Одним из наиболее заметных событий в социологии стала публикация в 1998 г. сборника статей "Социальные механизмы. Аналитический
119
подход к социологической теории" [9]. Авторы сборника (среди которых Дж. Элстер, Д. Гамбетта, Р. Будон, А. Соренсен, А. Стинчкомб, Р. Хедстрем и другие известные зарубежные социологи) приходят к единому мнению, что главной задачей социологии должно стать выявление и изучение фундаментальных социальных механизмов, которые генерируют и объясняют ход социальных процессов. Как отмечалось в § 4.2, социальный механизм - это причинно-следственная модель изучаемого процесса. Такие модели показывают, каким образом взаимодействие различных факторов (переменных, индикаторов...) генерирует качественные и количественные характеристики, отражающие реальное течение социальных процессов.
По мнению авторов [9], сами по себе причинно-следственные модели не дают полного, окончательного объяснения изучаемых явлений. Дело в том, что в социальной жизни действуют не абстрактные факторы и переменные, а реальные люди. Поэтому необходимо также объяснить, каким образом декларируемые причинно-следственные связи взаимодействуют с верованиями и убеждениями людей, формируют их поведение.
Трактовка понятия социальный механизм расширяется и включает в себя не только причинно-следственную модель, но и объяснение взаимодействий между индивидами, а также между индивидами и социальными агрегатами. Один из авторов сборника Т.С. Шеллинг приводит такой пример: когда водитель контролирует расстояние до идущей впереди машины, то это взаимодействие между индивидами; если водитель регулирует свою скорость в соответствии со средней скоростью потока автомобилей, то это взаимодействие индивида и социального агрегата. По мнению Шеллинга, социальный механизм это интерпретация, в терминах индивидуального поведения, абстрактной модели, которая воспроизводит изучаемый феномен [9, с. 33].
Подобная трактовка понятия социального механизма соответствует парадигме методологического индивидуализма. Согласно этой широко используемой в экономической теории парадигме, все анализируемые явления объясняются только как результат целенаправленной деятельности индивидов. В экономической теории индивид, как правило, принимает рациональные решения - максимизирует ожидаемую полезность (разность между выгодами и издержками). Однако модели "рационального выбора" не всегда адекватны реальным экономическим процессам. Еще реже ограничения этой модели выполняются в социокультурных и политических процессах. Как справедливо указывает Р. Будон, в социологии
120
необходимо использовать когнитивные модели, включающие модели рационального выбора как частный случай1.
Можно сказать, что авторы [9] утверждают, что подлинное объяснение социальных процессов дает двухуровневое описание социальных механизмов:
- на макроуровне используется причинно-следственная модель;
- на микроуровне используются когнитивные модели взаимодействия между индивидами, а также между микро- и макроуровнями.
Такие модели лучше называть не социальными, а социокогни-тивными механизмами. Разделяя основные постулаты авторов [9], отметим возможные ограничения предлагаемого ими подхода. Конечно, причинно-следственные модели являются наиболее распространенным способом научного объяснения. Но в социальных науках все большее внимание привлекают альтернативные подходы - анализ систем правил и эволюционные объяснения (примеры см. в гл. 14 и 15).
Как указывалось в § 4.2, когнитивными моделями могут оперировать любые когнитивные системы. Соответственно традиционная трактовка микро- и макроподхода нуждается в уточнении. В социологии обычно считается, что микроуровень - это уровень индивидов. Рассмотрим более удобную трактовку различения микро- и макроуровней на примере социальных систем. Анализ мир-системы как целого проводится на макроуровне, при этом анализ поведения отдельных стран осуществляется на микроуровне. При анализе рынка микроуровень - это отдельные фирмы и потребители. При анализе фирмы микроуровень - это подразделения или сотрудники. Таким образом, анализ системы в целом производится на макроуровне, а изучение поведения отдельных элементов осуществляется на микроуровне.
В последующих главах читатель найдет много примеров социальных и социокогнитивных механизмов. Рассмотрены также другие модели, которые пока не имеют строго методологического обоснования, но, безусловно, помогают объяснять и прогнозировать течение социальных процессов.
121
Интерес к быстрым, катастрофическим социальным изменениям обострился в последние годы. М. Халлинен [7] отмечает, что разрывы, дискретность в развитии социальных систем являются главным вызовом существующим теориям социальной динамики. По ее мнению, такие события последнего десятилетия, как крах коммунистической системы, распространение национализма и терроризма, эпидемия СПИДа, стремительное развитие компьютерной революции требуют новых теоретических подходов. Необходимы новые концепции социальных изменений, базирующиеся на моделях теории катастроф и теории хаоса. Халлинен полагает, что в осмыслении новых подходов значительную помощь может оказать изучение формальных, математических моделей социальных процессов.
- Можно ли определение процесса по Сорокину применить для объектов физического мира?
- Как отличить существенное изменение от несущественного, обратимое изменение от необратимого?
- В чем заключается специфика социокультурных изменений?
- Приведите примеры непредвиденных изменений.
- Всегда ли можно найти единственную, главную причину перемен?
- Может ли социальная система измениться без каких-либо причин?
- Развитие каких технологий определяет социокультурные изменения на ближайшее будущее?
- Надо ли учитывать психологические факторы при анализе причин изменения в сфере культуры?
- П. Сорокин наряду с организованными группами (системами) рассматривал также неорганизованные и дезорганизованные группы. Верен ли для них принцип имманентных изменений?
- Какие фазы собственного развития вы хотели бы выделить? Будет ли длительность этих фаз одинаковой для разных людей?
- Приведите пример социального индикатора, который может расти экспоненциально на рассматриваемом временном интервале.
- Какой содержательный смысл может иметь асимптота в моделях насыщения?
- Приведите примеры развития по спирали.
- Можно ли рассматривать развитие социума по аналогии с биологической эволюцизй?
122
- Будон Р. Социальные механизмы без "черных ящиков" // Социология на пороге XXI века. М., 1998. С. 109-128.
- Мураками Я., Кумон С., Сато С. Общество как цивилизация // Проблемы философии истории: традиция и новация в социокультурном процессе. М.: ИНИОН, 1989. С. 126-155.
- Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000.
- Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Eldredge N., Gould S.I. Punctual equilibria: an alternative to phyletic gradualism // Models in Paleobiology/Ed. T.J.M. Schopf. San Francisco: Freeman and Cooper, 1972.
- Hallinan M.T. The sociological study of social change. 1996 Presidential Adress // American Sociological Review. 1997. Vol. 62. № 1. P.1-11.
- Moore W.E. Social Change. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1963.
- Social Mechanisms. An Analitical Approach to Social Theory / Eds. P.Hedstrom, R.Swedberg. Cambridge: Univ. Press, 1998.
- Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. Vol. 1-4, N.Y.: American Book Company, 1937-1941.
- Steward J.H. Theory of Culture Change. Urbana: University of Illinois Press, 1979 {1955}.
- The Dynamic of Social Systems / Ed. P. Colony. L.: Sage, 1992.
- Vago S. Social Change. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1989.
123
1
Взгяды Р.Будона наиболее близки к типологии § 4.2 и достаточно подробно изложены в [1]. Отметим, что Будон использует термин когнити-висткая модель, понимая под этим термином объединение когнитивной модели и анализа ценностей. В данном пособии этот термин не используется, так как ценности включены в когнитивную модель.