Природа страны
Еще Геродот, посетив северные берега Черного моря, отмечал, что племена, населяющие эту территорию, ведут образ жизни в согласии с природой. Выдающийся историк С.М.Соловьев пишет: "Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство (Русь), но явление, замеченное Геродотом, остается по-прежнему в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям"1.
Какова же природа той территории, на которой формировалось русское государство? С.М. Соловьев описывает ее так. Обширная равнина без значительных возвышенностей, простирающаяся от Белого до Черного и от Балтийского до Каспийского морей. По этой равнине протекают большие реки Волга, Дон и Днепр с многочисленным
167
притоками. В южной части эта равнина представляет собой бескрайнюю степь с плодородными землями, способствующими занятию земледелием, в остальной части это местность, покрытая лесом со скудными почвами, требующими большого труда.
Однообразие природных форм исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость обычаев, нравов и верований исключает враждебные столкновения, одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению; и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятие обширность Русской государственной области, однообразие и крепкая связь между ними1.
Отсюда же миролюбивый характер русского народа, высокое трудолюбие, так как хлеб насущный возможно было добыть только путем постоянного и упорного труда, воздержанность и умеренность в потребностях, терпеливость и способность перенести различные тяготы. Природа, скупая на свои дары, требует от человека напряжения не только физических, но и умственных сил, настойчивости в достижении цели, что способствует формированию волевых качеств, изобретательности, активности. В свою очередь, "народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоположным"2. Суровая природа способствует формированию характера, склонного более к полезному, чем к приятному, выдвигает на первую роль мужчин и исключает из общества женщин.
Длительный период славяне вели родовой образ жизни. Этому способствовал тот факт, что леса и болота служили хорошей естественной защитой, а обширность и девственность территории позволяли расселяться без ущерба для других. Родовой быт обуславливал общую, нераздельную собственность, сочетающуюся с малочисленностью нужд и простотой быта. "Люди жили сообща, не врозь,
168
не отчужденно, как потом; не было еще гибельного различения между моим и твоим - источника последующих бедствий и пороков; все, как члены одной семьи, поддерживали, защищали друг друга, и обида, нанесенная одному, касалась всех. Такой быт должен был воспитывать в русских славянах семейные добродетели: кроткие, тихие нравы, доверчивость, необыкновенное добродушие и простосердечие"1.
Славяне не обращали пленных в рабов и по прошествии определенного срока предоставляли им возможность или вернуться домой, или остаться жить между славянами в качестве вольных людей. Относительная изолированность, разбросанность родов по территории способствовали формированию гостеприимства, так как гость приносил много новостей и полезных сведений. Русский быт формировал бескорыстие и скромность, люди довольствовались немногим, не видели в наживе цели жизни. Не принимающие рабства, они и сами не могли быть рабами. Это в свою очередь формировало свободолюбие, стремление к независимости, гордости, чувству собственного достоинства. "О наружности древних славян современники говорят, что они все похожи друг на друга: высоки ростом, статны, кожа у них не совсем бела, волосы длинные, темно-русые, лицо красноватое"2.
169
1
Соловьев С.М. Соч. В 18 кн. М.: Мысль, 1988. Кн. 1. Т 1-2. С. 56.
1
Соловьев С.М. Цит. соч. С. 56.
1
Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. С. 24.