ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы закончили изучение учебника экологии. Найдите время, возьмите отложенную книгу еще раз в руки и пролистайте ее. Вы еще раз убедитесь в том, что круг вопросов, с которыми нужно было познакомиться, очень широк. Это далеко не случайно: сложность и многообразие проблем, взаимодействий между "живым" и "неживым" в окружающем нас мире, накопившиеся за миллиарды лет развития нашей планеты и жизни на ней, столь велики, что некоторые из них мы только начали изучать, а большинство еще ждут своих исследователей.

Экологический кризис - реальность современного состояния биосферы. Стремительный прогресс науки и техники дал в руки человечества огромные силы воздействия на окружающую среду. Направленные на благо человечества, эти силы одновременно приводят к ухудшению условий жизни самого человека. Научные же основы сохранения и улучшения окружающей среды базируются на принципах экологии и служат для создания инженерных решений задач по повышению качества жизни человека.

Как известно, само понятие экологического кризиса далеко не диковина в истории жизни на Земле, и выходы из него находились, но последствиями их были либо биологические потери (гибель архебактерий в прерифее), либо изменения в идеологии взаимодействия с окружающим миром (неолит). Концепция устойчивого (поддерживающего) развития имеет определенный ноосферный смысл. Именно в поддерживающем аспекте и заключается предпосылка возможного выхода из глобального экологического кризиса. Это, в частности, вытекает из биоцентристской наполненности ноосферной идеологии, меняющей на данном этапе антропоцентристскую, которая сыграла свою роль на этапе квазиглобального экологического кризиса в неолите и во многом создавшей предпосылки для современного кризиса. Природопокорительство обязано смениться неоанимистской философией, где "Душа" и должна объединиться с "Разумом".

Вспомним Льва Толстого: "Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными. Всегда все люди считали лишение этого большим несчастьем" (Собр. соч. Т. 23, М., 1957, с. 478).

Для того чтобы несчастье не случилось, необходима практическая реализация устойчивого поддерживающего развития. Оно возможно

434

на базе формирования нового качества в нашей цивилизации - общества с Коллективным Разумом и с Коллективной Душой. Этот период развития можно вслед за В.А. Зубаковым назвать - "ноопси-хогемер" - день Разума и Души. Именно такой поддерживающий смысл может отвергнуть скепсис по поводу данного сценария, вызванный возможностью войти в устойчивое развитие почти 5 млрд. человек, населяющих развивающиеся страны. Если "ноопсихогемер" наступает для экосистемы Земли, то он касается всех его компонент, либо он не наступает, и приходит Никта-ночь..." Сон Разума (и Души, авт.) рождает мир чудовищ, но Мир в нашем понимании уже рожден быть не сможет, а вернется Мрак - Эреб".

"Вы одно с Земной Матерью - она в вас, а вы в ней. От нее вы родились, в ней вы живете и в нее вернетесь снова. Соблюдайте, поэтому, ее законы, ибо только тот, кто почитает свою Земную Мать и следует ее законам, может жить долго и быть счастливым..." Прозрачны и глубоки слова Евангелия.

"Жить долго и быть счастливым" - это бесспорная мотивация энвайроментализации нашего общества. Во главе лежит сохранение жизни, значит - параметров биосферы: чистые воздух и вода, земля и продукты, бережное отношение ко всему живому и природным ресурсам, любовь и доброта.

"Вы одно с Землей Матерью" - это благоговение перед жизнью (по А. Швейцеру), ощущение человека частицей природы, познание населяющих Землю растений и животных и гармонизация отношений с ними. Это те ступеньки, которые могут привести к дальнейшему более глубокому (или глубинному) познанию законов Земли и выработке норм и правил новой этики, без которой и устойчивое, и ноосферное развитие окажутся лишь предметом научных недоразумений. Дальнейшее управление экологическим развитием и экономикой природопользования должно соответствовать непреложному закону почитания Земли, экологическому и нравственному императивам (Книжникова Н.П., 1998).

Наступает, если не наступил, момент единения всей духовности Земли, и силами, умениями и знаниями науки, религии, культуры возможно формирование единого для всех "человеков" нового мировоззрения, с сутью "Биосфера Земли - Дом человечества"

Это поддержание гомеостаза Земли как важнейшей отправной точки для постепенного снижения темпов развития глобального экологического кризиса.

В рамках рассмотрения подхода к "поддерживающему" развитию нельзя обойти вниманием важнейшего из природопокорительных факторов, а именно, строительства, которое сопутствует человечеству с неолита. Строительство - одна из сильнейших природоборческих сил, это благо, но и вред. Одновременно строительство практически до эпохи промышленной революции обладало способностью

435

самоликвидации своих проявлений после использования, что очень схоже с процессами возвращения в исходную точку вещества в биогенных круговоротах. И строительство в целом носило поддерживающий характер, отнюдь не устойчивый. Любое строительство должно быть устойчивым, т. е. надежным, безопасным для человека, в прямом толковании, но для природной среды такого рода устойчивость далеко не всегда благо: невозможность устранения последствий строительства, его абсолютная устойчивость требует от природы значительных затрат на адаптации, некоторые из них для природной среды не бесследны и далеко не безвредны для человека как составной части биоты. Никакое строительство, как результат техногенеза, не может быть эссенциальным по определению, но негативные его последствия могут быть значительно снижены. Можно утверждать, что идеалом любого строителя и архитектора, как составляющих Коллективного Разума и Души, является создание адекватного природной среде сооружения, которое существует внутри биогенных циклов абсолютно едино с ними, т. е. экологично.

Это идеал, но уже на данном этапе строительство может носить поддерживающий характер, когда вытесняемые им факторы экологической ниши заменяются близкими по характеру, составу, последствиям. Строительное освоение биосферы должно быть синонимичным и синхронным воздействием по отношению к природным возмущениям.

Из всего изложенного следует существенный вывод: для человека, человечества в целом, нет сейчас важнее задачи экологизации Разума и Души; решение ее должно иметь исключительно научный характер, основанный на глубоком понимании законов единства живой и неживой природы; глубокое же понимание основывается на широком образовании, и поэтому - на высокой культуре... Устойчивого развития без наличия в нем поддерживающего начала не существует. Но тем не менее "Камо грядеши...".

436



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved