Русское академическое красноречие как самостоятельная разновидность ораторского стиля развилось и утвердилось в XIX в. Основу любого академического выступления составляет стиль нейтральной литературной речи и специальный словарь (включая терминологию) того научно-профессионального направления, к которому относится речь лектора, преподавателя, профессора. Слово должно быть в этом случае "по росту мысли", как выражался В.О. Ключевский. Он заметил: "Гармония мысли и слова - это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата преподавателя...
339
Корень многих тяжких неудач наших - в неуменье высказать свою мысль, одеть ее как следует. Иногда бедненькую и худенькую мысль мы облечем в такую пышную форму, что она путается и теряется в ненужных складках собственной оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву" (В.О. Ключевский. С.М. Соловьев как преподаватель).
Образцом речи вузовского лектора можно считать помещенную в хрестоматии лекцию академика А.А. Ухтомского "О знаниях", прочитанную им студентам первого курса биологического отделения Ленинградского университета. Несмотря на то, что эта лекция была предназначена для аудитории "естественников", ее центральная тема - тема знаний и нравственности - актуальна для любого вуза, и тем более гуманитарного. Доступность и ясность разработки главной мысли, умеренное употребление специальных терминов, общий эмоциональный строй лекции и хороший литературный язык - эти качества обеспечили лекции успех: она была опубликована в журнале "Наука и жизнь" в 1965 г. (№ 2. С. 49). Второй фрагмент - беседа академика В.В. Виноградова "О культуре русской речи", которая представляет собой одну из лекций, прочитанных в центральном лектории общества "Знание", г. Москвы (в начале 60-х гг.), затем прозвучавшую на Всесоюзном радио. Лекция-беседа была адресована самому широкому кругу слушателей. В ней до сих пор ощущается аромат эпохи, чувствуется отзвук настроений и оценок знаменитых шестидесятых. Особенно интересна намеченная В.В. Виноградовым классификация всех небрежностей и "неправильностей" в речи, вызванных неполным и неточным владением нормами литературного языка. Эти явления наблюдаются и поныне. Поэтому рассуждения В.В. Виноградова нисколько не устарели.
340