Многонациональный характер страны.
Освоение новых территорий
Одна из важнейших особенностей России заключается в необычайном этнокультурном многообразии населения. Достаточно сказать, что сегодня в зависимости от применяемой методологии в России выделяют от 104 до 130 этнических единиц с численностью представителей отдельных этносов от 300 человек до 80 млн, принадлежащих к двадцати группам четырех крупнейших языковых семей.
Как отмечает П. Семенникова, "национальное самосознание русских очень своеобразно. Поле их исторической деятельности - многонациональная среда, очень мозаичная, с точки зрения цивилизационных характеристик. Россия возникла на стыке христианского мира, мусульманской цивилизации, классического (буддийского) Востока и огромного региона, занятого кочевыми и полукочевыми сообществами. Сама историческая ситуация сделала русских открытыми для контактов с другими народами, сделала совместимыми с любой национальной средой. Дореволюционная Россия на протяжении столетий сохраняла и приумножала социокультурный и духовный плюрализм, включающий в себя татаро-мусульманские, монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие и иные ценности"1.
Превращение России с конца XVI века в многонациональное государство происходило по восточному типу2, включением новых территорий и народов в единое государство. Новые территории присоединялись в результате договоров, завоеваний и дележа территорий. Но непременно их освоение проходило при огромном напряжении сил русского народа.
Нельзя идеализировать процесс становления Российской империи. Были и завоевания Средней Азии, и поход Ермака на Сибирское ханство, и Хабаров, разорявший мирные поселения по берегам
175
Амура, и Атласов, которого убили его же казаки за жестокое обращение с камчадалами... Но вместе с тем, отличительной чертой Московского государства было действительно добровольное вхождение в его состав огромных территорий: Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды и др.1
Особо подчеркнем, что Российская империя создавалась путем крестьянской колонизации.
Осваивая Восточно-Европейскую равнину, славяне очень редко входили в конфронтацию с местными угро-финскими племенами. Славянская община постепенно включала в свой состав на равных основаниях угро-финские племена. Надо отметить эту тенденцию как важнейшую: в ходе освоения новых территорий русские вводили в свою культуру элементы культуры других народов. Принимая православие, местные жители вместе с новой верой приобретали и статус русского человека. Во множестве совершались браки русских с инородцами. И начиная с Киевской Руси, классовое, сословное размежевание общества проходило не по этническим границам и национальным признакам.
Важнейшая черта русского колонизационного движения состояла в том, что миграционные потоки направлялись на неосвоенную ранее землю. Русские крестьяне, поднимая целину, распространили Россию от Прибалтики до Тихого океана, от Белого моря до песков Средней Азии. Ни у одного земледельческого народа, будь то в Поволжье, на берегах Балтики, в Закавказье, в бассейне Амударьи и Сырдарьи, земля не отбиралась2.
В этом великом процессе освоения огромного пространства проявилась высочайшая пассионарность русского народа, трудолюбие и мастерство, упорство, миролюбивый характер, доброжелательность, веротерпимость, воля к достижению цели, соборность, свободолюбие, державность, жизнестойкость, коллективизм, смелость, открытость, талантливость, человеколюбие.
Мы далеки от мысли, что в процессе колонизации огромных территорий не возникало споров и противоречий между местным
176
населением и поселенцами. Но мы хотели бы подчеркнуть, что этот процесс нельзя сравнить с колонизацией Америки, Индии, Африки. В России отношения на новых территориях не строились по принципу "победитель-побежденный", царское правительство проводило охранную политику по отношению к местному населению, территории осваивались благодаря упорному труду русского крестьянина и казака. "Русский народ никогда не чувствовал себя господином других народов, никогда не придерживался двойной морали, никогда не стремился отгородиться от иноплеменников"1.
Попробуем теперь обобщить и выделить черты характера русского народа, которые детерминируются всем комплексом рассмотренных факторов. Результаты этого обобщения представлены в таблице 3.1.
Мы рассмотрели процесс формирования характера русского человека, его обусловленность географическими и климатическими факторами, историческими особенностями становления русского государства, особенностями религии, общинным укладом жизни. Это именно характерные черты русского человека. В рамках этнических характеристик наблюдается большое индивидуальное многообразие, а в поведении отдельной личности - вместе со светлыми чертами и много темных. При глубоком психоаналитическом рассмотрении психики конкретного человека мы увидим борьбу страстей, добра и зла, сложный внутренний мир, который нельзя описать одним цветом. В художественном плане это "подполье" человеческого сознания с потрясающей силой описал Ф.М. Достоевский. Но раскрыть мир конкретного человека - это не значит дать характеристику народа. И тот же Достоевский протестовал против того, чтобы темные стороны человека, описываемые в его произведениях, принимались за характеристику русского народа. Достоевский старался на фоне борьбы добра и зла показать сущностные качества русского человека. К ним он прежде всего относил: сострадание, всепонимание, всеотклик, способность встать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою; доброту, творящую
177
Таблица 3.1
Черты характера русского народа, обусловленные |
|
|
|
|
особенностью исторического становления русского государства |
природой страны |
общинным землепользованием |
русским православием |
многонациональным характером страны и освоением новых территорий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
Альтруизм |
|
|
|
|
Благочестие |
|
|
|
|
Великодушие |
|
Великодушие |
|
|
|
|
Верность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Веротерпение |
|
Воздержание |
|
|
|
|
|
|
|
Воля |
Героизм |
|
|
|
|
|
|
Гуманность |
Гуманность |
|
Державность |
|
|
Державность |
Державность |
Дисциплинированность |
|
Дисциплинированность |
|
|
|
|
|
Добродушие |
|
|
|
|
|
Доброжелательность |
|
|
|
Дружелюбие |
|
|
|
|
Духовность |
|
|
|
|
Жалостливость |
|
Жертвенность |
|
Жертвенность |
|
Жизнестойкость |
|
|
|
|
Мастерство |
|
|
|
Милосердие |
|
Милостивость |
|
|
|
Миролюбие |
Миролюбие |
Миролюбие |
Миролюбие |
Миролюбие |
|
Мужество |
|
|
|
|
Несгибаемость |
|
|
|
|
|
|
Общительность |
Общительность |
|
Отвага |
|
|
|
Открытость |
|
|
|
Открытость |
Пассионарность |
Патриотизм |
|
|
Патриотизм |
|
|
|
|
Простодушие |
|
Решительность |
|
|
|
|
|
Свободолюбие |
|
Свободолюбие |
|
|
|
|
Сердечность |
Смелость |
Смелость |
|
|
Смелость |
|
|
|
Соборность |
Соборность |
|
178
Окончание табл. 3.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
Совестливость |
Совестливость |
|
Сплоченность (коллективизм) |
|
Сплоченность |
|
Сплоченность (коллективизм) |
|
|
|
Стремление к социальному равенству |
|
Стойкость |
|
|
|
|
|
|
Стыдливость |
Совестливость |
|
|
|
|
|
Талантливость |
|
Талантливость |
Терпимость |
|
|
|
|
Трудолюбие |
|
Трудолюбие |
|
|
Умеренность |
|
|
|
|
|
|
Упорство |
|
|
|
|
Человеколюбие |
мир; духовность, определенную православием, волю к жизни, к свободе; соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви к другим; привязанность к родной земле, сочетаемую с стремлением к равноправию всех народов.
Закончить рассмотрение нравственно-духовных качеств русского народа мы хотим цитатой из уже неоднократно упоминавшейся нами работы К.Д. Кавелина (1818-1885), виднейшего представителя русской общественной мысли прошлого века: историка, философа, правоведа.
Национальность, народность в разные эпохи развития имеют у одного и того же народа разные значения. Сначала, когда народ пребывает в непосредственном, природном состоянии, народность в его глазах неразрывно связана с внешними формами его существования; иначе и быть не может, ибо другого существования он не знает и представить себе не в силах. Для него перемена форм есть и утрата народности; он не узнает себя под другою внешностью. Иван Берсень1 говорил еще в XVI веке, что народу, у которого изменяются обычаи, недолго стоять, и, по понятиям тогдашней Руси, он был прав. Но когда народ начинает жить более духовною жизнию, и слово "народность" одухотворяется в
179
его устах, он перестает разуметь под ним одни внешние формы, но выражает им особенность народной физиономии; это нечто неуловимое, непередаваемое, на что нельзя указать пальцем, чего нельзя ощупать руками, чисто духовное, чем один народ отличается от другого, несмотря на видимое сходство и безразличие. Словом, национальность становится выражением особенности нравственного, а не внешнего, физического существования народа. С большим сближением различных народов она более и более одухотворяется, отрешается от внешнего, случайного, в сущности, безразличного: исчезнуть она не может, пока не исчезнет сам народ"1.
И сегодня, исследуя проблемы духовности, мы можем с уверенностью сказать, что именно целостностью нравственных качеств определяется своеобразие духовности русского народа.
Обращаясь к истории родного народа как фактору воспитания, мы с неизбежностью задаемся вопросом о его появлении на исторической сцене, о его происхождении. Исследования показывают, что славянские племена входят в семью индоевропейских народов. К этой семье относятся также балты, германцы, романцы, кельты, греки, индо-иранцы, армяне. Но где находилась прародина индоевропейских народов?
Исследования лингвистов, археологов, историков позволяют высказать предположение, что очаг цивилизации индоевропейцев находился в центре Восточной Европы, еще точнее - на территории, ныне занимаемой Центральной Россией, а еще точнее - на территориях Ярославской, Ивановской, Костромской, Тверской, Смоленской, Московской областей. Об этом свидетельствуют великий историк античности Клавдий Птолемей, тексты "Авесты", написанные на персидском языке в VI-IV в.до н.э., и "Вед" - древнейшего памятника индийской религиозной литературы, древнескандинавские предания. Данную гипотезу подтверждают лингвистические поиски, показывающие наличие общего праязыка славян, древних римлян, греков, евреев и других народов. Этой точки зрения придерживались Федор Александрович фон Браун, профессор Петербургского университета до 1917 г., а затем профессор Лейпцигского
180
университета, Т. Пеше, профессор Сграсбургского и Йенского университетов, основоположник русской антропологии А.П. Богданов, американский исследователь К. Ренфрю, профессор Делийского университета С.-К. Дикшита и др.
Но, главное, об этом свидетельствуют археологические раскопки в Центральной России и прежде всего так называемая фатьяновская археологическая культура (названная по деревне Фатьяново Ярославской области), которая принадлежит общим предкам индоевропейских народов эпохи бронзы - 3000 лет до н.э. и ранее, и дьяковская археологическая культура раннего железного века, открытая на западе Центральной России. Она относится исследователями к неразделившимся еще предкам славян, германцев и балтов, оставшихся в Центральной России после исхода оттуда предков индогерманцев, латинян и гуннов. Это ранний железный век, 2000 лет до н.э.1
Не так давно, отмечает Р. Доманский, получила распространение идея родства и единого происхождения группы так называемых нортратических народов: индоевропейцев, тюрков, угро-финнов, картвелов, т.е. практически всего населения России.
Чем же можно объяснить столь выдающуюся роль земель нынешней Центральной России? По мнению исследователей, прежде всего развитием подсечного земледелия, для которого здесь были наиболее благоприятные условия, и освоением выработки железа. Подсечное земледелие в первые три года давало небывало высокий урожай с прибавкой до 150 раз против посеянного. Благодаря новому способу хозяйствования повысилась рождаемость населения, его плотность возросла более чем в 50 раз.
Освоение выработки железа связано с благоприятным сочетанием по крайней мере двух факторов: обилием леса и наличием озерно-болотных руд, самых легкоплавких и высококачественных из всех известных на земле. Три четверти болотных руд Евразии сосредоточены в Центральной России. Древесный уголь и болотная руда стали основой древней (и средневековой) металлургии. А здоровье
181
населения1 в сочетании с железным оружием обеспечили успешное освоение новых территорий.
Русский человек может гордиться тем, что он живет на своей исторической прародине, давшей миру культуру подсечного земледелия и железоделания, ставшую истоком большинства народов древних цивилизаций.
Сказанное выше требует существенных изменений в содержании образования и прежде всего гуманитарного. Оно должно быть ориентировано на национальную культуру, содержать национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова своих святых, героев, гениев и вождей; родной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную архитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хореографию и музыку, народный костюм; меры, средства и способы измерения, средства ориентирования, гадания и знамения, национальные игры и виды спорта, народную медицину; знание национальной культуры земледелия, животноводства, орудий труда и технологий и многое другое.
182
1
Семенникова П. Цит. соч. С. 46.
2
На Западе многонациональные империи делились на метрополию (национальное государство) и колониальную периферию.
1
Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия, 1987.
1
Нестеров Ф.Ф. Цит. соч. С. 114.
1
Речь идет об известном в царствование Иоанна III и Василия Иоанновича дипломате Иване Никитиче Берсене-Беклемишеве. Привлечен по делу Максима Грека, которому он будто бы выражал свое недовольство на "переставление обычаев" и "поносил" царя; казнен в 1525 г.
1
Кавелин К.Д. Цит. соч. С. 63.
1
Доманский Р. Горнило народов//Наука и жизнь. 1999. №7. С.86-91.
1
Судя по археологическим находкам, арийцы (индоевропейцы) были высокими, длинноногими, русыми и голубоглазыми людьми.