5.5. Этюд
о подражании

Бесценным даром наградила природа все живое - даром подражания. Благодаря этому дару животное усваивает видовые навыки и становится самим собой. Именно подражание лежит в основе развития ребенка. Педагогика, психология с удивительной легкостью проходят мимо такого уникального явления. И может быть, мы до настоящего времени не имеем полноценной теории воспитания ребенка только потому, что не придаем должного значения подражанию.

Чаще всего подражание рассматривают как курьез, как забавный момент в поведении ребенка. "Посмотрите-ка! - восклицает мама. - Наша Алена пытается стирать, совсем как я; пробует полоть траву не грядке, она видела это сегодня; требует, чтобы ей дали ложку, и она ела бы как взрослые.

Подобные примеры можно умножать, из них состоит жизнь ребенка - надо только внимательней присмотреться.

В связи с проблемой подражания полезно вспомнить данные, полученные известным итальянским нейрохирургом Х. Дельгадо. При операциях на головном мозге раздражение различных его участков приводило к ярким воспоминаниям, воспроизведению образов прошлого у оперируемых. Можно сказать, что "прокручивались" как бы записанные на пленку целые эпизоды из жизни человека. На основе подобных фактов были высказаны предположения, что человек запоминает практически все, что видит, но не все может

276

вспомнить, воспроизвести. Полезно также вспомнить широко известный факт, что человек раньше всего забывает то, что он запоминал в последнюю очередь. К старости забывается последним то, что относится к детству.

Сопоставляя приведенные факты, можно предположить, что наиболее полно и прочно запоминаются впечатления детства. В голове вашего ребенка запечатлевается, "записывается" все. Помните об этом свойстве. Восхищайтесь им и опасайтесь его, боготворите и страшитесь. Если бы можно было воспроизвести эту запись, вы увидели бы себя со стороны, в обычной и интимной обстановке. Вы увидели бы свое поведение, как бы снятое скрытой камерой. Увидели бы и устыдились. Этой скрытой камерой являются глаза вашего ребенка. Все, что он видит, он запоминает. И это потом остается с ним на всю жизнь.

Можно с определенной долей условности сказать, что личность вашего ребенка формируется вами бессознательно, вашим поведением. Ребенок видит, что и как вы делаете. И повинуясь могучему закону природы - стремлению к подражанию, он старается делать то же.

К сожалению, его возможности ограничены. И он не может воспроизвести все, что видит. Но он стремится это сделать. И здесь скрыта главная тайна развития ребенка. Подражание - тот механизм, который делает человека человеком, если он развивается в обществе людей. И очень важно - кому подражает ребенок. Об этом прежде всего надо задуматься, когда мы испытываем трудности с воспитанием.

При этом следует напомнить, что вначале ребенок запечатлевает поведение взрослых. Он еще не может ни говорить, ни повторить увиденного в действии. Но он уже увидел и стремится в подражании воспроизвести. Между запечатлением и воспроизведением в слове, действии, поступке может лежать большой промежуток времени. Именно поэтому многие действия ребенка часто кажутся спонтанными, удивляющими, а иногда и возмущают вас. Но вспомните подражание и найдите причину. Она или в вас самих или в окружении ребенка. Вы "бог", и творите ребенка по образу и подобию

277

своему, причем творите, часто не подозревая об этом. Но помните, что это самые прочные основы, которые бессознательно будут действовать всю жизнь вашего ребенка. Их можно заглушить, замаскировать последующим воспитанием, но никогда нельзя стереть из памяти.

Искусство воспитания ребенка - это искусство создания образцов для подражания.

Ребенок раскрывает для себя мир через свою деятельность, а в деятельности он копирует взрослых и в первую очередь родителей. В этой деятельности развиваются его способности. Для того чтобы обеспечить это развитие, вы должны соблюдать два условия.

Стараться не ограничивать стремление ребенка к подражанию, к копированию вашего бытового поведения, хотя часто это может доставлять неудовольствия, требовать затрат времени. Например, если ребенок решит постирать, как мама, он наверняка, прольет воду, использует для этого часть своего туалета, которая и не нуждается в стирке. Не расстраивайтесь, а поощряйте эти действия. Не погасите естественное стремление, природный механизм развития.

Стремитесь создать условия для подражания, соответствующие возможностям ребенка. Чем ребенок меньше, тем более крупными (но легкими) предметами он должен манипулировать. Для работы с мелкими предметами, требующими более тонкой координации, у ребенка еще нет возможностей, не развиты соответствующие группы мышц (тонкая моторика).

Высказанные положения входят в противоречие с бытующим мнением, что чем младше ребенок, тем меньше по размерам должны быть игрушки. Размеры игрушек надо уменьшать постепенно, создавая условия для формирования тонкой моторики. Наборы для игры типа: "Кухня", "Доктор", "Парикмахер" предназначены для детей старшего дошкольного возраста.

Подражание взрослым, копирование их деятельности является основным фактором умственного развития ребенка. Здесь хочется обратить внимание еще на одно распространенное заблуждение. Многие считают, что умственное развитие зависит от обучения чтению, счету и т.д. Но следует помнить, что вначале мышление ребенка

278

связано с овладением своим телом, с манипуляциями предметами окружающего мира. Мышление прежде всего развивается как предметное. Поэтому именно физическая культура, предметные действия служат источником развития мышления ребенка. И обеспечивает это развитие подражание - фундаментальный закон природы. В подражании взрослому не только развиваются способности, но и усваиваются нравственные нормы поведения.

Подражание в детском возрасте как бы естественно продолжает фиксировать формы поведения, развивает их. Оно включает и стремление делать (мотив), и образ цели деятельности, и реальный опыт делания. Оно фактически воплощает добродетель, связанную с созданием нового человека. С возрастом подражание ослабевает. Другие мотивы начинают определять поведение человека. Но подражание не исчезает, оно приобретает качественно новые формы.

Подражание пронизывает всю жизнь человека:

  • - молодежь подражает кумиру;
  • - начинающий художник копирует творение великих, подражая им и ища себя (то же можно сказать и о писателях, композиторах, скульпторах);
  • - конструктор копирует творения природы, изучая ее.

Запомним, что подражание - это закон природы. И как любой закон, его невозможно отменить, его можно только познать и использовать во благо растущему ребенку.

Но не будем забывать и о границах могущества подражания. Оно способно сотворить новую личность по образу копируемой, но оно создает не творца, а ремесленника, ремесленника в хорошем значении этого слова, мастера высокого искусства исполнения. Но как говорил еще Аристотель, разница между ремесленником и учеником состоит в том, что первый знает, как надо делать, второй - почему надо так делать. Подражание позволяет копировать поведение и образцы деятельности, но не раскрывает законов деятельности. И этим обозначены его границы.

Будем это помнить и учитывать в процессе воспитания ребенка.

279



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved