4.7. Эволюционная
концепция личности

Анализ происхождения человечности позволяет сформулировать эволюционную концепцию личности, суть которой заключается в следующих положениях:

  • - анализ личности современного человека должен осуществляться исходя из основных качеств проточеловека. В качестве таковых прежде всего выступают базовые инстинкты: сохранение вида и сохранение индивида;
  • - в инстинктах целесообразно различать (по Крегу) два основных элемента: побуждение (drive), требующее удовлетворения, и поисковое поведение (appetitive behavior), которое складывается из двигательной активности и завершающего акта;
  • - в качестве базовых источников внутренней активности можно выделить: пищевую мотивацию, половую мотивацию, исследовательскую активность, стремление к доминированию, агрессивность, защиту территории, обустройство места обитания, игру;
  • - любая поведенческая реакция формируется при участии как генетического фактора, так и всей совокупности условий среды;
  • - первой критической точкой в эволюции человека стал переход от инстинктивного поведения к интеллектуальному: на смену инстинкту пришли психические функции; в инстинктивном поведении произошел разрыв мотивации и поискового поведения; на базе основных биологических мотиваций, составляющих динамическую основу инстинкта, развивалась система надстроечных мотиваций; поисковое поведение стало строиться на широкой информационной основе, поставляемой развитыми психическими функциями;

253

  • - развитие интеллектуального поведения привело к появлению второй критической точки в эволюции человека: сформировались речь и язык; появилось понятийное мышление и понятийное сознание; произошло осознание своих отношений с членами малой группы; стала формироваться мораль малой группы (закрытого общества); формируется социальный интеллект; появился труд, как форма осознанного существования человека; произошло осознание добра и зла;
  • - появление языка и речи стало третьей критической точкой в развитии человека: психические процессы стали протекать на двух уровнях: подсознательном и сознательном; появилась возможность осознавать свое поведение и его последствия;
  • - развитие интеллектуального поведения привело к четвертой критической точке в развитии человека - появляется труд: труд выступает мощным средством развития всех психических функций человека; формируются человеческие способности; увеличивается достаток общества, происходит его индивидуализация; формируются предпосылки открытого общества; ослабевают требования морали к поведению индивида, растет моральная ненадежность общества;
  • - осознание добра и зла, появление табу и моральных запретов и одобрений стало пятой критической точкой в развитии человека и человечества: осознание добра и зла привело к развитию духовности человека, мотивация поведения становится моральной; природное мышление становится моральным; развитие духовных качеств человека приводит к одухотворению его природных качеств; у духовно развитого человека каждая психическая функция моральна и интеллектуальна; появляется моральная ненадежность поведения человека как следствие борьбы природных мотиваций и моральных детерминант, носителем морали всегда выступает малая группа и общество, субъект же только присваивает эту мораль; формируется духовная культура (религия, искусство, наука, техника).

В своем системном проявлении отмеченные факторы приводят к формированию и развитию человечности.

Понять конкретную личность можно только в том случае, если иметь в виду эволюцию человечности.

254



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved