Ранее мы отмечали, что духовные способности - это способности духовного состояния. Но в чем же особенности духовного состояния? Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания установлением коммуникативной связи сознания и подсознания, и тем самым резким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической активизацией, переключением эмоций с режима бликирования информации на режим энергетической подпитки.
Духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности, "я".
Духовное состояние характеризуется переходом к образному мышлению, что способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме1. Образность помогает
244
осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, посмотреть на старые на новом уровне интеграции.
Духовное состояние характеризуется высокой продуктивностью воображения, что, в свою очередь, расширяет информационную емкость нашего сознания.
В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, способствуя этим включению процессов воображения.
Духовное состояние, как мы уже отмечали, одновременно является и мотивационным состоянием. Но это не биологическая мотивация1, а духовная мотивация, порождаемая духовными ценностями личности. Важнейшей среди этих ценностей является вера: вера в Бога, вера в человека, вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя. Другой, не менее значимой детерминантой духовного состояния и духовной мотивации является любовь: любовь к Богу, любовь к женщине, любовь к отечеству.
Духовное состояние характеризуется высокой избирательностью мышления, определяемой духовными ценностями личности. Как известно, отличительной чертой мышления является проницательность или умение вскрыть в вещи, факте существенные качества (атрибуты). Каждая вещь обладает множеством качеств. Недаром говорят, что познать исчерпывающим образом какую-либо вещь значило бы познать всю вселенную. Духовные ценности определяют конкретную точку зрения на вещь, выделяя ее качества, важные с точки зрения духовных ценностей. Духовный взгляд на мир определяет духовную картину мира. Мир предстает как мир взаимосвязанных ценностей, соотнесенный с духовными ценностями индивида.
Если для рационального мышления важна утилитарная, практическая, объективная значимость, то для духовного мышления важна этическая, нравственная значимость, определяемая в системе духовных координат личности.
Проницательность тесно связана с продуктивностью мышления. Объясняется это тем, что стоит только выделить какие-либо качества вещи, как они наталкивают нас на определенные выводы и следствия.
245
Итак, можно сказать, что проницательность является тем качеством, которое определяет продуктивность мышления.
Другим важным фактором, характеризующим продуктивность мышления, является запас знаний или умений, так как он позволяет быстрее установить связи выделенных свойств вещи с другими свойствами, способствует формулированию выводов из выделенного свойства. Так как духовное состояние способствует расширению информационной базы, подключает информационные ресурсы подсознания, то тем самым духовное состояние способствует продуктивности мышления.
Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и
Альбрехт Дюрер. Автопортрет
246
эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу. К духовным стремлениям следует отнести: интеллектуальные, моральные и религиозные, а также добросовестность.
В духовном состоянии - секрет творчества. Духовное состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений. Духовное состояние повышает направленную проницательность ума индивида, выделять те свойства объектов, которые позволили разрешить проблему, раскрыть истину. Недаром еще в V в. один из известных теологов и основателей средневековой педагогики Флавий Кассиодор писал, что "науки следует изучать людям, вдохновленным познанием".
Духовное состояние может возникать как в практической жизни, так и в научном поиске и в искусстве. Духовное состояние воздействует на интеллект - под этими словами понимается "способность судить, размышлять и отвлекать, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве - творчеством и вкусом, в науке - способностью открывать, обобщать и схватывать отношение"1.
Раскрывая связь творчества и духовного состояния, следует учитывать эволюцию ума. Чтобы понять сложное, надо понять простое, необходим определенный уровень развития и организации мозга. Существа, у которых нервные узелки почти независимы друг от друга или у которых замечается только начало единства нервной системы, никогда не могли иметь сознания. Только у высших животных, может быть только у человека, мозг мог сделаться орудием мысли2.
247
Генетически обусловленные предпосылки должны раскрываться в индивидуальной жизни путем постоянных упражнений в решении проблемы отношений индивида и среды. В этих трудах развиваются наследуемые способности человека.
Нервные клетки, не обогащенные в предшествующих поколениях сложной информацией, лишенные физически и химически закрепленного ансамбля определенных функций, никогда не могли бы привести к формированию качеств, обеспечивающих сложные формы отражения действительности, развитие сознания. Вместе с тем, как бы ни был богат наследственный код нервных клеток, без сложного многогранного развития индивидуума в окружающей его физической и социальной среде, формирование психологии оказалось бы также немыслимым1.
Идея духовных состояний находит подтверждение и при рассмотрении клинических данных. При различного рода психических расстройствах мы сталкиваемся с синдромом помрачения, которому присущи следующие общие признаки: "нарушения ориентировки в месте, времени, обстановке, лицах, собственной личности; блеклость, неотчетливость, неопределенность, призрачность восприятия действительности; отгороженность, отрешенность; выключение больного из реальной обстановки; отрывочное, беспорядочное, фрагментарное, часто бессвязное отражение объектов ситуации, ослабление и нарушение последовательности ассоциативных процессов, трудность воспроизведения событий и переживаний, имевших место в период помрачения сознания"2. Клиническое состояние характеризует фиксация на идее односторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания. Эти признаки проявляются уже в случаях "сверхценной идеи" и прогрессируют в паранойяльных состояниях (para - около; noos - мысль, разум). Духовное состояние как бы противостоит клиническому состоянию. Оно, как мы уже отмечали, характеризуется расширением сознания, яркостью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным пониманием собственного "я", четкостью ориентировки в
248
прошлом, настоящем и будущем, глубоким проникновением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мышления, позитивным настроением.
|
|
Рафаэль Санти. Автопортрет |
Тициан. Автопортрет |
Отметим теперь, что духовные состояния имеют сильный эмоциональный компонент. Именно эмоция находится у истоков великих творений искусства, литературы, науки и цивилизации в целом. Эмоция побуждает ум к новым начинаниям, а волю - к упорству. Но главное, как отмечает А.Бергсон, "существуют эмоции, порождающие мысль; и изобретение, хотя оно и принадлежит к явлениям интеллектуального порядка, может иметь своей составляющей сферу чувств... Эмоция - это потрясение души"1. В этом случае эмоция по отношению к последующим умственным состояниям выступает как причина, а не как следствие. Эта эмоция может порождать новые идеи. Она - суперинтеллектуальна.
249
Как уже отмечалось, в предыстории человечества ум и мораль существовали в единстве, как единое целое. Ум и мораль, содержащиеся друг в друге. И если углубиться в историю, то мы обнаружим мораль, более близкую к уму, и ум, более близкий к морали, чем у современного человека. Ум оформлял моральное требование. Мораль руководила сообществом людей и поведением индивида внутри сообщества.
Постепенно это единство было разорвано. Наметились две линии развития: морали и ума. Но и сегодня действие ума опутано и контролируемо моралью, а в морали проступают действия рассудка. В духовном состоянии эти две линии снова объединяются и на первое место снова выходят эмоция и мораль, а ум их оформляет; решение, идея находятся моралью и эмоцией, а оформляются умом. В этом случае возникает реальная возможность выйти за рамки рационального поиска и появления новых идей.
Мораль не только проявляется в конкретных решениях, но, что может быть более важно, определяет направление поиска, в том числе и в области науки и техники.
Оба механизма (мораль и ум), которые вначале прослеживались друг в друге, должны были разойтись, чтобы вырасти. Но и сейчас в каждом из них представлен другой, имеется связь с другим.
Выше мы отметили, что действие ума контролируется моралью. Опираясь на данные глубинной психологии, можно сказать, что мораль, в целом, контролирует деятельность подсознания. Но если учесть, что духовность включает моральную норму, эмоцию и ум, то можно сделать предположение, что духовность объединяет сознание и подсознание, духовность снижает контроль сознания над подсознанием, так как духовность предполагает принятие морали как личностно значимой, мораль спускается в подсознание и становится ведущим побуждением.
Объединение сознания и подсознания через духовность и дает интеллектуальный порыв, позволяет достичь личности необычайной проницательности, выйти на вершину творчества. Сознание не контролирует подсознание, а работает вместе с ним, как единый психический механизм во взаимодействии и взаимосодействии. Огромный потенциал подсознания (информационный и побудительный)
250
включается в деятельность сознания. Такое единство выступает как суперинтеллектуальная деятельность.
Что же в этом случае будут представлять собой духовные способности? Как мы уже говорили, ум присутствует в каждой психической функции. Одновременно, ранее мы показали, что мышление морально. Следовательно, каждая психическая функция интеллектуальна и моральна. В той мере, в какой в конкретной психической функции будет проявляться мораль, она будет духовна. И в какой мере она будет духовна, в той мере она будет суперинтеллектуальна. В этом случае человек по-другому видит, другое запоминает и вспоминает, принимает другие решения. Он воспринимает, представляет, мыслит, переживает, но по-другому, через призму духовности. Это другое видение позволяет проникнуть в сущность явления.
В духовном состоянии человек разрешает задачу не путем логического решения, а путем постижения истины. Об этом за две с половиной тысячи лет до нашего времени писал великий китайский мыслитель Лао Цзы1.
Как цветок отвлекает от плода,
Так познание уводит от истины (38)
Казалось бы абсурд! Но Лао Цзы поясняет:
Мудрый не размышляет, он постигает.
Не любуется, но видит.
Не совершает, он творит. (47)
Дух парит, пока чуткий. (39)
Духовное постижение, чуткость к людям лежит в основе мудрости и творчества.
В более поздний период апостол Павел в своем послании к коринфянам писал:
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом всем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может2.
251
Рассматривая развитие способностей, мы можем выделить три фактора культурной детерминации. Во-первых, необходимо подчеркнуть тот факт, что ребенок, в отличие от животного, рождается с еще несформированными окончательно функциональными системами психической деятельности. Функциональные системы, реализующие психические функции, вызревают в течение длительного постнатального периода. Этот процесс вызревания детерминируется средой жизнедеятельности. Функциональные системы изначально формируются как окультуренные "второй природой", созданной человеком. Во-вторых, развитие способностей детерминируется социальными формами деятельности. В-третьих, развитие способностей детерминируется индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек.
Таким образом, развитие способностей проходит через тройную детерминацию:
- первичную - средой развития;
- вторичную - требованиями деятельности;
- третичную - духовными ценностями.
252
1
Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации.
1
См.:
Судаков К.В. Цит. соч.
1
Рибо Т. Наследственность душевных свойств. СПб.: Изд. Карла Риккера, 1884. С. 284.
2
Эти мысли, высказанные Рибо более ста лет назад, подтверждаются современными исследованиями в области нейропсихологии, нейрофизиологии и генетики. См.:
Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1971;
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993;
Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М., 1995.
1
Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973. С. 33.
1
Бергсон А. Цит. соч. С. 44-45.
1
Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. Поэтичное переложение. М.: Вагриус, 1996.
2
Библия. Первое послание к коринфянам. Гл. 2; 14, 15.