ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс физической географии России - один из ведущих в системе географического образования в педагогических вузах. Он дает целостное представление о природе нашей Родины и раскрывает ее разнообразие. Опорными для этого курса служат знания по общему землеведению и физической географии материков и океанов, особенно Евразии.

Курс состоит из "Введения" и двух крупных разделов: "Общий обзор природы" и "Региональный обзор России". Во "Введении" рассмотрены географическое положение и границы России, моря, омывающие ее территорию, и основные моменты истории географического изучения страны. В "Общем обзоре" дается покомпонентная характеристика природы всей России, которая завершается физико-географическим районированием.

Физическая география России - региональный курс, в основе которого лежит территориальный подход к анализу пространственных различий, а основным объектом изучения служат природные территориальные комплексы (ПТК). Поэтому большая часть объема учебника посвящена "Региональному обзору". Он начинается характеристикой природных зон, но основное содержание раздела составляет анализ природы физико-географических стран. Более мелкие ПТК (в горных странах - области и провинции, на равнинах - провинции) рассмотрены выборочно, лишь в качестве примеров, как это предусмотрено программой курса "Физическая география России" для педвузов (2000). Такая структура курса обусловлена его профессиональной направленностью, ориентацией на подготовку учителя географии.

При характеристике ПТК любого таксономического ранга внимание сосредоточивается на том, что каждый комплекс отличается не только тесными взаимосвязями и взаимодействиями между компонентами, но и определенным сочетанием природных ресурсов и природных условий, в которых живет и трудится человек. От свойств комплекса зависят его способность противостоять тем или иным внешним воздействиям, его реакция на антропогенные воздействия, вероятность возникновения экологических проблем и выбор путей их предотвращения или решения.

Сочетание компонентного и комплексного подходов обеспечивает создание достаточно полного представления о природной основе развития хозяйства России и условиях жизни

3

населения. Оба эти подхода важны и для проблем рационального природопользования и охраны природы. На компонентном подходе базируется организация рационального использования отдельных видов ресурсов, а на комплексном - решение региональных и локальных проблем природопользования и охраны природы. В связи с этим курс физической географии России является опорным для курсов "Экономическая и социальная география России" и "Геоэкологические основы рационального природопользования".

Будучи звеном единой системы учебных дисциплин в педагогическом вузе, курс "Физическая география России" имеет непосредственный выход в школу, дает знания, навыки и умения для преподавания одноименного школьного курса.

Текст учебника иллюстрируется картосхемами, профилями и рисунками. При изучении курса студент должен пользоваться также картами атласов и настенными картами для вузов и школы. Неотъемлемая составная часть курса - "Практикум по физической географии России".

"Введение", "Общий обзор природы России" и разделы, посвященные Кольскому полуострову и Карелии, а также природные ресурсы и антропогенные изменения природы Русской равнины написаны профессором Московского педагогического государственного университета Э.М. Раковской; природные зоны, островная Арктика и Восточно-Европейская (Русская) равнина - доцентом М.И. Давыдовой; моря Атлантического океана и Каспийское море-озеро написаны совместно.

Десятилетие, прошедшее после выхода последнего учебного пособия в свет, - достаточный срок, чтоб возникла потребность написания нового учебного пособия. Сейчас эта потребность усугубляется тем, что Советский Союз в 1991 г. распался на 15 самостоятельных государств, поэтому школа перешла и вузы постепенно переходят на изучение физической географии России, учебников по которой пока нет.

Авторы благодарят старшего преподавателя кафедры физической географии МПГУ, канд. геогр. наук Кушель Ю.А. за большую помощь в подготовке рукописи к изданию.

4



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved