3.3. Основной вопрос
социальной философии
в историческом реализме

Исторический реализм представляет собой конвергенцию исторического идеализма и исторического материализма. В историческом реализме основной вопрос социальной философии решается следующим образом: общественное сознание сознает природное бытие и творит общественное бытие в рамках имеющихся объективных условий: людей, средств производства, институтов. Это изменяет толкование общественного бытия, общественного сознания, общественной практики, духовной деятельности.

Сейчас в российской философии общепризнанно: быть значит существовать. Можно выделить природное, практическое и духовное бытие, которые могут образовать состав общественного бытия. В связи с опытом исторического материализма мы будем понимать под общественным бытием только практическое бытие (потребительское, производственное, политическое), а духовное бытие будем включать в общественное сознание. Природное бытие существует в

50

опредмеченной (материальной) форме, вне и независимо от сознания людей. Общественное бытие, с одной стороны, есть продукт сознательной деятельности людей, оно представляет собой инобытие общественного сознания. С другой стороны, общественное бытие становится объективной реальностью по отношению к индивидуальному сознанию.

Общественное (практическое) бытие представляет собой способ общественного производства, т.е. производства людей, материальных благ, порядка и т.п., возникающий в результате взаимодействия географической, демографической, экономической, политической, духовной сфер общества. Оно включает в себя: 1) индивидов, социальные общности (крестьяне, рабочие, буржуа, управленцы и т.п.), социальные институты и организации; 2) объективные (материальные) условия деятельности (предметы, орудия, технологии, право, государство и т.п.); 3) практическую деятельность (последовательность действий и операций) людей, носящую сознательный характер; 4) объективные практические результаты: изменения ландшафта; воспроизводство и социализацию людей; совокупность разнообразных материальных благ; социальные институты и организации, общественный порядок и войны; книги, кинофильмы, живопись и т.п., в которых объективируется часть общественного сознания.

Общественное бытие можно рассмотреть со стороны явления и сущности. Со стороны явления общественное бытие представляет множество практических результатов, а со стороны сущности - часть общественного сознания, которая в них реализуется и их оформляет. В этом смысле общественное бытие представляет собой, с одной стороны, систему социальных фактов (событий), выступающих результатом сознательной деятельности индивидов, социальных институтов, классов и т.п. С другой стороны, результаты сознательной деятельности не зависят от сознания индивидов. Последнее обусловлено тем, что в результате столкновения множества отдельных сознаний, воль, деятельностей исторические события в итоге являются как бы бессознательными и безвольными результатами, которых в таком виде не хотел никто из действующих субъектов1.

51

Общественное бытие выступает как сложнейшее переплетение разнообразных видов деятельности, порожденных общественным сознанием. Здесь общественное сознание выступает источником (первичным) по отношению к общественному бытию, которое становится объективацией общественного сознания. Без внутренней сознательной составляющей общественное бытие не существует, поэтому можно сказать, что общественное бытие - это процесс инобытия части общественного сознания в преобразованной природной и практической форме. Сами чувства, мысли, цели и т.п. субъективные составляющие разнообразных видов деятельности не входят в общественное бытие, являясь только его источником, а остаются элементами общественного сознания. Они выступают в общественном бытии в своем снятом материальном и объективном инобытии по отношению к сознанию своих творцов. Общественное сознание значительно богаче того сознания, которое в данный исторический момент реализуется в общественном бытии. Оно реализуется также через часть индивидуального сознания, управляющего конкретной практической деятельностью. Объективируясь в практической деятельности организаций, институтов, общностей, общественное сознание как совокупность естественнонаучных, технических, гуманитарных, человековедческих знаний, опыта, навыков исчезает в материальных благах, институтах, организациях.

Рис. 3.1. <strong>Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания
Рис. 3.1. Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания

Общественное сознание есть, прежде всего, осознание (отражение, воображение, оценка) природного бытия (географического и человеческого) в форме идеальных чувств, представлений, гипотез, теорий.

52

Идеальность (виртуальность) сознания - важнейшая его черта, свойственная всем видам сознания: человека, общества, индивида. Далее, общественное сознание - это творение, воображение, придумывание, фантазирование общественного бытия в форме чувств, представлений, гипотез, теорий, т.е. в форме идеальных образов. Затем это реализация общественного сознания в практической деятельности, творение общественного бытия людьми. И наконец, это отбраковка полезных и вредных элементов общественного бытия, закрепление их в форме семейных, производственных, политических и т.п. традиций, превращение общественного бытия в объективный фактор для нового поколения людей. Если выбросить из этой цепочки различие между природным и общественным бытием, между творением и реализацией общественного бытия, поколениями творцов и учеников, то получим исторический материализм.

Рис. 3.2. <strong>Структура общественного сознания
Рис. 3.2. Структура общественного сознания

Общественное сознание представляет единство живого (люди - чувства, взгляды, гипотезы, теории и т.п.) и знакового (книги, кинофильмы, архитектура и т.п.) сознания форм. Здесь общественное сознание классифицируется в зависимости от способа своего существования. При этом главным элементом общественного сознания является массовое (живое) сознание, а также та часть неживого сознания, которое люди могут понять и интерпретировать. В этом смысле значительная часть духовного бытия в форме книг оказывается каждый раз безвозвратно утерянной. Общественное сознание - это и знаковое сознание данного общества, представляющего память о прошлом, осознание настоящего и воображение о будущем - общественном бытии. Это не только те чувства и мысли, которые отражают данное общественное бытие. Оно представляет

53

собой и память о прошлых (и исчезнувших) обществах, и сознание ныне живущих, и воображение о будущих обществах. Это не только отражение (копирование) данного общественного бытия, бытия данного общества, а посему оно значительно богаче, чем наличное бытие данного общественного организма (России, США и др.).

Далее, общественное сознание существует в форме массового сознания (сознания простых людей) и сознания выдающегося (сознания интеллигенции). Первое сознание пассивно отражает общественное бытие. Именно оно имеется в виду в историческом материализме, который не признает выдающуюся роль выдающихся личностей, отдавая ее народной массе, массовому сознанию. По отношению к выдающимся личностям и их сознанию формула "общественное бытие определяет общественное сознание" неприменима: именно выдающиеся личности изменяют вначале общественное сознание, а затем общественное бытие и массовое сознание. При этом формирование массового сознания идет в полном соответствии с канонами исторического материализма.

Общественное сознание имеет иерархическое строение, соответствующее строению народа, выступающего субъектом данного сознания. Субъектом общественного сознания является, прежде всего, национальная элита, затем интеллигенция, потом ведущий класс общества и, наконец, народная масса. В этом смысле общественное сознание можно разделить на духовное (теоретическое), характерное для элиты и интеллигенции, и обыденное (и психологическое), характерное для народа (ведущего класса и народной массы).

Общественное сознание существует в .форме экологического, демосоциального, экономического, политического, духовного (религиозного, философского, морального, эстетического и т.п.) сознания, являясь, с одной стороны, источником соответствующих видов жизнедеятельности, институтов, результатов и т.п., а с другой стороны, выступая осознанием (отражением и воображением) соответствующего географического, демосоциального, экономического, политического, духовного бытия. Таким образом, каждая сфера общества имеет свое особое бытие и свое особое сознание, находящиеся во взаимодействии. Это результат постоянной дифференциации общественных сфер.

Общественное сознание включает в себя познание (цели, методы, категории, деятельность и т.п.), а не только его результаты в виде определенных психических форм (гипотезы, понятия и т.п.) и закодированного в них общественного (социологического) содержания. В этом смысле общественное сознание есть единство знания,

54

познания, памяти. Оно не только копирует общественное бытие, но в соответствии с потребностями и интересами общества выдумывает и изобретает цели и планы своей деятельности по изменению наличного общественного бытия в нужном для себя направлении. Часть придуманного (коммунистический проект) реализуется, а часть не реализуется. В оперативной и долговременной памяти общества-народа хранятся знания об исчезнувшем общественном бытии, которые выступают предметом социально-философского, социологического и т.п. анализа для понимания настоящего общественного бытия, его функционирования, придумывания (воображения) проектов его изменения.

Исторический реализм исходит из того, что общественное бытие и общественное сознание равноценны. Прежде всего, общественное бытие есть процесс и результат реализации общественного сознания предшествующих поколений. Он идет сверху (от руководителей) вниз к исполнителям-трудящимся, которые выполняют указания (цели и планы) руководителей или рынка, не понимая их смысла. На этом этапе общественное сознание первично по отношению к практике индивидов, материальной культуре, социальным институтам, т.е. к общественному бытию. Далее общественное бытие становится объективным условием социализации новых поколений. По отношению к ним оно первично, представляет собой фактор, направляющий социализацию новых поколений. И наконец, общественное бытие богаче той части общественного сознания взрослого поколения, которое в нем реализовано. Поэтому новые поколения людей получают более богатый материал для формирования массового сознания.

Рис. 3.3. <strong>Схема развития общественного сознания
Рис. 3.3. Схема развития общественного сознания

Развитие общества всегда начинается с появления выдающегося сознания. Оно начинает менять сознание элиты, сознание ведущего класса, практику народной массы, общественное бытие. Новое общественное бытие формирует массовое сознание участвующей в

55

нем народной массы, ее психику, ментальность, мировоззрение. До становления нового общественного бытия массовое сознание остается прежним. Общественное сознание всегда развивается с появления выдающихся сознаний, способных к опережающему (творческому) осмыслению наличного общественного бытия. Таковыми были все мифы, технические изобретения, открытия социальных институтов (например, законы Солона), изобретение коммунистической идеологии. Потребности, чувства, мысли и т.п. элементы сознания выдающихся людей первичны по отношению к прежнему общественному бытию и массовому сознанию. Они превращаются в массовое сознание только после воплощения в общественном бытии. Выдающиеся потребности, чувства, мысли людей не являются общественными до формы управления практической деятельностью, до реализации в социальных институтах и материальной культуре.

Исторический реализм исходит из того, что главная функция общественного сознания не в отражении общественного бытия, а в управлении деятельностью. Психика живых организмов возникает и развивается, как это хорошо известно из психологии, как функция отражения, оценки природной среды и управления жизнедеятельностью. Общественное сознание так же возникает и развивается как функция осознания общественного бытия и управления практической жизнедеятельностью. Управление общественным бытием включает в себя оценку и проектирование, регуляцию и корректировку деятельности людей на основе обратной связи. Отражение, воображение, оценка и проектирование, регуляция и корректировка на основе обратной связи - вот основные функции общественного сознания. Если мы будем исходить при рассмотрении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия только из принципа отражения, то мы и обедним их, и закроем дорогу для дальнейшего их изучения, как это и произошло с теорией общественного сознания в СССР. Сущность общественного сознания с точки зрения исторического реализма заключается в том, что оно творит общественное бытие в результате практической деятельности индивидов (общественного человека).

Важнейшим структурным элементом общественного сознания является познавательная деятельность. Она представляет собой процесс и результат производства людьми, институтами, элитами общества: 1) знаний, гипотез, убеждений и т.п. форм знания; 2) целей, интересов, планов, проектов и других мотивов практической

56

деятельности; 3) духовных качеств человека (памяти, воли, характера, ментальности, мировоззрения). Общественное познание включает в себя множество элементов, которые могут рассматриваться относительно самостоятельными видами духовной деятельности: отражение, оценка, воображение, проектирование, регуляция общественного бытия и т.п. Общественное сознание является функцией общественного организма в лице его народной массы, интеллигенции, бюрократии, правящей элиты и т.п. Познавательная деятельность общества, его интеллигенции, научных и образовательных институтов, разумеется, отлична от познавательной деятельности данного индивида.

Важное отличие исторического реализма от исторического материализма в том, что в сознании выдающихся личностей не только находят отражение материальные условия жизнедеятельности общества, но "творятся", придумываются, открываются интересы правящих элит, классов, стратов и т.п. Эти интересы представляют собой субъективные (идеальные) цели, планы, программы деятельности этих субъектов. В частности, творческая роль рыночной экономики заключается не только в распределении материальных и трудовых ресурсов, определении цен на товары, но и в открытии интересов - целей экономического, политического и духовного развития, которые в государственной экономике задаются правящей элитой.

В общественном сознании стихийно сознаются прежде всего (в той или иной мере) потребности и интересы общественного организма, затем - общественное (природное и социальное) бытие как средство и препятствие реализации этих потребностей и интересов и, наконец, программа деятельности общественного организма по реализации потребностей и интересов. Общественное сознание с этой стороны есть осознание (отражение, оценка, воображение) природного и общественного бытия с точки зрения потребностей и интересов общественного организма (рода, племени, России и т.п.), включающее в себя и память по отношению к общественному бытию. Общественное сознание представляет собой совокупность истин и заблуждений (иллюзий и утопий).

Соотношение отражения и воображения (фантазии) как характеристик общественного сознания различно на разных этажах социальной пирамиды. Творческое сознание (и познание) предполагает преобладание воображения над отражением. Субъектом творческого осмысления общественного бытия является интеллигенция, ее выдающиеся представители. Ее сознание складывается под влиянием предыдущего общественного сознания в форме учителей и книг и

57

лишь потом под влиянием своего бытия и бытия своего общества. Именно интеллигенция выдумывает разные утопии и пророчества типа коммунистических (Маркс, Ленин и др.) и начинает внедрять их в сознание, деятельность, общественное бытие людей им же на беду.

Субъектом отражательного (и пассивного) осмысления своего бытия выступает народная масса. Именно массовое сознание, составная часть общественного сознания, характеризуется"отражением" в точном смысле этого слова. Массовое сознание с абсолютной адекватностью, во всей правдивости воспроизводит явление общественного бытия. Оно, как правило, противоречит идеологическим измышлениям интеллигенции. Таким образом, противоречие между массовым сознанием и сознанием интеллигенции есть противоречие между идеологией и психологией, между творчеством и отражением, между сущностью и явлением, которые расположены на разных ступенях социальной лестницы.

Марксистско-ленинское учение об определяющем влиянии общественного бытия на общественное сознание позволяет увидеть в борьбе идей отражение материальных противоречий, борьбу классов1.

Да, "позволяет увидеть", но все видят по-разному. Это значит, что осознание своего классового положения, положения других классов, возможностей своего и чужого класса - это только возможность, которая предполагает не просто "отражение", а именно "творение", "открытие", "изобретение" своих интересов. Возьмем рабочий класс, интересы которого по-разному выразила интеллигенция в трех идеологиях (классовых сознаниях): пролетарско-социалистическом (марксистско-ленинском), буржуазно-социалистическом (марксистско-бернштейновском) и анархистско-социалистическом (Бакунин, Кропоткин и др.). Уровень этого "творения" был совершенно разным. Пролетарско-социалистический уровень оказался более примитивным, соответствующим пролетариату, его экономическому, политическому, интеллектуальному положению в обществе.

Активность общественного сознания по отношению к общественному бытию выражается в разработке проектов будущего общественного бытия, обнаружении средств и методов их реализации, расчета сроков и темпов преобразования общественного бытия. Эту способность общественного сознания в историческом материализме называют опережающим отражением общественного бытия. На деле

58

здесь "опережения" общественного сознания по отношению к общественному бытию нет, а есть "опережение" одного мыслителя (выдающегося) по отношению к другим (обыкновенным). При этом нужно иметь в виду, что реальная возможность изменения общественного бытия в направлении потребностей и интересов общества требует колоссальных интеллектуальных, волевых и организационных усилий.

На стадии проектирования возникает ожесточенная идеологическая борьба между разными "проектами" будущего общественного бытия, которые представляют в лучшем случае гипотезы, а в худшем утопии. В связи с последним Вебер и Зиммель выступали против научного социального прогнозирования, на которое претендовали исторические материалисты. Прожекты и проекты представляют своеобразные желания, которые люди навязывают данному общественному бытию ради его изменения в нужном для своих потребностей и интересов направлении. Только в результате этого и происходит развитие общественного бытия данных обществ и человечества.

Общественное бытие значительно богаче тех замыслов (интересов, программ и т.п.), которые начинают практическую деятельность (А.Н. Леонтьев и др.). В нем объективируются также предметы, орудия, условия, кооперация людей и т.п. Эти результаты (общественное бытие) сознательной практической деятельности, многие из которых прямо противоречат задуманному, вновь сознаются ее субъектами и наблюдателями, обогащая общественное сознание. Результат деятельности не только объективно материален, но значительно богаче ее сознательной составляющей (целей, планов, воли и т.п.). В этой чрезвычайно важной и недооцененной историческим материализмом особенности общественной деятельности людей заложена основа стихийности ее осуществления, неподвластности ее целенаправленности и планомерности.

Общественное сознание богаче своего общественного бытия. Оно способно изобретать ранее неизвестные элементы общественного бытия, развивать его в соответствии с меняющимися общественными потребностями, интересами, целями, но пока не объективировать в общественной практике. Только в силу творческого богатства сознания данного народа (и общества) возможно восстановление и развитие данного общественного бытия в нужном направлении, как это и происходит После войн и смут в России. В богатстве нашего сознания, ментальности, воли, в творческих

59

(воображательных) способностях нашего сознания, а не только в богатстве российского бытия - прежде всего залог возрождения России.

История является процессом и результатом сознательной деятельности людей. Решающую роль здесь играет, как правильно подчеркивали исторические идеалисты,

... творчество, осуществляемое учеными, политиками и т.д., поскольку в истории объективные закономерности формируются и действуют "через" людей, в их политической воле, поступках, делах1.

С развитием человечества роль сознательного фактора чрезвычайно возрастает. В.А. Тишков совершенно справедливо пишет:

XX век, особенно его последнее десятилетие, только подтверждает наше убеждение, что возможно единственным и основным законом истории является неопределенность и многовариантность, а у исторической импровизации столько же шансов, сколько у исторической закономерности, если таковая устанавливается исследователем и не является столь часто встречающейся постфактической рационализацией2.

Основной вопрос социальной философии исторического реализма решается на основе признания того, что практическая деятельность людей всегда зависит от материальных условий. Но выбор этих бесконечно разнообразных условий деятельности полностью зависит от развития общественного сознания, ментальности, способностей, социальных институтов, изобретенных выдающимися людьми. От последних зависят цели, программы, результаты деятельности людей, их общественное бытие. Неспособность россиян наладить у себя общественное бытие современного социалистическо-капиталистического типа упирается не в объективные условия, а в неразвитое, несовременное, отсталое общественное сознание, мировоззрение, ментальность и т.п., которому полностью соответствует наше жалкое общественное бытие, которое мы стыдливо пытаемся уже в который раз приблизить к западному.

Таким образом, взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в историческом реализме выражается в определяющей роли общественного сознания, в функционировании и развитии общественного бытия. Данная закономерность стала характерной только для постиндустриального общества, в котором доля духовной составляющей в практической деятельности, стала преобладающей. Для индустриального общества более подходил исторический материализм, когда эмпирический опыт, незначительные научные знания

60

были не столь значительны. Это свидетельствует, что решение основного вопроса философии носит конкретно-исторический характер.

Общественное сознание в историческом реализме определяет общественное бытие и как духовная сторона практической деятельности, и как ведущая духовная отрасль производства в рамках общественного разделения труда. Развитие выдающегося сознания независимо от данного общественного бытия определяется прежде всего генетикой и воспитанием. Общественное бытие непосредственно зависит от массового сознания взрослого поколения, а массовое сознание подрастающего поколения зависит от его общественного сознания и бытия. Такова фундаментальная закономерность взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания в историческом реализме. Создание необходимых условий для творческого проявления выдающихся личностей, усвоение их достижений массовым сознанием, внедрение результатов выдающейся духовной деятельности в общественное бытие - таков магистральный путь развития человечества.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как понимаются общественное бытие и общественное сознание в разных направлениях социальной философии?
  2. Как взаимосвязаны общественное бытие и общественное сознание в историческом идеализме, историческом материализме и историческом реализме?
  3. Как взаимосвязаны выдающееся сознание, массовое сознание, общественное бытие?
  4. Что первично: выдающееся сознание или общественное бытие?

61


1 Но из того, "что эти воли достигают не того, что они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую, - из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 395-396).
1 Козловски П. Общество и государство. - М.: Республика, 1998. - С. 316.
1 Брушлинский А. Практика - это еще не деятельность // Независимая газета. 22 марта 2000. - № 3. - С. 11.
2 Тишков В.А. Указ. соч. С. 274.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved