"Зона она всегда такая, какой мы ее сейчас
видим. Здесь не возвращаются тем путем,
которым сюда попали"

"Сталкер". А. Стругацкий, Б. Стругацкий

"Quo vadis?"

"Евангелие от Иоанна"

Предисловие

В настоящее время экологию изучают как в высшей, так и в средней школах. Поэтому в последние годы нельзя пожаловаться на отсутствие учебной литературы. Изданные учебники и учебные пособия по общей экологии ориентированы на различные специальности высшего образования: биологические, медицинские, педагогические, технические. Вышли специальные учебники, посвященные экологии различных живых организмов, а также издания по прикладной экологии.

Кроме учебной литературы по экологии широко издаются научно-популярная литература, справочные пособия и др.

Однако необходимость насыщения экологического учебно-информационного пространства сохраняется, что объясняется возрастающей значимостью экологических проблем в жизнедеятельности человека.

Наряду с этим происходит постепенная экологизация различных видов инженерного образования. В государственных образовательных стандартах и в примерных учебных планах подготовки инженеров-строителей всех специальностей предусмотрено преподавание "Экологии" как естественной дисциплины. Эта дисциплина обеспечена утвержденной в установленном порядке примерной учебной программой и успешно преподается в строительных вузах России.

Автор данного учебника начиная с середины 80-х годов приступил к разработке авторских курсов по экологии, которые были апробированы в Московском государственном строительном университете на нескольких специальностях.

Опыт этой работы показал, что студенты архитектурно-строительных вузов имеют вполне определенную техническую ориентированность и достаточно легко справляются с решением проектно-конструкторских, расчетных задач, а также обладают пространственным мышлением. Вместе с тем для них иногда затруднительно осмысление

3

природоведческих проблем, связанных с их специальностью. Это отнюдь никакая не "ущербность", просто студенты архитектурно-строительных вузов другие, нежели машиностроители и тем более биологи, медики, педагоги и др.

Нарастание экологических проблем на нашей планете происходит не без участия строительства, и надо сказать, что часть этих проблем могла быть несколько уменьшена, а иногда и не возникла, если бы инженеры-строители лучше понимали, что происходит с природной средой при строительном освоении, и использовали в своей деятельности знаменитое высказывание: "Не навреди".

Но все это возможно только при определенном уровне экологических знаний, что отчасти может быть решено путем экологического образования.

Данный учебник представляет собой первый известный автору опыт написания учебника по экологии для подготовки инженеров-строителей. В основе учебника лежит опыт построения учебных курсов по экологии, прочитанных автором в 1988-1999 гг. в МГСУ, а также обобщения ряда учебных материалов, изданных в России и за рубежом в последние годы.

Учебник "Экология" отвечает основным положениям соответствующей примерной учебной программы для подготовки строительных кадров с высшим образованием. Изложенный в учебнике материал направлен на формирование у студентов экологического научного мировоззрения в представлениях о человеке как части природы, о единстве всего живого и невозможности выживания человечества в условиях развивающегося экологического кризиса без сохранения биосферы; способствовать к пересмотру бытовавших ранее антропоцентристских воззрений и переходу к биоцентризму, освоению философских аспектов ноосферологии, концепции устойчивого развития человечества в единстве с биосферой. Учебный материал предполагает возможность получения знаний для грамотного восприятия явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, включая его непосредственную профессиональную, строительную деятельность.

Целью учебного материала является освоение и понимание законов формирования окружающей среды и изменений в природной среде при воздействии человека. На основе знания этих законов - обеспечение взаимодействия создаваемых строителями искусственных сооружений с природной средой, с минимальным ущербом для нее и наиболее экономично, а также проектирование и возведение сооружений для защиты природной среды от вредных антропогенных воздействий.

Книга построена по принципу рассмотрения геосфер Земли, их характеристик, нахождения "живого вещества" в этих геосферах, его иерархия и взаимоотношения как между "живым" и "неживым";

4

"живым" и "живым" с постепенным переходом к оценке воздействий человека на окружающую среду и его последствий.

Автор не ставил себе целью написание учебника по "строительной экологии", так как считает непродуктивной идею прикладных (технических) "экологии". Учебник составлен как "экология для строителей".

В период подготовки к чтению курсов по экологии большую помощь автору оказали профессора С.Н. Чернышев, В.И. Теличенко, Б.А. Пермяков, Ю.В. Кононович, В.Н. Ткачев и др. Всем этим людям автор глубоко признателен. Большую благодарность автор выражает рецензентам: проф. В.Ф. Сидоренко и проф. Е.М. Марченко, замечания и предложения которых помогли улучшить содержание книги.

Особая благодарность инж. Е.А. Губановой и инж. Т.Г. Богомоловой за большой труд в подготовке рукописи.

Естественно, что далеко не все написано автором полно, подробно, без недочетов, недостатков и ошибок, которые могут быть обнаружены специалистами. Автор будет благодарен за замечания, которые следует направлять по адресу: 129337, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, МГСУ, кафедра "Инженерная геология и геоэкология".

Автор

5



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved