3.2. Нравственно-духовные
качества народа
в системе воспитания
духовности

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Для нашей многонациональной Родины это особенно важная и сложная проблема. В конечном счете эта проблема заключается в правильном понимании национального и общечеловеческого.

Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему говорит, декламирует и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и создает живопись; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует... Он по-своему возносится и падает духом; по-своему организуется. У каждого иное чувство права и справедливости; иной характер; иная дисциплина; иное представление о нравственном идеале; иная политическая мечта; иной государственный инстинкт... Чувство любви к родине уходит корнями в глубину человеческой бессознательности, в жилище инстинкта и страстей1.

В основе национального и духовного лежит особый духовный путь. Быть патриотом, любить Родину - значит не просто любить национальный характер своего народа, но именно духовность его

160

национального характера и в то же время национальный характер его духа. Для того чтобы быть патриотом, любить Родину и слиться с нею чувством, волею и жизнью, необходимо ощутить духовную жизнь народа и творчески укрепить себя в силах и средствах этой последней, т.е., например, принять русский язык, русскую историю, русское государство, русскую песню, русское правосознание, русское историческое миросозерцание и т.д. как свои собственные. (То же самое можно сказать и о любом другом народе.) Только поднявшись на вершину национальной культуры, человек может раскрыть для себя общечеловеческие ценности. Только пробудившись и окрепнув в национальной духовности, он сможет найти доступ к созданиям чужого национального духа. Только настоящий патриот не способен презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Он любит и чтит духовность их национальной культуры. Каждый народ призван иметь свое самобытное, национально-духовное лицо.

Что же мы можем сказать в этом плане о русском народе?

В своих лекциях по русской истории Василий Осипович Ключевский отмечал, что в XI-XII вв. складывается понятие "русская земля". "В этом можно видеть коренной факт нашей истории, совершившийся в те века: русская земля, механически сцепленная первыми киевскими князьями из разнородных этнографических элементов в одно политическое целое, теперь, теряя эту политическую целостность, впервые начала чувствовать себя цельным народным или земским составом. Последующие поколения вспоминали о Киевской Руси как о колыбели русской народности"1.

В этот период ни в одном литературном памятнике мы не встречаем выражения "русский народ". "Пробуждающееся чувство народного единства цеплялось еще за территориальные пределы земли, а не за национальные особенности народа. Народ - понятие слишком сложное, заключающее в себе духовно-нравственные признаки, еще не дававшиеся тогдашнему сознанию или даже еще не успевшие достаточно обнаружиться в самом русском населении.

161

Поэтому чувство народного единства пока выражается еще только в идее общего отечества"1.

В XIII-XV вв. путем колонизации в Центральной и Северной Руси сложилось новое племя в составе русского населения, образовалась новая народность - великорусская. Во второй половине XV в. великорусская народность оформляется в политическом плане в национальное великорусское государство с Москвой как политическим центром. Таким образом, мы можем констатировать, что основные национальные характеристики русского народа формировались в XII-XV вв. Вместе с тем необходимо отметить, что они формировались не на пустом месте, а наследовали многие черты племен и народов, из которых образовалась великорусская народность. В последующие века характер русского народа также нельзя рассматривать в музейно-этнографическом варианте, как застывший. Он развивался, наполнялся конкретным нравственно-духовным содержанием, приобретал ярко выраженное национальное лицо.

Так в чем же заключается своеобразие русского народа? Каковы причины этого своеобразия? И есть ли оно? Вокруг этой проблемы много спекулятивных рассуждений. Часто действительные (сущностные) черты русского народа игнорируются или замалчиваются, но зато приписываются такие, которые меньше всего походят на национальные качества (свойства).

Предвосхищая дальнейшее изложение, позволю выделить некоторые, на наш взгляд, наиболее существенные факторы, которые способствовали формированию русского характера, национальной специфичности русского народа:

  • - особенности исторического становления русского государства;
  • - природа страны;
  • - общинное землепользование (общинный уклад жизни);
  • - русское православие;
  • - многонациональный характер страны;
  • - пассионарность (освоение новых территорий).

Рассмотрим выделенные факторы более подробно.

162


1 Ильин И.А. Цит. соч. С. 229.
1 Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1987. Т. 1. С. 212.
1 Ключевский В.О. Цит. соч. С. 213.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved