Русское православие

Русское православие, как и другие ветви христианства, воспитывало человека в духе христианской морали. При этом следует отметить гораздо больший аскетизм православия, которое рассматривало духовное становление человека прежде всего как борьбу с различными страстями: плотскими (чревоугодие, сквернословие, плотская любовь, блуд, противоестественные пороки - рукоблудие, чистолюбие, мужеложество, скотоложество) и душевными (злословие, злорадство, жестокость, уныние и леность, печаль, тщеславие, дерзость, ложь, гордость)1. На протяжении тысячелетия православная церковь несла миссию духовного наставника русского народа.

С православием связана исключительная черта русского народа - соборность, стремление к свободному единению свободных личностей на основе любви к Богу. Соборность способствовала формированию таких качеств как: благочестие (почитание Бога), миролюбие, великодушие, дружелюбие, доброжелательность, альтруистичность, гуманность (отзывчивость на чужое горе), добродушие, жалостливость

172

(соболезнование чужому горю), коллективизм (стремление к совместной деятельности), общительность, милосердие (готовность помочь другим), одухотворенность, открытость, простодушие, совестливость, сердечность, стыдливость. Закреплению отмеченных качеств способствовал и общинный уклад жизни сельского населения.

С соборностью тесно связаны патриотизм и державность русского человека. Православие могло выполнить свою духовную миссию, только опираясь на крепкую светскую власть. Теократическая задача христианства - создание праведного общества - возможна только при единении церкви с сильной державной властью. В силу этого христианство возвысило царственный элемент теократии1. "Признавая во Христе особое царское достоинство, наша религия дает высокое освящение государственной власти и делает христианского царя вполне самостоятельным, действительно верховным правителем. Как помазанник Божий, царствующий Божиею милостию христианский государь независим от народного своеволия. Но, неограниченная снизу, власть христианского царя ограничена сверху: будучи отцом и владыкой народа, христианский царь должен быть сыном церкви"2. Русский народ, воспитанный в православии, выше всего ставит правду Божию, почитает помазанника Божьего - православного царя. Как отмечает Соловьев, русский народ "глубоко благочестивый, с ясным государственным смыслом и преданный самому настоящему и здоровому занятию - земледелию, народ терпеливый, спокойный, самоотверженный"3.

Человек верующий - внутренне свободный человек. Проявив свободу выбора в главном - жить в Боге, он пользуется этой свободой и она выступает основой творческого начала личности. Именно этим во многом объясняется высокий творческий потенциал русского народа, его проницательность, изобретательность, одаренность, мудрость, искусность, смекалистость, самобытность, оригинальность,

173

талантливость. Для русского человека свобода в большей мере воспринимается как свобода "для", а не как свобода "от".

Православие призывает человека к духовному совершенствованию, во главу жизни ставится нравственный закон, стремление к правде и справедливости. По догматам православия верующий должен соотносить свои поступки с определенными постулатами православной веры. Это стремление "жить в Боге" породило такой феномен православия, как духовность.

А.Рублев. Успение Богородицы. Фрагмент
А.Рублев. Успение Богородицы.
Фрагмент

Отметим также еще одну особенность православия, оказавшую существенное влияние на характер русского народа. В христианстве всегда была представлена идея социального равенства. Эта идея нашла яркое отражение в православии и стала одним из ведущих догматов. "Православие всегда обращалось с укором к богатым и с утешением - к бедным. Святые на Руси чаще всего страстотерпцы, великие мученики. Отказ от богатства, жизнь в нищете, аскетизм и даже полное отречение от мира (вплоть до ухода в пустынь) почитались признаками высокой культуры"1.

174


1 Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. В 3 т. Н. Новгород: Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. Т. 2.
1 Теократия - форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви.
2 Соловьев B.C. Еврейство и христианский вопрос. Соч. в 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 234.
3 Там же. С. 249.
1 Семенникова П. Феномен России // Наука и жизнь. 1996. № 11. С. 46.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved