Программа курса "Культура русской речи"
(для гуманитарных вузов)
I. Вводная глава. Краткие сведения из истории изучения речевой культуры. Влияние античных и европейских традиций на представления о качествах и свойствах совершенной речи: общность европейского культурного фонда и традиционная связь России с этим фондом (Д.С. Лихачев). Школы риторики и красноречия в Древней Греции и Риме (риторические труды Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана и др.). Переосмысление античного культурного наследия в Европе.
Культурные центры по созданию риторик в России. Риторические школы в России XVII-XVIII вв. Этапы развития отечественной риторики в XVIII-XIX вв. Смена представлений о стиле и содержании хорошей речи, ее основных качествах и свойствах. Кризис риторики. Искусственное пресечение традиции обучения этому предмету в России. Создание основ стилистики и культуры речи в XX в. Идеи "новой" риторики, "прораставшие" с 80-90-х гг. в недрах лингвистики текста, теории типов речи, речевой деятельности и психолингвистики. Развитие двух направлений в теории языковой культуры: "1) культура как состояние, уровень (языка и речи), 2) культура как деятельность, т.е. культивирование (совершенствование) языка и речи" (А. Едличка). Перспективность реализации идей первого направления. Роль общей культуры человека, развитие которой означает совершенствование культуроведческой компетенции личности. Современная теоретическая концепция культуры речи, предполагающая многокомпонентность составляющих ее частей - в нормативном, коммуникативном, этическом (включающем и проблемы речевого этикета) и эстетическом аспектах. Функционально-лингвистическая ориентация курса, требующая изложения основных проблем культуры речи с точки зрения функционально-речевой стратификации литературного языка.
Определение понятия культура речи. Вопрос о соотношении и взаимодействии литературного языка и языка художественной литературы в аспекте культуры речи.
Специфика культуры речи как научной дисциплины, для которой центральными являются: 1) проблема литературной нормы, ее теоретическая и культурологическая интерпретация; 2) регулятивный аспект, предусматривающий поддержку и защиту русского языка от неблагоприятных и разрушительных влияний. Исторические основы нормализации русского литературного языка. Формы кодификации литературного языка. Типология ошибок, вызванных отклонениями от литературной нормы, охватывающей все
281
синтагматические и парадигматические ряды языковых единиц; колебания нормы. Система вариантов на четырех уровнях литературного языка (орфоэпическом, орфографическом, грамматическом, лексическом).
Языковая политика и проблема лингвистического прогноза.
Особая культурная и научная значимость словарей-справочников ортологического типа, служащих непосредственным задачам культивирования языка и речи пользователя. Ориентация этих словарей на исправление ошибок и коллекционирование трудных случаев письменного и устного употребления. Разные типы ортологи-ческих словарей современного русского языка.
II. Культура разговорной речи. Нормы разговорной речи. Сфера использования - быт. Основная функция - непосредственное общение. Вопросы этикета и этики в разговорной речи. Говорящий и слушающий в стилистически значимой коммуникации. Социально-психологические варианты речевого поведения в коммуникации. Условия воздействия живого слова. Искренность слова, ее свойства, виды и влияние. Злоупотребление словом. Эффективность общения. Причины коммуникативных неудач. Специфические ситуативные виды разговорной речи. Соблюдение нравственных норм в разных ситуациях общения (например, в ситуации приказа, просьбы, отказа и т.п.). Искусство ведения диалога и полилога. Риторические фигуры в разговорной речи. Эстетика разговорной речи.
III. Ораторская речь в системе функциональных стилей литературного языка. Культура ораторской речи, отличие ораторской прозы от разговорной речи, с одной стороны, и от письменной, с другой. Схема традиционной концепции обучения ораторской речи (риторики): инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (выражение), произношение, память. Логические, психологические и коммуникативные основы ораторской речи. Система общих мест (топика) и система ораторских доказательств (в рамках теории аргументации). Стилистические особенности коммуникативно значимых фрагментов речи. Принцип проблемного и выразительного изложения мыслей. Функционально-смысловые типы речи. Роды и виды красноречия: социально-политическое, академическое и лекционное, судебное, духовное (церковно-богословское), социально-бытовое и т.д. Сравнительная характеристика видов красноречия по дифференцирующим признакам. Ср. классификацию, данную в программе курса лекций А.Ф. Кони по теме "Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях": "а) Речь судебная. Общие правила: доказывать и убеждать. Разница приемов обвинителя, защитника и гражданского истца. Пределы речи. Руководящие напутствия председателя, б) Речь политическая. Особые условия политической речи, ее успешные и безуспешные приемы. Образы. Умение разгадать общие всем чувства. Речь официальная, деловая, демагогическая. Осторожность в примерах. Точность в исторических ссылках. в) Речь педагогического характера. Центр ее тяжести. Роль синтеза и анализа. Различие приемов по наукам и
282
предметам. г) Речь духовная: 1) проповедь. Значение и место текстов. Соответствие цели кругу слушателей. Связь с действительной жизнью. 2) Наставление и научение вне церкви". Память. Виды памяти: зрительная, слуховая, смешанная. Техника речи. Ритмика, паузы, интонация, дикция, жест.
IV. Культура дискутивно-полемической речи. Изложение некоторых принципов теории спора в лингвопрагматическом аспекте.
Понятие спора. Логические и психологические предпосылки спора. Цель спора. Два основных рода споров: 1) спор как средство совместного уяснения вопросов (споры научные) и 2) спор как средство психологического воздействия и прямого или непрямого подчинения одной стороны другой (споры политические, религиозные). Значение споров в истории развития человеческой мысли. Споры в Древней Греции (споры софистов и эристиков с представителями философии Сократа и Платона), споры политические.
Пути отстаивания позиции в споре: 1) пути логические. Доказательство правильности своих утверждений. Указание оснований, из которых они с необходимостью вытекают. Развитие следствий, подтверждающих правильность обоснованных положений; 2) пути психологические. Приемы запутывания противника. Применение чисто психологических приемов воздействия: вызывание в противнике чувства неуверенности в себе, воздействие на слушателей и перетягивание их на свою сторону с целью подавить сознание противника и. т.д.
Некоторые виды споров, встречающихся на практике: 1) научные споры. Общеобязательность оснований и общезначимость выводов как необходимые требования, подлежащие удовлетворению. Гипотетичность всех подлежащих защите положений. Принципиальная свобода спорящих по отношению к предмету спора, друг к другу и к аудитории. Подчиненность спорящих лишь контролю объективного человеческого разума; 2) политические споры. Невозможность переубеждения другой стороны. Равнодушие к задаче выяснения предмета спора, вытекающее из стремления навязать готовое решение противной стороне или кругу лиц, причастных к спору. Равноценность всех способов, как логических, так и нелогических, поскольку они способствуют ослаблению позиции противника. Устранение противника с поля состязания как высшая цель спора. Возможная враждебность, презрение, уничижение как формы отношения спорящих друг к другу. Использование оценочных языковых средств в процессе спора.
Проблемы этикета и этики в ситуации спора. Семантико-праг-матические параметры разных типов дискуссивного текста. Дифференциальные характеристики понятий спор - дискуссия - полемика - диспут - дебаты.
V. Культура научной и профессиональной речи. История вопроса. Аттестация понятия специальный язык. Сфера использования - наука, техника, образование. Место стиля в функционально-стилистической системе языка. Многожанровость языка для специальных целей. Основные лингвистические черты языка для
283
специальных целей. Терминологичность словарного состава как ведущий признак научного стиля. Основные терминологические группы и их лексико-семантические особенности. Особые черты синтаксической структуры специальных текстов. Норма в терминологии. Лингвистические требования к стандартизуемой терминологии. Профессиональный вариант нормы. Унификация и стандартизация терминов. Гармонизация терминологий.
VI. Культура деловой речи. Сфера употребления - регулирование деловых отношений. Особенности и нормы официально-делового стиля. Ситуативная характеристика деловой речи. Жанры документации. Композиционные особенности служебных документов. Культура составления документа: способы изложения материала, соразмерность частей, отбор речевых форм и т.п. Аргументация в разных категориях деловых документов. Диапазон используемых речевых средств. Значение точных формулировок в деловом документе. Ясность и лаконичность стиля. Сознательная установка на стандартизацию языка при отображении типовых ситуаций делового общения. Деловой этикет: личное и письменное общение.
Стилистика деловой речи. Лексические, фразеологические и грамматические средства официально-делового стиля. Правила оформления документов. Характеристика словарей и пособий, из которых можно почерпнуть конкретные сведения, касающиеся деловой речи (см. книги по стилистике деловой речи и т.п.).
VII. Средства массовой информации и культура речи. Средства массовой коммуникации (информации) как тип общения (дискурса). Разновидности и функции средств массовой информации, различия между ними. Место периодической печати в системе средств массовой информации.
Передача информации как основная цель периодической печати. Понятие об информации, ее основные типы. Информационное поле и информационная норма, воздействие на них социальных факторов. Виды отступлений от информационной нормы. Типы недостоверной информации, причины ее появления на страницах печати.
Вопрос о соотношении "объективного" и "субъективного" в средствах массовой информации. Роль оценки в прессе, влияние на нее социальных факторов. Виды оценок. Оценка и соблюдение этических норм. Единство тенденций к экспрессии и стандартности как конструктивный принцип языка средств массовой информации. Средства риторического усиления речи: фигуры, тропы, авторские новообразования (окказионализмы). Типы и функции фигур и тропов в текстах периодической печати. Аллюзия, ее разновидности и роль в языке средств массовой информации. Штамп как явление псевдоэкспрессии, воплощение стандарта. Различие между штампом и клише.
Стилистика жанров периодической печати: эссе, очерк, фельетон, интервью: см. раздел хрестоматии. Полистилизм (стилевая полифония) как важнейший признак языка средств массовой информации.
284