Многонациональный характер страны.
Освоение новых территорий

Одна из важнейших особенностей России заключается в необычайном этнокультурном многообразии населения. Достаточно сказать, что сегодня в зависимости от применяемой методологии в России выделяют от 104 до 130 этнических единиц с численностью представителей отдельных этносов от 300 человек до 80 млн, принадлежащих к двадцати группам четырех крупнейших языковых семей.

Как отмечает П. Семенникова, "национальное самосознание русских очень своеобразно. Поле их исторической деятельности - многонациональная среда, очень мозаичная, с точки зрения цивилизационных характеристик. Россия возникла на стыке христианского мира, мусульманской цивилизации, классического (буддийского) Востока и огромного региона, занятого кочевыми и полукочевыми сообществами. Сама историческая ситуация сделала русских открытыми для контактов с другими народами, сделала совместимыми с любой национальной средой. Дореволюционная Россия на протяжении столетий сохраняла и приумножала социокультурный и духовный плюрализм, включающий в себя татаро-мусульманские, монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие и иные ценности"1.

Превращение России с конца XVI века в многонациональное государство происходило по восточному типу2, включением новых территорий и народов в единое государство. Новые территории присоединялись в результате договоров, завоеваний и дележа территорий. Но непременно их освоение проходило при огромном напряжении сил русского народа.

Нельзя идеализировать процесс становления Российской империи. Были и завоевания Средней Азии, и поход Ермака на Сибирское ханство, и Хабаров, разорявший мирные поселения по берегам

175

Амура, и Атласов, которого убили его же казаки за жестокое обращение с камчадалами... Но вместе с тем, отличительной чертой Московского государства было действительно добровольное вхождение в его состав огромных территорий: Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды и др.1

Особо подчеркнем, что Российская империя создавалась путем крестьянской колонизации.

Осваивая Восточно-Европейскую равнину, славяне очень редко входили в конфронтацию с местными угро-финскими племенами. Славянская община постепенно включала в свой состав на равных основаниях угро-финские племена. Надо отметить эту тенденцию как важнейшую: в ходе освоения новых территорий русские вводили в свою культуру элементы культуры других народов. Принимая православие, местные жители вместе с новой верой приобретали и статус русского человека. Во множестве совершались браки русских с инородцами. И начиная с Киевской Руси, классовое, сословное размежевание общества проходило не по этническим границам и национальным признакам.

Важнейшая черта русского колонизационного движения состояла в том, что миграционные потоки направлялись на неосвоенную ранее землю. Русские крестьяне, поднимая целину, распространили Россию от Прибалтики до Тихого океана, от Белого моря до песков Средней Азии. Ни у одного земледельческого народа, будь то в Поволжье, на берегах Балтики, в Закавказье, в бассейне Амударьи и Сырдарьи, земля не отбиралась2.

В этом великом процессе освоения огромного пространства проявилась высочайшая пассионарность русского народа, трудолюбие и мастерство, упорство, миролюбивый характер, доброжелательность, веротерпимость, воля к достижению цели, соборность, свободолюбие, державность, жизнестойкость, коллективизм, смелость, открытость, талантливость, человеколюбие.

Мы далеки от мысли, что в процессе колонизации огромных территорий не возникало споров и противоречий между местным

176

населением и поселенцами. Но мы хотели бы подчеркнуть, что этот процесс нельзя сравнить с колонизацией Америки, Индии, Африки. В России отношения на новых территориях не строились по принципу "победитель-побежденный", царское правительство проводило охранную политику по отношению к местному населению, территории осваивались благодаря упорному труду русского крестьянина и казака. "Русский народ никогда не чувствовал себя господином других народов, никогда не придерживался двойной морали, никогда не стремился отгородиться от иноплеменников"1.

Попробуем теперь обобщить и выделить черты характера русского народа, которые детерминируются всем комплексом рассмотренных факторов. Результаты этого обобщения представлены в таблице 3.1.

Мы рассмотрели процесс формирования характера русского человека, его обусловленность географическими и климатическими факторами, историческими особенностями становления русского государства, особенностями религии, общинным укладом жизни. Это именно характерные черты русского человека. В рамках этнических характеристик наблюдается большое индивидуальное многообразие, а в поведении отдельной личности - вместе со светлыми чертами и много темных. При глубоком психоаналитическом рассмотрении психики конкретного человека мы увидим борьбу страстей, добра и зла, сложный внутренний мир, который нельзя описать одним цветом. В художественном плане это "подполье" человеческого сознания с потрясающей силой описал Ф.М. Достоевский. Но раскрыть мир конкретного человека - это не значит дать характеристику народа. И тот же Достоевский протестовал против того, чтобы темные стороны человека, описываемые в его произведениях, принимались за характеристику русского народа. Достоевский старался на фоне борьбы добра и зла показать сущностные качества русского человека. К ним он прежде всего относил: сострадание, всепонимание, всеотклик, способность встать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою; доброту, творящую

177

Таблица 3.1

Черты характера русского народа, обусловленные        
особенностью исторического становления русского государства природой страны общинным землепользованием русским православием многонациональным характером страны и освоением новых территорий
1 2 3 4 5
      Альтруизм  
      Благочестие  
      Великодушие  
Великодушие        
Верность        
        Веротерпение
  Воздержание      
        Воля
Героизм        
    Гуманность Гуманность  
Державность     Державность Державность
Дисциплинированность   Дисциплинированность    
      Добродушие  
        Доброжелательность
      Дружелюбие  
      Духовность  
      Жалостливость  
Жертвенность   Жертвенность   Жизнестойкость
        Мастерство
      Милосердие  
Милостивость       Миролюбие
Миролюбие Миролюбие Миролюбие Миролюбие  
Мужество        
Несгибаемость        
    Общительность Общительность  
Отвага       Открытость
      Открытость Пассионарность
Патриотизм     Патриотизм  
      Простодушие  
Решительность        
  Свободолюбие   Свободолюбие  
      Сердечность Смелость
Смелость     Смелость  
    Соборность Соборность  

178

Окончание табл. 3.1

1 2 3 4 5
    Совестливость Совестливость  
Сплоченность (коллективизм)   Сплоченность   Сплоченность (коллективизм)
      Стремление к социальному равенству  
Стойкость        
    Стыдливость Совестливость  
        Талантливость
  Талантливость  Терпимость    
    Трудолюбие   Трудолюбие
    Умеренность    
        Упорство
        Человеколюбие

мир; духовность, определенную православием, волю к жизни, к свободе; соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви к другим; привязанность к родной земле, сочетаемую с стремлением к равноправию всех народов.

Закончить рассмотрение нравственно-духовных качеств русского народа мы хотим цитатой из уже неоднократно упоминавшейся нами работы К.Д. Кавелина (1818-1885), виднейшего представителя русской общественной мысли прошлого века: историка, философа, правоведа.

Национальность, народность в разные эпохи развития имеют у одного и того же народа разные значения. Сначала, когда народ пребывает в непосредственном, природном состоянии, народность в его глазах неразрывно связана с внешними формами его существования; иначе и быть не может, ибо другого существования он не знает и представить себе не в силах. Для него перемена форм есть и утрата народности; он не узнает себя под другою внешностью. Иван Берсень1 говорил еще в XVI веке, что народу, у которого изменяются обычаи, недолго стоять, и, по понятиям тогдашней Руси, он был прав. Но когда народ начинает жить более духовною жизнию, и слово "народность" одухотворяется в

179

его устах, он перестает разуметь под ним одни внешние формы, но выражает им особенность народной физиономии; это нечто неуловимое, непередаваемое, на что нельзя указать пальцем, чего нельзя ощупать руками, чисто духовное, чем один народ отличается от другого, несмотря на видимое сходство и безразличие. Словом, национальность становится выражением особенности нравственного, а не внешнего, физического существования народа. С большим сближением различных народов она более и более одухотворяется, отрешается от внешнего, случайного, в сущности, безразличного: исчезнуть она не может, пока не исчезнет сам народ"1.

И сегодня, исследуя проблемы духовности, мы можем с уверенностью сказать, что именно целостностью нравственных качеств определяется своеобразие духовности русского народа.

Обращаясь к истории родного народа как фактору воспитания, мы с неизбежностью задаемся вопросом о его появлении на исторической сцене, о его происхождении. Исследования показывают, что славянские племена входят в семью индоевропейских народов. К этой семье относятся также балты, германцы, романцы, кельты, греки, индо-иранцы, армяне. Но где находилась прародина индоевропейских народов?

Исследования лингвистов, археологов, историков позволяют высказать предположение, что очаг цивилизации индоевропейцев находился в центре Восточной Европы, еще точнее - на территории, ныне занимаемой Центральной Россией, а еще точнее - на территориях Ярославской, Ивановской, Костромской, Тверской, Смоленской, Московской областей. Об этом свидетельствуют великий историк античности Клавдий Птолемей, тексты "Авесты", написанные на персидском языке в VI-IV в.до н.э., и "Вед" - древнейшего памятника индийской религиозной литературы, древнескандинавские предания. Данную гипотезу подтверждают лингвистические поиски, показывающие наличие общего праязыка славян, древних римлян, греков, евреев и других народов. Этой точки зрения придерживались Федор Александрович фон Браун, профессор Петербургского университета до 1917 г., а затем профессор Лейпцигского

180

университета, Т. Пеше, профессор Сграсбургского и Йенского университетов, основоположник русской антропологии А.П. Богданов, американский исследователь К. Ренфрю, профессор Делийского университета С.-К. Дикшита и др.

Но, главное, об этом свидетельствуют археологические раскопки в Центральной России и прежде всего так называемая фатьяновская археологическая культура (названная по деревне Фатьяново Ярославской области), которая принадлежит общим предкам индоевропейских народов эпохи бронзы - 3000 лет до н.э. и ранее, и дьяковская археологическая культура раннего железного века, открытая на западе Центральной России. Она относится исследователями к неразделившимся еще предкам славян, германцев и балтов, оставшихся в Центральной России после исхода оттуда предков индогерманцев, латинян и гуннов. Это ранний железный век, 2000 лет до н.э.1

Не так давно, отмечает Р. Доманский, получила распространение идея родства и единого происхождения группы так называемых нортратических народов: индоевропейцев, тюрков, угро-финнов, картвелов, т.е. практически всего населения России.

Чем же можно объяснить столь выдающуюся роль земель нынешней Центральной России? По мнению исследователей, прежде всего развитием подсечного земледелия, для которого здесь были наиболее благоприятные условия, и освоением выработки железа. Подсечное земледелие в первые три года давало небывало высокий урожай с прибавкой до 150 раз против посеянного. Благодаря новому способу хозяйствования повысилась рождаемость населения, его плотность возросла более чем в 50 раз.

Освоение выработки железа связано с благоприятным сочетанием по крайней мере двух факторов: обилием леса и наличием озерно-болотных руд, самых легкоплавких и высококачественных из всех известных на земле. Три четверти болотных руд Евразии сосредоточены в Центральной России. Древесный уголь и болотная руда стали основой древней (и средневековой) металлургии. А здоровье

181

населения1 в сочетании с железным оружием обеспечили успешное освоение новых территорий.

Русский человек может гордиться тем, что он живет на своей исторической прародине, давшей миру культуру подсечного земледелия и железоделания, ставшую истоком большинства народов древних цивилизаций.

Сказанное выше требует существенных изменений в содержании образования и прежде всего гуманитарного. Оно должно быть ориентировано на национальную культуру, содержать национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова своих святых, героев, гениев и вождей; родной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную архитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хореографию и музыку, народный костюм; меры, средства и способы измерения, средства ориентирования, гадания и знамения, национальные игры и виды спорта, народную медицину; знание национальной культуры земледелия, животноводства, орудий труда и технологий и многое другое.

182


1 Семенникова П. Цит. соч. С. 46.
2 На Западе многонациональные империи делились на метрополию (национальное государство) и колониальную периферию.
1 Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия, 1987.
2 Там же. С. 94.
1 Нестеров Ф.Ф. Цит. соч. С. 114.
1 Речь идет об известном в царствование Иоанна III и Василия Иоанновича дипломате Иване Никитиче Берсене-Беклемишеве. Привлечен по делу Максима Грека, которому он будто бы выражал свое недовольство на "переставление обычаев" и "поносил" царя; казнен в 1525 г.
1 Кавелин К.Д. Цит. соч. С. 63.
1 Доманский Р. Горнило народов//Наука и жизнь. 1999. №7. С.86-91.
1 Судя по археологическим находкам, арийцы (индоевропейцы) были высокими, длинноногими, русыми и голубоглазыми людьми.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved