионеры, русские и т.п. Социальные общности образуют важную составляющую общественных сфер.

Более высокой формой общественных отношений являются социальные институты. Социальные институты, созданные для удовлетворения общественных потребностей, - это единство социальной организации и общности людей. Социальная организация включает в себя: 1) орган управления, занимающийся планированием, регулированием, контролем; 2) аппарат управления; 3) материальные ресурсы (деньги, связь, транспорт, оружие и т.п.); 4) устав (совокупность норм и правил деятельности). В результате социальный институт - это социальная общность, организованная социальными статусами и ролями. Социальными (демографическими, экономическими, политическими, духовными и т.п.) институтами являются семья, завод, парламент, церковь и т.п.

67


1 Сорокин П. Указ. соч. С. 191-192.
1 Под кооперацией понимается такая форма эффективного взаимодействия субъектов, при которой множество людей организованы в одном и том же процессе деятельности, выполняют каждый свою часть. Конкуренция - это такая форма социального взаимодействия субъектов, при которой они вступают в борьбу между собой за выгодные условия работы и сбыта своих товаров. Как правило, конкуренция ведется в рамках определенных моральных и юридических правил, что не ведет победителей и проигравших к противоправным и аморальным действиям. Социальный конфликт - это форма взаимной, публичной, практической борьбы разных социальных субъектов, имеющих разные (в том числе противоположные) интересы. Социальный конфликт - более ожесточенная форма социального взаимодействия, чем конкуренция.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved