Первым обратил внимание на возможную плюралистичность картин мира участников социальных систем американский ученый У. Черчмен. Он опубликовал в 60-70-е годы пять книг, в которых постепенно осмысливалась необходимость ухода от ограниченности
33
жесткого системного подхода, не улавливающего слабоструктурированный и трудноформализуемый характер многих социальных проблем.
Черчмен формулирует четыре базовых тезиса нового подхода к изучению социальных систем:
- 1) системный подход начинается, когда вы первый раз смотрите на мир глазами другого;
- 2) системный подход показывает, что картина мира каждого индивида ужасно ограничена;
- 3) в системном подходе нет экспертов. (Имеется в виду, что у включенных в данную проблемную ситуацию людей могут быть разные взгляды. Могут затрагиваться вопросы морали, в которых трудно быть экспертом.);
- 4) системный подход - неплохая идея.
Последний тезис призван вдохновлять разработчиков проекта социальной системы. Разработка проекта требует гарантированного участия представителей всех заинтересованных сторон. Согласование их интересов - сложный процесс, который никогда не заканчивается, но усилия разработчиков не пропадут, так как системный подход позволит им прийти к верному решению.
Черчмен утверждает, что к успеху проекта ведет тщательное выполнение следующих основных принципов:
- а) оппонирование - в слабоструктурированных проблемах можно разобраться, если рассматривать их с различных точек зрения;
- б) участие - в процессе принятия решений должны участвовать представители всех заинтересованных сторон;
- в) интегративность - в процессе обсуждения различные точки зрения должны синтезироваться на более высоком уровне, что приводит к выработке общего плана действий;
- г) обучение - в результате участники процесса системного анализа начинают лучше понимать свою фирму и ее проблемы.
Методология Черчмена реализована в виде деловой игры с представителями заинтересованных сторон и достаточно полно описана в [14, 20].
Большое влияние на специалистов в области системного анализа, менеджмента, исследования операций оказали труды одного из наиболее авторитетных и плодовитых американских ученых Р. Акоффа [15-17]. Рассматривая эволюцию организаций в XX веке, Акофф приходит к выводу, что до 60-х годов социальные системы можно было рассматривать либо как "машины", служащие их создателям и собственникам, либо
34
как "организмы", в которых цели подсистем полностью подчинены целям целого. Начиная с 60-х годов картина резко усложняется и привычные подходы становятся неадекватными. Внешняя среда становится гиперконкурентной и турбулентной. Деятельность производственных организаций диверсифицируется (одна транснациональная фирма может выпускать холодильники, телевизоры и косметику, владеть отелями, пароходами и газетами...). Происходит переход от стандартизованного производства к выпуску продукции по индивидуальным заказам. Резко возрастают объемы информации, с переработкой которой не справляются даже компьютеры. Персонал организации становится все более образованным и склонным к самостоятельному принятию решений, норовит не всегда сообщать наверх полную и достоверную информацию, более того, иногда игнорирует указания начальства. Цели подсистем все чаще не совпадают с целями системы в целом.
В этих условиях, полагает Акофф [17], модель социальной организации должна принципиально измениться, она должна стать "социосистемной". В первую очередь организация должна стать демократической - это означает, что в принятии решений, особенно касающихся вопросов планирования работы организации, должны иметь возможность участвовать все заинтересованные лица [16].
Акофф полагает, что сам процесс планирования нередко более важен, чем его результат. Если кого-то не удается включить в число участников, то его следует привлечь в качестве консультанта, но при этом, как подчеркивает Акофф, важно соблюдать принцип добровольного участия.
Центральное место в социосистемной идеологии Акоффа занимает методология "интерактивного" планирования, включающая пять этапов:
- Анализ состояния организации и ее проблем.
- Разработка вариантов "идеализированного" будущего корпорации.
- Разработка средств достижения целей. На этой стадии отбрасывается часть недостижимых вариантов, предложенных на этапе 2.
- Распределение имеющихся ресурсов (материалов, оборудования, персонала, финансов).
- Планирование внедрения. Методология Акоффа предполагает:
35
- целостность планирования - план разрабатывается сразу для всех частей и уровней системы;
- непрерывность планирования - в плане невозможно предусмотреть все, поэтому при появлении существенных изменений необходима корректировка плана.
Ясно, что методология "интерактивного" планирования может быть применена не на уровне общества в целом, а на микроуровне для совершенствования деятельности организаций. Достаточно подробно методология изложена в вышедшей в 1981г. монографии Акоффа "Планирование будущего корпорации" (русский перевод опубликован в 1985 г. [1]).
Девиз Акоффа "планируйте или спланируют вас", а также его идеи демократического (партисипативного) управления находят на Западе все больше сторонников и все шире внедряются в практику. Отметим, что практический успех характерен для многих начинаний Акоффа (см. § 2.5).
36