Курс предназначен для студентов социологических факультетов четвертого или пятого года обучения. Развитие культуры моделирования должно помочь слушателю:
- углубить понимание социальных процессов;
- освоить когнитивный инструментарий, облегчающий поиск эффективных решений социальных проблем.
Основные цели и задачи курса. Понятие модели. Роль моделей в социальной теории. Моделирование социально-политических и социокультурных процессов. Необходимость изучения социальных механизмов. Системный анализ и когнитивный подход - методологическая база изучения моделей социальных процессов.
История развития системных представлений. Программа Л. Берталанфи. Основные понятия системного анализа. Различение системы и множества. Определения системы по Гейнсу и Акоффу. Динамика системы. Понятие положительной и отрицательной обратной связи. Принцип контринтуитивного поведения сложных систем.
Краткая история эволюции системных представлений в социологии. Специфика живых систем (взгляды У. Матураны). Понятие аутопойезиса. Особенности системных представлений в теориях Лумана и Гидденса. Анализ систем правил.
Классификация методологических подходов по виду участия элементов (унитаризм, плюрализм, принуждение). Жесткие и мягкие системы. Принципы исследования мягких систем у Черчмена и Акоффа. Методология мягких систем П. Чекленда. Методология критических систем В. Ульриха. Проблемы внедрения результатов системного анализа. Примеры растворения проблем.
284
История развития когнитивного подхода. Структура когнитологии. Типология знаний. Модели репрезентации знаний. Когнитивные карты. Методы анализа когнитивных карт. Понятие когнитивного стиля. Типологии Акоффа и Маруямы. Когнитивные аспекты использования метафор в системном анализе.
Когнитивный подход в социальных исследованиях. Основные задачи когнитивной социологии по Зерубавелу. Место когнитивной социологии в содружестве когнитивных наук.
Взаимосвязи понятий теория и модель. Типология моделей. Когнитивная модель. Виды содержательных моделей. Роль формальных моделей. Элементы моделей. Визуализация и качественные методы моделирования.
Модели социальных систем. Социальная сеть. Целесообразность использования различных моделей социальных систем в зависимости от специфики конкретных задач.
Типология социальных изменений. Основные причины социальных изменений. Системное время. Основные формы социальных процессов. Модели с насыщением. Спираль и цикл.
Эволюционные процессы. Теории многолинейной эволюции. Теория прерывистого равновесия.
Роль социальных механизмов в объяснении социальных процессов. Перспективы развития аналитического подхода к социологической теории. Подход Р. Будона. Социокогнитивный механизм. Уточнение трактовки микро- и макроподхода.
Развитие циклических представлений. Типичная модель жизненного цикла. Примеры моделей жизненного цикла. Модель жизненного цикла цивилизаций. Жизненный цикл этноса по Л.Н.Гумилеву. Жизненный цикл общественного движения. Жизненный цикл организации. Жизненный цикл научной специальности. Жизненный цикл технологического уклада. Жизненный цикл продукта. Жизненный цикл семьи и индивида. Сравнение характеристик различных моделей.
285
Природа периодичности. Космические теории цикличности. Связь волновых колебаний с жизненными циклами элементов. Теория смены поколений.
Волны экономической динамики. Типология экономических циклов. Механизм образования политико-делового цикла. Длинные волны Кондратьева. Циклы борьбы за мировое лидерство. Модель Гольдстайна.
Волновые процессы в политической сфере. Модели Клинберга, Наменвирса, Шлезингера и Барбера.
Основы эволюционной теории П.А. Сорокина. Базовые социокультурные системы. Принцип имманентных изменений. Принцип предела.
Полувековые циклы в социокультурной эволюции. Когнитивная теория С.Ю. Маслова. Аналитический и синтетический типы сознания. Эволюция стилей в искусстве. Циклическая модель развития культуры В. Бюля. Системная модель де Грина.
Основные понятия инноватики. Источники нововведений по Друкеру. Типология моделей диффузии инноваций. Факторы, определяющие скорость распространения инноваций. Социокогнитивная теория А. Бандуры. Обучение нововведениям.
Содержательные и формальные модели распространения нововведений и роста численности популяции. Модель Мальтуса. Логистическая модель. Связь модели кумулятивного роста и модели жизненного цикла.
Кризис системы. Три варианта разрешения кризиса системы - распад, реформа, революция. Реформы в социальных системах. Явление запаздывания. Поворотные точки.
Модель модернизации Липсета. Нелинейная модель перестройки В.И. Арнольда. Стратегия и тактика социальных реформ. Проблема секретности планирования и рефлексивные эффекты поведения социальных систем.
Модели революций. Закон поляризации П. Сорокина. Модель депривации Дэвиса. Модель революции Т. Скокпол. Марксистская
286
модель революционного кризиса. Механизм раскручивания маховика революции.
Модели теории катастроф. Катастрофа "сборка". Бифуркация. Бимодальность. Гистерезис. Модель волнений в тюрьме. Модель принятия инновации. Бифуркации в социальных процессах по Ю. Лотману.
Синергетика и теория хаоса. Роль нелинейности. Странный аттрактор. Неустойчивость и эффект бабочки. Сценарий хаотизации.
Диссипативные структуры И. Пригожина. Флуктуации в открытых системах. Процесс построения термитника как пример самоорганизации в природе. Логистическая модель эволюции и возможность возникновения хаотических колебаний.
Основные принципы иконологического моделирования. Возможность исследования "мягких" моделей. Роль доверия к получаемым результатам. Компьютерное моделирование без помощи математика и программиста. Пример анализа логистической модели с помощью пакета Excel. Использование возможностей интерактивной графики для изучения "мягких" моделей. Учет эффекта запаздывания.
Изучение процессов самоорганизации в искусственной социальной среде с помощью моделей клеточных автоматов. Анализ эволюции кооперации с помощью теоретико-игровой модели "Дилемма заключенного".
287