4.4. Духовные
способности

Анализ философской и психологической литературы показывает, что данная категория практически не разработана. Лишь в отдельных работах используется термин "духовные способности" (У.Джемс), но и здесь дело не доходит даже до определений. Понятие "духовные способности" отсутствует в толковых словарях, начиная с В.Даля и до настоящего времени. Более часто мы встречаемся, но не в психологической литературе, с понятием "духовность". В основном в религиозной и художественной литературе. Как правило, духовность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает "дух", "душа". Под духовными способностями в этом случае понимают свойства духа, некого идеального познающего начала - "я". Научной психологии нет необходимости исходить из принципа духа как активного начала личности. Как показал еще Джемс, "психология, как естественная наука, должна допустить существование потока психических состояний, из которых каждое связано со сложными объектами познания, переживает по отношению к ним различные эмоции и делает между ними свой выбор"1.

Духовные способности мы будем рассматривать как свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека. При этом индивидуальность человека мы понимаем, следуя за Б.Г Ананьевым,

227

как единство и взаимосвязь его свойств как личности и как субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида1.

Духовные способности можно понять как единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, способностей человека как субъекта деятельности и отношений, а также нравственных качеств человека как личности. Если обычно мы рассматриваем способности действия, то духовные способности - это способности поступка.

Для понимания духовных способностей важно выяснить отношение категорий "деятельность" и "поведение". Понятие "деятельность" выступает синонимом понятия "поведение" человека в широком смысле. Вместе с тем, понятие "поведение" имеет специфический смысл. Как отмечает С.Л.Рубинштейн, "поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к моральным нормам. Самым существенным в нем является общественно, идеологическое, моральное содержание"2. Духовные способности - это качество индивидуальности, устанавливающее качественную специфику поведения.

Духовное поведение добродетельно. Духовное поведение определяется добродетелями личности, ее духовными качествами. С этих позиций духовные способности выступают как добродетели личности. Добродетели же есть качества человека, выражающиеся в желании делать добро, умении делать добро, реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда нравственна. В добродетели отдельный, единичный человек "будучи определенным как непосредственно чувственное и душевное, ...является таким единичным, которое имеет свою цель во всеобщем, а потому его этической задачей будет необходимость постоянно выражать себя самого, исходя из этого так, чтобы отказаться от своей единичности и стать всеобщим. Как только единичный индивид пытается сделать себя значимым в своей единичности перед лицом всеобщего, он согрешает и

228

может лишь, признав это, снова примириться со всеобщим. Но всякий раз, когда единичный человек, войдя во всеобщее, ощущает стремление утвердиться в качестве единичного, он оказывается в состоянии искушения, из которого он может выбраться лишь с раскаянием, отдавая себя как единичного всеобщему"1. Единичный человек добродетелен, пока следует морали (всеобщему), и в этом случае он духовен. Верхом грехопадения является использование человеком другого человека в качестве средства для достижения своей цели. Такой человек греховен в своей сущности. И прав Гегель, когда он в своей "Философии права" определяет единичного человека в его добре и совести.

Но вернемся к духовным способностям. Часто они рассматриваются как синоним душевных способностей. Этимология понятия здесь объясняется пониманием способностей как свойств духа или души. Но сами духовные (душевные) способности выступают в качестве классических способностей восприятия, памяти, мышления, чувствования. Такое понимание духовных способностей не дает ничего нового, и научной психологии в этом случае нет необходимости обращаться к понятию духа или души. Говоря о духовных способностях, мы должны подняться над их обычным рассмотрением как свойств индивида, обуславливающих успех выполнения и освоения деятельности. Или, если говорить еще более точно, как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности2.

В духовных способностях индивид возвышается над обычными способностями. Обычные способности выступают в роли того всеобщего, не постигнув которого и не развив в себе, индивид не сможет подняться до духовных способностей. Духовные способности вырастают из общих способностей. Это высшая стадия развития способностей. Духовные способности - это способности духовного

229

состояния, которое формируется на основе как духовных ценностей личности, так и искушения отказа от долга следовать идее, вере, духовным ценностям.

Если способность мыслить есть свойство мозга, его особой организации, то мы можем сказать, что организация мозга во многом определяется состоянием (физиологическим и духовным), а следовательно, в разных состояниях мозг может представлять разные сущности. И поэтому духовное состояние определяет другие функциональные (интеллектуальные) возможности мозга, позволяет по-иному мыслить.

Для дальнейшего рассмотрения духовных способностей остановимся на трех положениях. Первые два сформулированы еще У.Джемсом.

  • Худшее, что может сделать психолог, - это начать истолковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности. Мысли разъединены между собою барьером личности.
  • Мы нимало не объясняем природы мысли, устанавливая зависимость между физическим и психическим. Нужно проработать нескольким поколениям психологов, чтобы установить с надлежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явлений от телесных.

Третье положение заключается в том, что, как уже отмечалось, ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психологической деятельности. Становление головного мозга как функциональной системы осуществляется прижизненно, под влиянием внешней культурной среды. И можно сказать, что функциональные системы мозга изначально формируются как окультуренные.

Сопоставив эти три положения, отметим, что способности человека изначально являются свойством окультуренной функциональной системы; что они не исчерпываются свойствами самой системы; что решающим моментом в их развитии является их детерминированность индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него появится, какова будет природа

230

личностных сознаний. Духовные способности определяются и регулируются духовными ценностями. Таким образом, проблема переводится в плоскость ценностей. Можно возразить: "Но это не разрешает проблему, а только переводит ее в другую плоскость. Вместо одной проблемы появляется другая". Да, это так. Но, во-первых, мы видим, что такое духовные способности, а, во-вторых, с ценностями разобраться легче. Если поведение определяется верой или стремлением сделать благо, то в этом случае мы можем говорить о духовных способностях, реализующих это поведение.

В свете сказанного духовные способности определяются прежде всего внутренним характером душевных состояний и нравственным чувством, проявляющимся в стремлении к активности в конкретном направлении. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу - умственному, нравственному и деятельностному. В духовных способностях проявляются умственные способности в их единстве, консолидированные и направляемые духовными ценностями. В случае с духовными способностями особенно ясно, что они реализуются целостной психологической системой, рассмотренной нами ранее.

Духовные способности - это способности определенного состояния, состояния постижения истины, которое близко по механизму к состоянию мотивации (по К.В. Судакову), но связаны с постижением, проникновением, пониманием. Духовные способности - это способности целостного понимания и постижения. Духовные способности - это сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Невозможно понять духовные способности, не обращаясь к понятию духовного состояния.

Что же привносят моральные качества и духовные состояния в интеллект? Чем духовные способности отличаются от таланта (одаренности)? Здесь наступает момент, когда необходимо упорядочить всю систему понятий в области способностей.

Отправной точкой будет служить определение понятия способностей. Мы будем понимать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся

231

в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. В некоторой степени способности передаются по наследству (это относится к функциональным механизмам способностей); в некоторой степени - являются индивидуальным приобретением (это относится к операционным механизмам способностей).

Одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности. Здесь важно еще раз подчеркнуть принципиальное сходство общей архитектуры психологической системы деятельности и архитектуры психологической функциональной системы способностей. Их изоморфность раскрывает пути интеграции отдельных способностей в одаренность в структуре деятельности.

Интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений. Уже в способностях присутствует элемент научения в виде формирующихся операционных механизмов, операционных действий, направленных на обработку материала в целях познания. В интеллекте операционные действия способностей дополняются более обобщенными операционными схемами, планами и программами поведения, а также знаниями о внешнем предметном мире, о других людях и самом себе. Операционные схемы, программы обработки данных для интеллекта - это во многом то же самое, что для способностей операционные механизмы.

Уровень интеллекта определяется уровнем развития отдельных способностей, наличием знаний, планов и программ и их связями и целостным характером функционирования. К сожалению, существующие системы диагностики интеллекта фиксируют его компоненты, но не затрагивают связей между ними и системности проявления. Поэтому получаемые данные не дают основания сделать вывод о творческих возможностях индивида.

Операционные схемы, программы обработки данных, решающие правила, критерии достижения цели и многое другое, играющие в интеллекте ведущую роль, в современных подходах к диагностике, к сожалению, остаются за скобками.

Талант есть проявление интеллекта в конкретной деятельности, познании природы.

232

Что же общего во всех данных определениях? Это то, что все они направлены и проявляются в деятельности!

Паоло Веронезе. Брак в Кане. Фрагмент
Паоло Веронезе. Брак в Кане. Фрагмент

Но помимо деятельности есть сложнейшая сфера познания - человек и его отношения. И требуются особые способности, чтобы понять человека. Но что значит понять человека? Это значит познать его духовный мир. Каков же путь этого познания? Для того чтобы понять человека, надо иметь с ним какое-либо сходство, иметь сходство с его духовным миром. Как отмечает О. Вейнингер, "понять человека - значит быть этим человеком и вместе с тем быть самим собою"1. Чем большее число людей вмещает человек в свое понимание, тем богаче его духовный мир. Через богатство, ясность и интенсивность внутреннего духовного мира раскрывается понятие гения. Гений характеризуется способностью понять других людей, оценить их и отразить в своем творчестве. Но понять других - значит быть самому духовно богатым, вмещать в себя других людей в их духовном содержании.

Духовные способности - это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве. Духовные

233

способности - это интегральное проявление интеллекта и духовности личности.

Здесь уместно поставить вопрос: может быть, человек лучше всего понимает себя и через познание себя он должен идти к познанию других? Интересный ответ дает на это О. Вейнингер: "Ни один человек не в состоянии самого себя понять; для этого субъект познания должен одновременно фигурировать в качестве объекта, иными словами, человек должен был бы выйти из рамок своего собственного духовного мира. Это также невозможно, как невозможно объяснить универсальность. Для объяснения универсальности следует найти точку, лежащую вне пределов ее, а это противоречит универсальности. Если бы кому-нибудь выпало на долю постичь себя, тот мог бы понять всю вселенную"1. Человек может понять себя только через другого человека. Эта мысль была еще в четвертом веке высказана одним из великих учителей церкви, знаменитым педагогом, известным сирийским писателем и композитором Ефремом Сириным. В работе "На кончину наставника (надгробное песнопение)" он писал: "В себе самом показывал ты нам прекрасные образцы; в собственной своей непорочности давал нам славное оружие. Блажен ты теперь, отец нам, а мы - в великой опасности; кто дает нам подобное тебе, наше зеркало?"2.

В этих словах Ефрем Сирин подчеркивает роль нравственного облика учителя и одновременно показывает, что только вглядываясь в учителя как в зеркало, ученик познает себя, сверяет свои дела и поступки. Эта же мысль представлена у К.Маркса, который писал, что "человек сначала смотрит, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку"3. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга.

Важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в духовный мир другого человека, является эмпатия. Психологические

234

исследования показали, что индивидуальная способность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизненного опыта.

Parthenia. Лондон, 1611
Parthenia. Лондон, 1611

Человек познает себя, свой духовный мир через другого человека, при этом духовно богатый человек познает другого лучше, чем тот самого себя. Для этого необходимо, чтобы духовно богатый человек вмещал в себя не только духовные качества познаваемого, но и нечто большее - противоположные ему качества. "Понять человека - значит иметь в себе этого человека и его противоположность"1.

Определив высшее проявление духовных способностей как гениальность, можно сказать, что гений может проявляться как в сфере духовного предвидения, так и в познании природы и создании

235

техники и технологий. Духовные способности представлены прежде всего в творчестве философов, художников, музыкантов, поэтов, скульпторов и великих творцов религиозных догм. Но духовные способности не менее важны и в деятельности конструктора и ученого. Духовная сущность творца позволяет ему вступить в интимные духовные отношения не только с другими людьми, но и с природой, с каждой вещью, увидеть ее в сравнении с другими вещами, в целостном взаимодействии природы и человека. Гениальность является мерой не только чувственной восприимчивости (как способности), но и духовной восприимчивости. Это позволяет более точно отразить вещь и ее значение и место среди других вещей и явлений. В силу сказанного гений универсален, он проявляется в различных областях в виде конкретного таланта.

Человек с богатыми духовными способностями обращает внимание на такие стороны воспринимаемого мира, на которые обыкновенный человек никогда внимания не обратит. Но именно необычный взгляд на действительность и раскрывает ее для духовного человека в новых ракурсах. Его духовность проявляется в неожиданных выводах и творениях, в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания. Для духовно богатого человека все значимо, все находит чувственный отклик.

Следует отметить, что полностью бездуховных людей нет и что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. Духовным может быть и человек со средними способностями, а бездуховным может быть талант.

236


1 Джемс У. Психология. 1901. С. 157.
1 См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1969.
2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. С. 537.
1 Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 53.
2 Джемс У. Цит. соч. С. 114.
1 Вейнингер О. Пол и характер. М.: Терра, 1992. С. 111.
1 Вейнингер О. Цит. соч. С. 111.
2 Преп. Исаак Сирин. Творения. Сергиев Посад. 1911. С. 24.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62.
1 Вейнингер О. Цит. соч. С. 115.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved