4.3. Общие
и специальные
способности

Вопрос об общих и специальных способностях является одним из наиболее запутанных в психологической теории способностей. Стремление показать уникальность отдельных профессий с точки зрения их обусловленности личностными качествами привело к многочисленным исследованиям в области педагогических, музыкальных, организаторских способностей, но это не прояснило ситуации. Предлагаемое в настоящей работе понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, а также разработанная автором структура способностей позволяют сформулировать гипотезу относительно проблемы общих и специальных способностей.

С нашей точки зрения, феномен "специальных" способностей как отличных от общих является фантомом. Человек от природы наделен общими способностями. Природа не могла позволить себе роскоши закладывать специальные способности для каждой деятельности (или хотя бы для некоторых из них). Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Принципиальным моментом, оставшимся вне поля зрения большинства исследователей, является оперативный характер развития способностей, характеризующийся тонким приспособлением свойств личности к требованиям деятельности (как и обратный процесс - приобретение деятельностью индивидуального лица).

224

"Специальные" способности есть общие способности, которые приобрели черты оперативности под влиянием требований деятельности.

Таким образом, развитие способностей представляет собой процесс:

  • - развития функциональной системы, реализующей конкретную психическую функцию;
  • - развития операционных механизмов;
  • - развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов;
  • - овладения субъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами конкретных психических функций и конкретной деятельности.
Рафаэль Санти. Фрагмент. 1514. Болонья. Национальная галерея
Рафаэль Санти. Фрагмент. 1514. Болонья. Национальная галерея

225

Важным моментом проблемы способностей является системность проявления отдельных способностей в деятельности. В результате формирования функциональной системы деятельности она приобретает новые качества. С одной стороны, это относится к каждой участвующей в деятельности способности, которая в ансамбле других способностей приобретает новые стороны, новые свойства. С другой стороны, функциональная система деятельности проявляется в таком системном качестве, как одаренность. При этом важно отметить, что одаренность индивидуальна: у различных лиц, занятых одной и той же деятельностью, одаренность различна. Одна и та же деятельность может быть реализована людьми с разными одаренностями. Здесь, как и в проблеме способностей, на первый план выступает качественная характеристика одаренности, а уж затем ее мера выраженности, количественные параметры.

В работах по психологии способностей способности рассматриваются в отрыве от психических функций. Основной акцент делается на детерминации способностей деятельностью, что приводит к разрыву природной и культурной составляющих способностей.

226



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved