Заключение

В первой главе мы привели хронологию важнейших достижений человека: от древнейших орудий (2 млн лет до н.э.), древнейших письменных памятников и первых украшений стен пещер (40-30 тыс. лет до н.э.), изготовления фигурок, знаменующих поклонение природе (30-20 тыс. лет до н.э.) до первых гончарных изделий (10 тыс. лет до н.э.), одомашнивания скота (9-7 тыс. лет до н.э.), постройки первых городов (8 тыс. лет до н.э.), развития сельского хозяйства (8-6 тыс. лет до н.э.), изобретения колеса (3,5 тыс. лет до н.э.), производства орудий из бронзы (3 тыс. лет до н.э.), сложения первых эпосов, прославляющих богов и героев (2,6 тыс. лет до н.э.), изобретения железа (1,4 тыс. лет до н.э.), создания финикийцами современного алфавита (1 тыс. лет до н.э.), написания первых текстов Библии (40-90 г.н.э.).

Но что же происходит с человеком в этот период? С достоверностью можно утверждать, что его становление как биологического вида прекратилось на кроманьонце (40-100 тыс. лет до н.э.). Еще раньше, на неандертальце (100 тыс. лет до н.э.), остановилось, прекратилось увеличение объема мозга и развитие природного интеллекта.

Дальнейшее развитие человека осуществлялось за счет развития социального интеллекта, который начал складываться в недрах природного интеллекта. Социальный интеллект позволил человеку

280

резко продвинуться в познании природы и утвердить господство великих искусств цивилизации: гончарства, ткачества, земледелия и доместикиции животных.

Социальный ум и социальный интеллект расширили свободу действий человека, раскрыли новые возможности реализации его бесконечных потенций. На этом пути был сделан серьезный шаг очеловечивания человека социальной средой и прежде всего совместной деятельностью, формированием душевных (психологических) качеств человека, развитием свободы и творчества.

Развитие социального интеллекта проявилось не только в усилении возможностей человека, но и в формировании морали закрытого общества. Жизнь человека как природного существа регулировалась инстинктами, среди которых прежде всего следует выделить инстинкт сохранения вида. Ум человека, коллективная жизнедеятельность, появление языка и речи, оценка поведения с точки зрения полезности для сообщества, а не только для отдельного индивида служили основанием для того, чтобы наиболее ответственные стороны жизни сообщества были закреплены в обычаях. В какой-то мере обычай занял место инстинкта, обычай выступил в роли социального инстинкта сообщества и общественной морали. Можно сказать, что обычай является формой выражения инстинктивной морали, которая определяет поведение человека в его интересах и интересах сообщества.

Принимая требования сообщества, индивид заимствует у него свою безопасность и жизнеспособность. Инстинктивная мораль решает одновременно задачи индивида и социального самосохранения.

Но ум всегда эгоистичен. Наделив человека умом, природа внесла дисбаланс в гармонию инстинктов индивидуального и группового сохранения. В нарушение требований инстинктивной морали под влиянием эгоистической направленности ума происходит грехопадение человека. В стремлении обезопасить общество и повысить моральную силу запрета последний воплощается в образе (Божества). Бог запрещает, предупреждает или наказывает за моральное зло, которое человек может нанести другому человеку или

281

обществу. Это в яркой форме подтверждают суровые требования Ветхого Завета. Индивид останавливается в стремлении нарушить обычай религиозным страхом наказания за моральное зло.

Организация психики человека порождается необходимостью сохранения и развития индивидуальной и социальной жизни. Поэтому мышление человека одновременно индивидуально и социально. Социальное же детерминируется моралью. Отсюда можно заключить, что мышление человека индивидуально и морально.

И если ранее мы утверждали, что происхождение человечности осуществляется в эволюции природного интеллекта в социальный интеллект, то теперь мы можем утверждать, что этот процесс идет одновременно с превращением природного мышления в моральное мышление. Человечность возникает в борьбе инстинкта и морали, эмоций и разума, эгоизма и альтруизма, добра и зла, греха и добродетели. В этой борьбе формируется духовность человека, высшее выражение человечности. Единичный человек духовен, пока следует морали. Единичный человек духовен, если для него общественно значимое стало личностно значимым.

Если учесть, как было показано выше, что общественная мораль и религия возникают одновременно и что мораль по объему совпадает с первобытной религией, то можно сделать заключение, что духовность тесно связана с религией. Религия усиливает духовность человека, придает ей новое звучание.

Прогресс в области науки, техники и технологии формирует достаток общества. Индивид и общество уже не связаны столь жестко, как раньше. Общество может позволить в определенной мере проявиться эгоизму индивида, общество в большей мере индивидуализируется. Мораль, соединенная с религией, начинает развиваться в двух направлениях: морали светской и морали веры, каждая из которых развивает свою часть единой морали. В соответствии с этими двумя направлениями формируются духовность светская и духовность веры. Усиление индивидуализации общества является одним из условий формирования открытого общества, но индивидуализация ведет к эрозии морали общества, понижению уровня духовности общества.

282

Огромную роль в формировании духовности личности играет духовная культура: искусство, наука, религиозные верования. Освоение духовной культуры определяет содержание морального сознания личности.

Приведенный анализ показывает этапы происхождения и развития человечности: от природного интеллекта к социальному интеллекту; от обычая к инстинктивной морали и возникновению первобытной религии; от строгой общественной морали к индивидуализации; от морали, соединенной с религией, к морали светской и морали веры; от морального мышления к моральному сознанию.

Важно отметить, что в процессе развития духовных сил индивида изменяются и его душевные (психологические) качества. Природное мышление становится моральным мышлением, соответствующим образом претерпевают изменения и другие способности человека. Происходит одухотворение природных сил человека. Это показано нами на примере способностей, которые в своем развитии проходят очеловечивание средой развития, требованиями деятельностей, которые реализуются человеком, и духовными ценностями. Механизм одухотворения способностей заключается в том, что каждая психическая функция включает мышление, а мышление морально. Следовательно, у духовно развитого человека каждая психическая функция интеллектуальна и моральна. В этом случае человек воспринимает, представляет, мыслит и переживает через призму своей духовности.

Итак, в настоящей книге мы, скорее, обозначили проблему очеловечивания психологии, чем ее разрешили. Остается надеяться, что дальнейшие исследования позволят создать истинную психологию личности.

283



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved