ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ
Западно-Сибирская равнина - одна из немногих физико-географических стран, границы которых отчетливо выражены в рельефе. Ее рубежами на западе являются восточные предгорья Урала. На востоке равнина ограничена уступом Енисейского кряжа и Среднесибирского плоскогорья, вдоль которого заложилась долина реки Енисей, на севере омывается водами Карского моря. Южная часть равнины уходит за пределы России в Казахстан и лишь на крайнем юго-востоке граничит с Алтаем.
С севера на юг Западная Сибирь протянулась почти на 2500 км: от 73°30′ (северная окраина Ямала) до 51° c.ш. (крайний юго-восток). В плане ее территория имеет форму трапеции с наибольшей протяженностью с запада на восток на широте Красноярска (около 1900 км). Площадь Западной Сибири - около 3 млн км2.
Специфические черты природы Западной Сибири, определяющие ее своеобразие и уникальность среди других физико-географических стран, - довольно однообразный, слабо пересеченный рельеф с малыми абсолютными и относительными высотами, исключительная заболоченность и ярко выраженная широтная зональность природных условий.
Южная часть равнины - наиболее освоенные и обжитые районы Сибири, где природа в значительной мере изменена хозяйственной деятельностью человека. Заселение равнины русскими началось с похода Ермака (1581 - 1585 гг.), хотя еще в XI - XII вв. новгородцы проникали в низовье Оби и позднее установили торговые отношения с местным населением.
В конце XII в. возникает ряд городов и острогов в бассейнах нижнего Иртыша и Оби, а в начале XVI в. на Енисее. Однако до второй половины XIX в. Западная Сибирь в хозяйственном отношении была освоена чрезвычайно неравномерно и очень слабо.
Освоение степных и лесостепных районов Западной Сибири усилилось в конце прошлого - начале нынешнего столетия в связи с переселением сюда крестьян из густонаселенной Центральной России и строительством Сибирской железной дороги (1892 - 1896 гг.). Центральные и северные районы равнины стали интенсивно осваиваться практически лишь в последние 35 - 40 лет в связи с разработкой нефтяных и газовых месторождений. Это повлекло за собой быстрый рост численности населения и усиление антропогенного воздействия на природу.
Научное изучение природы Западной Сибири началось в XVIII в. участниками Великой Северной экспедиции. Ее академический
70
отряд проводил исследования в южной части равнины от Тобольска до Семипалатинска, а северные отряды завершили открытие побережья Карского моря от Байдарацкой губы до Енисейского залива и далее на восток. Наиболее изучены преимущественно лесостепные и степные районы Западной Сибири и в меньшей мере районы нижнего течения Оби и северное Зауралье. Таежные районы с огромными заболоченными пространствами практически не были исследованы.
В южной части Западной Сибири проводили исследования И.Г. Гмелин (Кулундинская степь) и П.С. Паллас (Ишимская степь), А.Ф. Миддендорф (Бараба) и Б.И. Танфильев (Бараба и Кулунда) и др. Изучением озер в Омском округе занимался Л.С. Берг. В конце XIX - начале XX столетия Комитет Сибирской железной дороги проводил геолого-геоморфологические исследования и изучение природных ресурсов вдоль трассы дороги. Экспедиции Переселенческого управления вели почвенно-ботанические исследования. Существенную работу по изучению природы проводил Западно-Сибирский филиал Русского географического общества, созданный в 1877 г. Несмотря на это Западная Сибирь была слабо изученной и малоосвоенной.
В советское время работы по изучению природы и естественных ресурсов Западной Сибири приобрели большой размах. Комплексные детальные исследования проводились Барабинской, Кулундинской и Гыданской экспедициями Академии наук. Большое практическое значение имеют лесотипологические и почвенные исследования, изучение торфяных болот, тундровых пастбищ, влагооборота равнины. Толчок бурному развитию экономики Западной Сибири дали геологические исследования равнины, связанные прежде всего с поисками и освоением месторождений нефти и газа. В результате геологической съемки миллионного масштаба, проведенной в 50 - 60-х годах, сложилось близкое к современному представление о геологическом строении и рельефе равнины. Вопреки господствовавшему раньше мнению о морфологическом и генетическом однообразии рельефа было выявлено довольно много самостоятельных орографических единиц (рис. 13).
71