Глава 25
Концепция ноосферы

Глобальный характер взаимоотношений человека со средой его обитания привел к появлению понятия ноосферы (от греч. noos - разум и sphare - шар), под которой понимается "сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащенной деятельности становится определяющим фактором развития"1.

Вероятно, исторически первым понятием, совпадающим по смыслу с ноосферой, является ойкумена -населенная часть суши, которая довольно широко использовалась в античном мире. Успехи же естествознания заложили серьезный фундамент в разработку ноосферы: Ж. Бюффон - обоснования геологического значения человека; Д.Д. Дана и Д.Ле–Конт - эмпирическое обобщение определенной направленности эволюции живого вещества: "цефализация" или "психозойская эра"; в начале XX в. И.П. Павлов очень часто использовал термин "антропогенная эра, исходя опять же из геологической роли человека. В 1922-1923 гг. В.И. Вернадский в своих лекциях в Сорбонне и Париже выдвинул тезис о биохимических явлениях как основе биосферы. Приняв эту идею В.И. Вернадского, французский математик Е. Лерца в 1927 г. ввел понятие ноосферы, как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Это понятие было выработано вместе с Тейяром де Шарденом - геологом, палеонтологом, философом. Ноосфера, по Тейяру де Шардену,- это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции планеты и сольется с природой в идеальной точке "Омега", подобно тому как раньше образовались такие целостности, как молекулы, клетки и организмы. "Мы беспрерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс - тот, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в сознании нервных клеток. Геогенез, сказали мы, переходит в биогенез, который в конечном счете нечто иное, как психогенез... Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией - вначале зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом" (Тейяр де Шарден, 1973, с. 180).

В.И. Вернадский воспринял это понятие, но развил его на базе своего учения о биосфере как закономерный результат ее развития. Если в ранних работах В.И. Вернадский определял биосферу лишь как

408

область Земли, охваченную жизнью, то впоследствии он уже использовал более точное понятие живого вещества, поскольку термин "жизнь" многозначен (!?). Как живое вещество, что стало ясно благодаря биогеохимическим работам В.И. Вернадского, преобразует косную материю, являющуюся основой его развития, так и человек неизбежно должен обладать и обладает обратным влиянием на природную среду, породившую его. Если, по В.И. Вернадскому, земная кора представляет собой остатки былых биосфер, и живое вещество, и косная материя, объединенные цепью прямых и обратных связей, образуют современную биосферу как единую систему, то человек и природная среда также создает единую систему - ноосферу.

Выявленные В.И. Вернадским и другими естествоиспытателями основные закономерности существования живого вещества и в первую очередь его "всюдность", общность природных законов дают полное основание утверждать о наличии некой единой сферы, окружающей Землю.

Мы уже подчеркивали, что биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время – 15 - 80 млн. лет тому назад, когда возникли леса и степи, а с ними и крупные млекопитающие и сейчас, за последние 10 - 20 тыс. лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу. Биосфера тем самым переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу. Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением. Раз возникнув, она несет в себе возможность неограниченного развития. Рост научной мысли, тесно связанный с ростом заселения человеком биосферы, должен ограничиваться чуждой живому веществу средой и оказывать на нее давление, поскольку он связан с возрастающим количеством живого вещества, прямо или косвенно участвующего в научной деятельности и в ее высшем выражении "мыследеятельности". Этот рост и связанное с ним давление постоянно увеличиваются благодаря тому, что в них резко проявляется действие массы создаваемых технических средств, экспансия которых в ноосфере подчиняется тем же законам, что и размножение живого вещества, т. е. выражается в геометрических прогрессиях. По Д.Н. Федякову (1998), как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную, содержащую его среду биосферу, создавая ноосферу - царство разума.

Кроме научного фактора формирование ноосферы, согласно В.И. Вернадскому, определяется следующими условиями и предпосылками:

409

  • человечество стало единым целым; ход мировой истории охватил весь земной шар, включив в единый процесс различные культурные области, некогда развивавшиеся изолированно;
  • преобразование средств связи и обмена сделало регулярным и систематическим обмен веществом, энергией и информацией между различными элементами ноосферы;
  • овладение новыми источниками энергии предоставило человеку возможность коренного преобразования окружающей среды;
  • возрастает качество жизни значительного числа людей, трудом и разумом которых создается ноосфера;
  • вполне осознанно равенство всех людей и важность исключения войн из жизни общества.

Не отрицая и не сомневаясь в значимости перечисленных условий, следует признать главенствующим в формировании ноосферы именно феномен науки. Если следовать известному выражению Л. Фейербаха о том, что наука есть сознание рода, то мнение В.И. Вернадского о главенстве науки в создании ноосферы представляется философски обоснованным. Каждое научное достижение, опыт и открытие имеют конкретного автора, но, будучи созданным, оно становится достоянием всего человечества, включаясь в качестве элемента в единое родовое знание. Вследствие этого встречающееся иногда отождествление ноосферы с понятием антропосферы неверно по своей внутренней сущности. Никакой синонимичности между этими понятиями нет, так как факт множества людей, хоть и повсеместно расселившихся, далеко еще не является свидетельством о целостности. Наука же как разум рода свидетельствует о наличии неразрывности, о "сфере", как целом. В определенной степени и в силу той же логики вполне правомерным представляется понятие техносферы, т. е. сферы создания и применения технических средств и приемов деятельности. Техническое изобретение - продукт творческой мысли конкретного человека в определенной культурной среде, так же как и научное открытие, становится достоянием человечества, силой рода. Надо отметить, что В.И. Вернадский не считал правильным такое толкование понятия техносферы, так как в понятии ноосферы есть чрезвычайно важная составляющая, а именно долженствование. Дело в том, что признание науки атрибутом человечности свидетельствует о необходимости подчинения "силы" разуму. Поэтому техника является элементом ноосферы, хотя сама обладает определенными свойствами глобальности (сферичности). Эта важная составляющая ноосферы - долженствование - достаточно широко используется в околонаучных рассуждениях о ноосфере и экологии в целом, к примеру, довольно часто употребляется такой тезис: "Если мы все принадлежим ноосфере, то к природе и друг к другу отношение должно быть разумным", но в данном случае под "разумным" понимается отношение исключительно антропоцент-ричное и прагматичное.

Крупнейший "ноосферолог" и по существу один из

410

основоположников ноосферологии Тейяр де Шарден предложил версию ноосферы, которая в своих наиболее существенных чертах совпадает с теорией В.И. Вернадского, но имеет значительно более "гуманитарный" характер. "Каждый наблюдатель, - говорит Т. де Шарден, - субъективно всегда является центром перспективы. Нечто иное происходит, например, с прогуливающимся человеком, если он случайно попадает в точку, из которой не только взгляды, но и сами вещи расходятся в разные стороны, скажем, пересечение дорог. Тогда субъективная точка зрения совпадает с объективной". Именно такую позицию занимает человек как родовое существо. В силу своего качества и биологических свойств мысли мы оказываемся в уникальной точке, узле, господствующем над целым участком космоса, открытым в настоящее время для нашего опыта. Центр перспективы - человек - одновременно является центром конструирования универсума (вселенной). Эволюция природы рассматривается в направлении человека.

В цельной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существенное до нее бесконечно простирающейся преджизни. В ходе эволюции сознание как бы концентрируется. Концентрация сознания изменяется обратно пропорционально простоте материального соединения, которое оно сопровождает. Или, иначе, сознание тем совершеннее, чем более сложное и лучше организованное материальное строение оно сопровождает.

Духовное совершенство и материальный синтез - это лишь две взаимосвязанные стороны или части одного и того же явления. Последнее положение представляет собой качественный закон, который объясняет процессы перехода от одной сферы к другой: в начале невидимое состояние, затем постепенное преобладание внутренней сущности над их внешним образом. Этот закон раскрывается, если рассматривать переход универсума (вселенной) из некоего состояния "А", характеризующегося значительно большим числом составляющих весьма простых материальных элементов (с очень бедным внутренним содержанием), в новое состояние "Б", которое определяется меньшим числом очень сложных группировок (с существенно более богатым внутренним содержанием). В состоянии "А" очаги сознания, весьма многочисленные и вместе с тем чрезвычайно слабые, проявляются лишь в совместных действиях, подчиняющихся статическим закономерностям. Это область физико-химии. В состоянии "Б" эти элементы, менее многочисленные и вместе с тем более индивидуализированные, постепенно избавляются от "рабства" больших чисел. Они начинают проявлять вовне свою коренную, не поддающуюся измерению, "спонтанность". Их можно видеть и следить за каждым из них в отдельности. С этого момента мы вступаем в мир биологии.

Собственно жизнь начинается с клетки. С самого начала клеточная туманность, несмотря на свое внутреннее множество, представляла собой своего рода рассеянный своего рода живую

411

суперорганизм - клетку. Выше мы уже рассматривали основные отличия и особенности "живого" - жизни, которая характеризуется:

  • "изобилием", благодаря которому проявляется эффективность естественного отбора, борьбы за существование;
  • "изобретательностью", определяющей совершенство структуры живых организмов;
  • "безразличием к индивидам";
  • "тенденцией всеохватывающего единства".

Развитие жизни, проходя ряд стадий, приводит к появлению приматов с характерным для них отсутствием узкой специализации естественных органов. У приматов эволюция, пренебрегая всем остальным и, следовательно, оставляя его пластичным, затронула непосредственно мозг. Вследствие этого в восходящем движении к наибольшему сознанию они оказались впереди других.

По Д.М. Федяеву (1998), "качественная характеристика заключается в рефлексии: "животное знает, но, в отличие от человека, не знает о своем знании". Рефлексия1 - атрибут разума. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе становится способным развиваться в новой сфере. В действительности, это возникновение нового мира. Рефлектирующий психический центр, однажды сосредоточившись на себе, может продолжать существование лишь путем единого двустороннего развития, которое состоит в дальнейшем самососредоточении посредством проникновения в новое пространство и одновременно в сосредоточении вокруг себя оптимального мира, путем установления в окружающей реальности все более стройной и лучше организованной перспективы.

С появлением человека психогенез сменяется более высокой функцией - вначале зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом. Соответственно выделяется и новая оболочка, новый покров Земли, "мыслящий пласт" - ноосфера. С ее появлением Земля "меняет кожу" и обретает душу. Если сопоставить возникновение ноосферы с другими явлениями, в соответствии с их истинными размерами, историческая ступень рефлексии имеет более важное значение, чем любой, например, "зоологический разрыв", будь то разрыв, отмечающий возникновение четвероногих или даже многоклеточных.

Среди последовательных этапов, пройденных эволюцией, зарождение мысли непосредственно следует за конденсацией земного химизма или за самим возникновением жизни и сравнимо по своему значению лишь с ними.

412

Таким образом, В.И. Вернадский в качестве сущностной характеристики ноосферы видит в феномене науки, представляющей "проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли". Для Т. де Шардена в качестве сути ноосферы проявляется рефлексия, хотя точного определения Т. де Шарден в своих работах не дает, но к рефлексии относит абстракцию, логику, обдуманный выбор и изобретательность, математику, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, т. е. знание в самом широком смысле и при любом толковании. Поскольку же рефлексия не распространяется на животных, то можно утверждать, что существует собственно человеческое знание. Таким образом, вполне обоснованным является то, что наука - это всеобщий, коллективный Разум, "сознание" рода.

Примерно в последние двадцать лет идея некоторого всеобщего, коллективного, по Н.Н. Моисееву и многим другим, Разума стало все более подтверждаться глобализацией информационной сети. Еще в 80-е годы Е. Масуда спрогнозировал, что массовая компьютеризация всех видов человеческой деятельности, при овладении информационными системами людьми самого различного возраста и уровня образования, создадут к началу 3-го тысячелетия глобальную информационную сеть, которая послужит предпосылкой к появлению нового "сверхсущества", единого Разума практически в буквальном смысле слова. Надо сказать, что уже сейчас информация (ее единица), спродуцированная либо принятая отдельным человеком (ее автором), если попадает, к примеру, в глобальную сеть "Интернет", начинает существовать и даже работать уже независимо от воли и желания ее автора.

В пользу вышеуказанного говорят уже достаточно подтвержденные экспериментами работы в области "искусственного интеллекта". В.А. Зубаков (1997, с. 122) пишет: "... я вынужден здесь привлечь внимание... к опубликованному "Литературной газетой" от 11 октября 1995 года репортажу собкора РИА "Новости" в Англии В. Симонова с Международной конференции по робототехнике в Лондоне. В нем сообщалось о докладе проф. Кэвина Уорвика. Его группа в университете Ридинг сконструировала семь самодвижущихся шестиногих мини - роботов - "семь гномов", имеющих электронный мозг (Е-мозг) на уровне интелекта насекомых. Трехнедельное наблюдение за ними привело проф. Уорвика к устрашающим выводам. Поведение этих Е-существ, действующих без заданной программы, было загадочным и непредсказуемым: одни обладали элементами коллективизма, обменивались друг с другом сигналами в инфракрасном диапазоне, каждый раз выбирая себе лидера и подчиняясь ему. Они учились и день ото дня становились все сноровистее, причем проявляли индивидуальные особенности. Иначе говоря, скорость эволюции их Е-мозга была феноменальной.

413

Наблюдения привели профессора к мрачному прогнозу, и в своем докладе он задает вопрос: "Кто или что будет править планетой?" И отвечает: "Уверяю Вас, ответ звучит устрашающе". Эксперимент был остановлен...?!" Сошлюсь также на большую статью американского кибернетика А. Болонкина под названием "Если не мы, то наши дети будут последним поколением людей", в которой предсказывается, что через 500-100 лет электронный (Е-мозг) сравняется по своим возможностям с мозгом человека, после него начинается быстрый переход человеческой цивилизации в электронную. А люди будут вытеснены в резервации и смогут сохраниться там в очень небольшом числе, подобно тому как сейчас дикая фауна сохраняется в заповедниках. "За короткое время Е-мозг превзойдет человеческий в сотни и тысячи раз, - пишет А. Болонкин, - ... и сможет пользоваться суммой знаний, накопленных человечеством за всю историю Земли. Как только Е-мозг достигнет человеческого уровня, человечество выполнит свою историческую миссию и не потребуется более ни природе, ни Богу". Это довольно мрачный аспект размышлений о тенденциях формирования ноосферы.

По Д.М. Федяеву (1998), если человечество располагает родовым знанием (наукой) и родовой силой (техникой, при помощи которой преобразуется среда обитания человека), то нетрудно заметить, что структурно ноосфера еще до конца не оформлена даже теоретически, ибо знание и сила нуждаются в воле. Гипотетическая родовая воля может быть признана элементом ноосферы, если, следуя В.И. Вернадскому, включить технику в состав ноосферы или если к двум указанным (знанию и силе) добавить сферу родовой воли. По. крайней мере, так шло развитие концепций ноосферы как В.И. Вернадского, так и Т. де Шардена. В частности, В.И. Вернадский не раз возвращался к размышлениям о том, каким именно должно быть "проявление человечества как единого целого", чтобы взаимодействие природы и общества могло стать оптимальным. Ему представлялось, что оно может быть воплощено в едином для всей планеты всемирном государстве. Ноосфера, у В.И. Вернадского, разумеется, отнюдь не будущее, это реальность.

По В.А. Зубакову (1997), в последнее время появились работы, в которых используется образ обретения биосферой души. "Мне кажется, что следуя за мыслью В.И. Вернадского, точнее было бы говорить об обретении планетой разума. Во временных рамках цивилизации человечество, как совокупность разумных личностей, вплоть до настоящего дня продолжает жить неразумно, подчиняясь стихийным силам. Окончательное становление ноосферы могло связываться, как я думаю, с появлением коллективного разума человечества".

Согласно Т. де Шардену, мы уже упоминали об этом несколько выше, сфера нуждается в центре, который он именует просто точкой "Омега", или просто Омегой, сутью которой является всеобщая любовь, ведущая к объединению. Это самая фундаментальная страсть из всех

414

присущих человеку, отличающих его в сути своей от всех других живых на Земле. Это то, что низвергает один за другим элементы и объединяет их в целое под напором замыкающейся вселенной (универсума). Всеобъемлющая любовь - единственно полный и конечный способ, которым мы можем любить (Д.М. Федяев, 1998).

Н.Н. Моисеев пишет (1997, с. 12): "Мир человека - это неразрывная связь рационального и иррационального. Это и концепция, и инстинкты, непредсказуемость или нелогичность поведения и т. д., и т. п. И его духовный мир, его иррациональная сущность, по-видимому, принципиально необъяснимы... наибольшую радость человеку, ощущение полноты и прелести жизни дает как раз иррациональная составляющая его миропредставления, его жизни".

Имеется еще одно важное соображение, неучтенное в первоначальных идеях ноосферы. Человек взаимодействует со средой его обитания не только разумно, но и чувственно, поскольку он сам существо не только разумное, но разумно-чувственное, в котором разумный и чувственный компоненты сложным образом переплетены. Конечно, чувственное не следует отрывать от разумного и чувства могут быть как осознаны, так и нет. Тем не менее проведение здесь определенных различий вполне уместно и предохраняет от односторонних трактовок. Ноосферу не обязательно следует понимать как некий экологический идеал, поскольку не всегда с экологической точки зрения хорошо то, что преимущественно рационально, а само понятие разумного исторически изменчиво. Так, все современные технологические схемы, конечно же, по своему разумны и рациональны.

Все это чрезвычайно близко и к идее всеобъемлющей любви, и к идее всемирного государства, разумеется, гуманного, действующего на научной основе и самых лучших побуждений и духовных представлений. При наличии родовой воли оба этих подхода формируют целостную структуру ноосферы.

Исторический опыт последних десятилетий не дает оснований сожалеть о незавершенности теории ноосферы, главное-то, что родовая воля пока не может быть рациональной, так как самые тяжелые последствия может дать именно деятельность, направленная к единой цели в гигантских масштабах, даже из самых лучших побуждений - во имя любви ко всему человечеству. К тому же научное знание, как известно, всегда исторически ограничено, а ориентации науки на истину не исключают наличия заблуждений в научном знании. Поэтому слишком масштабная практическая реализация научных представлений того или иного рода, направленная единой волей, может быть опасной по своим последствиям, но также может быть опасным отсутствие каких-либо проявлений родовой воли, что означает невозможность создания ноосферы.

Сам В.И. Вернадский видел противоречивость отдельных положений концепции о ноосфере как идей революционных, охватывающих

415

наиболее острые проблемы человечества и его будущего. Поэтому эти вопросы и сейчас вызывают острые споры среди исследователей. Например, Ю. Одум (1986) считает, что, несмотря на огромные возможности и способности человеческого разума к управлению природными процессами, тем не менее еще рано говорить о ноосфере, так как человек не может предугадать все последствия своих действий. Об этом свидетельствует множество возникших проблем на нашей планете. Ряд ученых, таких, как Куражковский (1992) и другие, полагают, что правильнее говорить в настоящее время лишь о существовании начальных стадий развития ноосферы (протоносферы), отличающейся от ее будущего.

"Человечеству предстоит смена парадигмы развития, переход в другой эволюционный канал, подобно тому как это случилось в начале палеолита, когда оно постепенно перешло от биологической эволюции к эволюции общественной. Но каков будет теперь этот новый канал, никому пока не известно. Хочется думать, и я в этом убежден, что выбор пути развития немыслим без участия Коллективного Интеллекта человечества... Не утопии, которая является плодом размышления того или иного мыслителя, а именно Коллективного Интеллекта... вопрос состоит в том, чтобы "запустить" Коллективный Интеллект - направить его усилия на поиск необходимых компонентов тех цивилизаций, которые окажутся способными создать новую "парадигму развития" (Моисеев Н.Н., 1997, с. 15 - 16).

В.И. Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобального осознания усилившегося вторжения человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, ко все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной системой.

В концепции в полной мере представлен один аспект современного этапа взаимодействия человека и природы - глобальный характер единства человека и природной среды. В период создания концепции ноосферы противоречивость этого аспекта не была столь очевидна, как сейчас. В.И. Вернадский склонялся к тому, что такой сценарий эволюции человеческой цивилизации, бесспорно, утопичен. Подтверждением этого служит факт того, что уже при 6 млрд. людей на нашей планете наметились устойчивые тенденции к глобальному экологическому кризису, темпы развития которых настолько велики, что требуется срочное решение демографических проблем, особенно в так называемых развивающихся странах, где нарастает скорость изъятия невозобновимых ресурсов. Стало ясно, что единство человека и природы противоречиво хотя бы в том плане, что из-за увеличивающегося обилия взаимосвязей между ними растет экологический риск как плата человечества за преобразование природной среды.

За время своего существования человек, мягко говоря, сильно изменил биосферу. По мнению Н.Ф. Реймерса, "люди искусственно и

416

некомпенсированно снизили количество живого вещества Земли, видимо, не менее чем на 30 % и забирают в год не менее 20 % продукции всей биосферы" (Реймерс Н.Ф., 1992, с. 129). Биосфера превращается в техносферу и хотя последняя есть составляющая ноосферы, происходит столкновение двух ветвей развития биосферы. В данном случае биосфера не эволюционирует закономерным образом в ноосферу с использованием техносферы как реализации науки, а превращение биосферы в техносферу на нынешнем этапе осуществляется при торможении антропогенным натиском, иными словами, направленность антропогенного воздействия прямо противоположна направленности эволюции биосферы. Можно говорить о том, что с появлением человека начинается нисходящая ветвь эволюции биосферы - снижается биомасса, продуктивность и информационность биосферы. Антропогенные воздействия разрушают естественные системы природы. Как полагает Н.Ф. Реймерс, "вслед за прямым уничтожением видов следует ожидать самодеструкции живого". "Фактически этот процесс и идет в виде массового размножения отдельных организмов, разрушающих сложившиеся экосистемы" (Н.Ф. Реймерс, 1990, с. 136). Таким образом, пока еще нельзя ответить на вопрос, создает ли в будущем человек сферу разума или своей неразумной деятельностью погубит и себя, и все живое.

Кроме этого, с выходом человека в космос область взаимодействия человека с природной средой перестала ограничиваться сферой Земли, и ныне данное взаимодействие ограничивается маршрутами космических летательных аппаратов. В наше время можно уже говорить не о ноосфере, а "ноосистеме" (АЛ. Горелов, 1998), так как это отражает новую пространственную конфигурацию взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие "ноосистема", кстати, более отвечает современным научным подходам в системном анализе объективной реальности.

Современный подход к оценке понятия ноосферы имеет один важный ценностный аспект, поскольку представляет единство человека и природы в виде процесса - ноогенеза, ведущего к становлению единой системы "человек - природная среда". Ноогенез - один из аспектов процесса становления родовой сущности человека, и его нельзя остановить, не отказываясь от актуализации и совершенствования потенциальных возможностей, заложенных в человеке как виде. Стремление к осуществлению своих целей в природе останется, по-видимому, главенствующим в определении человеком перспектив его взаимоотношений с природой с того момента, как он перешел от защиты своей видовой специфики к превращению ее в важный фактор формирования природной закономерности.

В некоторых аспектах концепция ноосферы напоминает некие "натурфилософские" построения и новомодные, и, кстати, негативные по воздействию на психику людей, сайентистские утопии. Но

417

становление ноосферы - возможность и отнюдь не абсолютная необходимость. Ценность же концепции ноосферы в том, что она предлагает одну из вероятных конструктивных моделей будущего, а ограниченность заключается в том, что она рассматривает человека как прежде всего разумное существо, тогда как отдельные индивиды и тем более их сообщество (т. е. человеческое общество) в целом редко ведут себя по-настоящему и в полной мере разумно. Пока человечество движется отнюдь не к ноосфере...

Некоторые принципы "новой экологии".В 60-е годы при обозначившихся негативных экологических тенденциях в окружающей среде сформировалось некое научное направление - "новая экология". Типичным представителем "новой" экологии является видный американский ученый Б. Коммонер. Именно им были сформулированы ставшие знаменитыми четыре "простых" правила "новой" экологии:

  • "все связано со всем";
  • "все должно куда-то деваться";
  • "природа знает лучше";
  • "ничто не дается даром".

Внешняя простота и яркая форма этих правил снискали заслуженную популярность среди экологов и специалистов других направлений научного знания, но следует заметить, что не это является главным в "правилах Коммонера", а чрезвычайно высокая их содержательность и глубина.

"Все связано со всем", как первое из них фиксирует большую сложность структурных и функциональных связей экологических систем любого ранга: локального, регионального и глобального; мы уже эту сложность рассмотрели достаточно подробно в данном учебнике. В частности, следует упомянуть о трансграничности переносов загрязнений в атмосфере, кислотные дожди редко выпадают над местом выброса диоксидов серы, т. е. котельными и ТЭЦ. При преобладающем северо - восточном атмосферном переносе в европейской части России промышленные загрязнения атмосферы из индустриальных центральных регионов "перебрасываются" на тундровые сенсибильные в экологическом отношении районы.

"Все должно куда-то деваться", как второе правило, является по своей сути иным изложением фундаментального физического закона сохранения материи. Это правило определяет предельно допустимые границы загрязнения биосферы, которые заключают в себе ее гомеостазис. Собственно, это правило является теоретическим обоснованием для разработки и установления системы ПДК (предельно допустимых концентраций) и ПДВ (предельно допустимых выбросов). При существующих возражениях против ПДК и ПДВ - они пока являются, пожалуй, одними из немногих количественных экологических законодательно установленных показателей, позволяющих вести конкретную практическую природоохранную деятельность.

418

"Природа знает лучше" - третье правило - призывает к внимательному, бережному отношению к природе. Это относится, в частности, к реализации строительных проектов и является, по существу, обоснованием системы ОВОС - оценки воздействия на окружающую среду, и определяет необходимость обязательной подготовки ЗЭП - заявления об экологических последствиях при реализации проекта, в том числе и строительного.

В значительной мере это правило определяет необходимость тщательного изучения природной и техногенно - природной обстановки в проектах реконструкции зданий и сооружений и в еще большей степени при их ликвидации, а особенно при рекультивационных работах. При ошибках в последних негативные экологические последствия могут быть значительно большими, если бы рекультивация вообще не проводилась.

"Ничто не дается даром" - четвертое правило - описывает единство биосферы, ее целостность, закладывает основы понимания компенсаторных биосферных механизмов. В рамках этого ничего не может быть выиграно или потеряно, а сама биосфера не может служить объектом всеобщего улучшения. Все, что извлечено из биосферы человеческой деятельностью, должно быть возмещено. Биосфера потребует оплаты, может быть, после некоторой отсрочки.

В нынешних же условиях человечество живет "взаймы", по образному выражению Б. Небела, как "падающий с небоскреба человек"; жизнь продолжается до встречи с землей.

Принципы "новой экологии" - это база для создания принципов охраны окружающей среды для прикладных, инженерных и иных разработок в этой области.

419


1 Современный философский словарь, 1998, с. 575.
1 Рефлексия (от позднелат. reflexio-обращение назад); 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов (СЭС. М., 1980, с. 1134).


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved