Русская община и национальный характер

Славянская русская община прошла несколько этапов в своем развитии. Не рассматривая этот процесс подробно, отметим только, что общинный образ жизни пришел на смену родовому. "С большим ослаблением единства поселения, которого старейшины были представителем, семьи мало-помалу становятся главными деятелями, и власть их общего старейшины ослабевает. Образуются в поселениях общие совещания - веча (от вещать) ...То были сходбища семей для общего совещания - праматери ...крестьянских сходок"1. В результате данного процесса поселения превращаются в общину,

169

семьи привыкают решать все важные и общие дела сообща, на основе обсуждения. И хотя община как политическая система (прагосударственное объединение) была со временем заменена княжеской властью, а в качестве государственных форм сохранилась только на севере (Псков, Новгород), в организации крестьянской жизни она продолжала существовать практически до начале XX в.

Что же представляла собой русская община? Отвечая на этот вопрос, К.Д. Кавелин писал: община - это "такое общество или общежитие, в котором царит абсолютный закон, родовая норма личности, но вследствие сознательного и свободного (выд. мной. - В.Ш.) подчинения ей всех индивидуумов, его составляющих. Общим в этом значении была и есть сущность, внутренняя основа славянского племени"1. Общинный быт славян основан не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия.

Сельская община выполняла ряд функций: регулирование рекрутской повинности, повинности натуральной, подати, сборы, поземельный оброк. Эти функции можно назвать административными. И с этой точки зрения община выполняла надзор за каждым ее членом и несла ответственность за них. Для этого община была снабжена большой принудительной властью над каждым из ее членов.

Но существует и другой аспект функционирования общины: поземельная община. Суть этого явления заключалась во владении землей миром, общиной. Русская община предоставляла каждому из своих членов равное участие в мирских землях и угодьях, исключая движимость, которая оставалась его собственностью. Что же касается недвижимости, то он мог вывезти ее с собою, продать, уступить односельчанину, но не мог продать или уступить постороннему или оставить за собой, потому что они на мирской земле2.

Каждый член общины получает свою часть безвозмездно, не платя за нее вперед, и имеет равные права со всеми. Покидая общину, он передает землю миру.

170

Способы пользования мирскими землями были различны, в зависимости от угодий. "В исключительно постоянном пользовании находится усадьба; она состоит в общем пользовании всех членов общины, по мере надобности; также и выгон (место, где пасется скот), если по местным обычаям выгоны не прирезаны к усадьбам; луга и сенокосы, смотря по местным обычаям, или разделяются на участки ежегодно перед косьбой, по числу земельных частей, и тогда каждый косит и убирает свой участок особливо на себя; или же сено косится и ставится в копны всем миром, и затем уже делится на равные части, тоже по числу земельных частей"1.

При распространенной трехпольной системе землепользования полевая мирская земля делилась на три поля: озимое, яровое и пар. Последний служил пастбищем для скота всей общины; каждое из остальных двух полей (озимое и яровое) разделялось по числу душ, или по числу тягов2 на равные части. При разделении земли особое внимание уделялось качеству участков с последующим распределением по жребию. Частые переделы земли не способствовали работе по поднятию ее урожайности. Мешала хозяйственная чересполосица (как следствие стремления сделать равные по хозяйственной ценности наделы).

К каким же последствиям в формировании черт русского народа приводило общинное землепользование? Совместный труд на мирских землях, общинное пользование лесами, выгонами, сенокосами развивал в русском человеке доброжелательность к другим людям; соборность, тяготение к единению с другими; коллективизм (стремление к совместной деятельности); гуманизм, отзывчивость на чужое горе и радость; жертвенность, готовность к самопожертвованию; общительность; миролюбие; соблюдение общинной моральной нормы; совестливость, стремление поступать по справедливости, нравственную ответственность за свое поведение перед окружающими; стыдливость, стремление избежать предосудительного поступка, позора, бесчестья.

171

Общинной форме землепользования противостоит ничем не умеренный пыл в борьбе частных интересов, культивирующий в личности стяжательство, враждебность к другим, своекорыстие, разобщенность, эгоистичность. Именно общинное землепользование во многом способствовало формированию уникальных черт русского человека. И приходится сожалеть, что эта форма землепользования, основанная на нашей истории и народных инстинктах, оказалась разрушенной. Россия потеряла эту свою святыню и верный оплот от множества бед. Рассмотрение общинного землепользования хочется закончить словами К.Д. Кавелина: "Если где местами смысл народный ослабел и не дорожит этою своею святынею..., поддержите его, закрепите законом на вечные времена. Мало-помалу оно перейдет в личную, пожизненную поземельную аренду, но храни нас Боже, чтоб оно перешло в личную собственность"1.

172


1 Там же. С. 26.
1 Кавелин К.Д. Цит. соч. С. 69.
2 См.: Кавелин К.Д. Цит. соч. С. 97.
1 Кавелин К.Д. Цит. соч. С. 29.
2 Условная единица обложения в крестьянском хозяйстве, взимаемая с трудоспособных членов крестьянской семьи.
1 Кавелин К.Д. Цит. соч. С. 123.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved