3.1. Основные
периоды и факторы
развития духовности

В основу духовного становления человека можно положить несколько факторов: творчество, свободу, сознание, саморегуляцию, игру, учебу, социальную детерминацию, смысловую детерминацию, моральную детерминацию, половое чувство, смерть. Стремясь сохранить существующую периодизацию: детство, отрочество, юность, посмотрим, каким содержанием духовности характеризуется каждый из этих периодов, какова феноменология духа на разных этапах развития человека.

Детство отличается свободой и творчеством. Овладевая своим телом, ребенок накапливает волевой опыт, который раскрывает перед ним путь свободы. На этом этапе у него еще отсутствует моральное сознание и его диктат. Он делает, что хочет, а не что должен (эта тема подробнее затронута нами в этюдах о ребенке в пятой главе). В произвольных действиях формируется постепенно воля ребенка, залог будущих свободных поступков. Без произвольных поступков нет воли, нет свободной личности. Этого не замечает современная педагогика, в своих благих стремлениях регламентируя жизнь ребенка, лишая его свободы и воли. Этого же не осознают и любящие родители, из опасения за ребенка лишая его произвольного поведения.

В овладении своим телом, а в дальнейшем и произвольными действиями, формируется не только воля, но и интеллект - интеллект

149

практического действия. В совокупности знаний и умственных действий интеллект совместно с волей создают условия для проявления человека в качестве самостоятельной личности (субъекта деятельности и общения). На этом этапе закладываются основы личности ребенка, которые будут проявляться на всем жизненном пути.

Постепенное развитие интеллекта и воли проявляется в творчестве ребенка и прежде всего в игре, которая выступает в качестве ведущего фактора развития в детстве. Исключительно важно, что объект игры частично берется из реального мира, а частично (в большей степени) творится воображением (Гросс, В. Зеньковский). В игре ребенок свободен, действительность не подавляет его, он достаточно произвольно обращается с предметами внешнего мира. Игра есть свободное творчество, в котором ребенок реализует себя и развивает свои способности. В игре ребенок творит мир и социальные отношения, но одновременно усваивает социальные отношения внешнего мира.

Для игры характерен постоянный взаимопереход между реальным и воображаемым, а поэтому в игре наблюдается переход от произвольности к непроизвольности, от детерминированности к свободе поведения. Игра закладывает глубинные основы свободы личности. Можно сказать, что кто мало играл в детстве, тот внутренне несвободен, его подсознание не несет в себе силы свободы и творчества. Свобода для такого человека выступает только "как познанная необходимость", а не как внутренний источник. В игре же закладываются и источники творчества. Свобода, творчество и игра неразделимы.

Для детства характерен еще малообъяснимый факт чрезвычайного развития эстетической жизни. Дети любят рисовать и лепить, любоваться цветами. Искусство и эстетическое чувство позволяют проявиться творческой активности ребенка. Можно предположить, что в эстетическом чувстве находят выход эмоции, которые переполняют ребенка. В силу недостаточного развития воли и непосредственного восприятия мира дети горячо переживают каждое событие своей жизни. Отсутствие диктата сознания и недостаток опыта проявляются в творческом воображении. Дети - естественные импрессионисты.

150

Если вы дадите ребенку трех-четырех лет краски и попросите что-нибудь нарисовать, он с удовольствием согласится, и вы увидите половодье настроения, эмоциональное отражение мира, непроизвольное бессознательное проявление душевного состояния.

Следует отметить важную особенность поведения ребенка: его действия становятся все более произвольными, в то время как эмоции сохраняют непроизвольность и яркость выражения. Действия все более и более регулируются сознанием, а эмоции неподвластны ему, ребенок не осознает их смысловую сущность. В эмоциях ребенок остается более свободным, и они в какой-то мере ведут за собой поведение, выступая в качестве источника активности. В этой разведенности произвольности и эмоциональности заложена одна из движущих сил развития.

Джорджоне. Три возраста мужчины. Фрагмент
Джорджоне. Три возраста мужчины. Фрагмент

Эмоциональность и творчество, присущие детству, являются основой его духовности, которая базируется на свободе ребенка, понимаемой как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода эта сочетается с формирующейся саморегуляцией.

В игре ребенок включается в систему человеческих отношений. Но для межличностных отношений в игре характерны воображение

151

Рафаэль. Мадонна с младенцем
Рафаэль. Мадонна с младенцем

и творчество, и вместе с тем эти отношения достаточно жесткие. Соблюдение правил игры обязательно. Здесь мы наблюдаем сочетание произвольности и детерминированности, свободы и ограничения, творчества и реализма.

Важнейшим фактором формирующейся духовности ребенка является стремление к проникновению в сферу смыслов. В игре ребенок узнает значения предметов внешнего мира, их важность и роль в мире. Он осознает значение других детей, межличностных отношений и свою роль, вначале в конкретной игровой ситуации, а в дальнейшем и в жизни. В общении ребенок узнает значения отдельных слов и выражений и таким образом осваивает язык. От конкретного значения ребенок переходит к познанию сущности, предназначения, а затем ценности для себя и других определенных предметов, отношений, явлений.

Познание смысла, предназначения, ценности предметов и явлений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного

152

становления личности. Начавшись в детстве, процесс познания продолжается всю жизнь. При этом смысл предметов может меняться, они могут переосмысливаться, раскрываться в системе новых отношений. Ребенок переосмысливает и свое поведение, и свои личностные качества. Можно сказать, что сущность духовного становления есть процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений.

Значением и смыслом наделяются не только предметы и явления внешнего мира, но и эмоции и эстетические восприятия ребенка, например цвета (на этом этапе возможна цветовая диагностика типа тестов Люшера).

Одновременно с раскрытием сферы значений и смыслов начинает формироваться моральное мироощущение. И если в раннем детстве ребенок свободен от диктата действительности, то освоение значений и смыслов влияет на его поведение, оно начинает детерминироваться этими значениями. Особенно следует выделить моральную сферу, которая по мере взросления ребенка играет все большую роль. Поведение ребенка определяется уже не только свободой творчества, но и моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри личности. Этот процесс взаимодействия свободы и нравственности может пойти разными путями. Один путь - когда мораль извне, как цензура, регулирует поведение, другой - когда свобода органически соединяется с нравственностью, превращаясь в нравственную свободу. Но это наблюдается на более поздних периодах жизни. Вместе с моральным сознанием в жизнь ребенка приходит и чувство ответственности за свои поступки.

С формированием морального сознания ребенок начинает понимать, что такое добро и что такое зло. В нем пробуждается вкус к добру и злу. Последнее хотелось бы подчеркнуть особо. Формирование морального сознания не ведет ребенка автоматически по пути добра. Духовное становление личности предполагает возможность творения не только добра, но и зла. Причем зло может доставлять удовлетворение субъекту злодеяния. Зло, как и добро, составляет часть духовной жизни ребенка.

153

Развитие морального сознания приводит к тому, что ребенок начинает понимать наказание за дурной поступок. Вне морального сознания ребенок понимает, что его наказали за такой-то поступок, но он еще не осознает, что это дурной поступок, что это зло. Понимание наказания за дурной поступок не предполагает понимания наказания и за дурную мысль, за стремление к совершению зла. За намерение проступка не наказывает и правосудие. Но по мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление ко злу.

Возвращаясь к детскому творчеству, как проявлению духовности, необходимо отметить важнейшую его особенность - целостность функционирования психики. Эта целостность выступает:

  • - в нерасчлененности психики на сознательные и бессознательные процессы;
  • - в отсутствии диктата сознания в целом и морального сознания в частности;
  • - в единстве интеллектуальных и эмоциональных процессов;
  • - в единстве рациональных и интуитивных моментов познания.

Эти творческие интуиции проявляются в зрелом возрасте, если оказываются востребованными.

По целостности функционирования психики ребенок находится на вершине творчества. Подобной целостности человек практически уже не достигает никогда. У взрослого больше знаний и умений, он развивает свои способности, у него шире возможности, несравнимо большая продуктивность, но нет той целостности психики, которая наблюдается у ребенка. И только в моменты наибольшего творческого подъема и напряжения, при счастливом стечении обстоятельств человек достигает этой целостности. И тогда создаются шедевры. И тогда говорят, что каждый человек в отдельные моменты жизни бывает гениален.

В подростковом возрасте продолжают развиваться основные тенденции духовности, заложенные в детстве: подросток стремится все глубже проникнуть в сферу смыслов и ценностей, формируются моральное сознание, чувство ответственности за поступки, развивается

154

интеллектуальная сфера, интересы, влечения, вкусы и запросы складываются в определенную систему, формируется характер подростка. На смену игре в качестве ведущего фактора приходит учеба. В школе ребенок осваивает систему знаний, у него создается научное мировоззрение. Чрезвычайно важно отметить, что научное мировоззрение вытесняет все другие подходы к осознанию мироздания, в частности религиозный. Научное мировоззрение отгораживает человека от церковного миросозерцания, различного рода изотерических учений, накладывает отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Можно предположить, что научное мировоззрение делает духовную жизнь беднее, суше и скованнее. Доказательность подавляет свободу и действие, моральная норма - порыв сердца и поступок, значительная часть психической жизни уходит в подсознание, личность раздваивается, хотя и не осознает этого.

Рафаэль Санти. Мадонна с младенцами. Фрагмент. Париж, Лувр
Рафаэль Санти. Мадонна с младенцами. Фрагмент. Париж, Лувр

Важнейшим фактором в отроческий период является половое созревание. В этот период снижается продуктивность основных психических функций, в яркой форме проявляется негативизм и

155

критицизм по отношению к окружающим, особенно взрослым. Происходит оформление вторичных половых признаков, у девочек начинаются менструации, на некоторое время приостанавливается обычный рост различных органов тела. Но самые значительные перемены происходят в духовной жизни подростка. Новая сила - пол - выступает на первый план. Ярко и глубоко этот период описывает В. Зеньковский. У подростка рушится устоявшийся порядок мира, меняются сложившиеся вкусы и привычки. Духовный мир подростка снова становится эгоцентричным, все вращается вокруг его личности. Вся жизнь подростка освящается мечтательностью.

Лишь в этот период начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчинение своих желаний и порывов. Внутренний мир, оказывающийся бесконечным и бездонным, иррациональным и непостижимым для самого же подростка, выдвигает различные "мечты" - чувства, желания, планы - совершенно не считаясь с тем, насколько они реализуемы. Острый и упорный иррационализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придает всем замыслам и желаниям характер мечты, которая изолирует подростка от социального мира. Этот период ...имеет большой вкус к асоциальности - к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятости и ненужности никому, вообще оторванности от всего и от всех1.

Подросток переживает действие мощной, темной, неясной силы в себе, которая несет стремление к самопожертвованию и начатки грубого, неприкрашенного эгоизма, несет свои императивы, которые подросток не может объяснить, но которым он не может не отдаться со сладостной и стыдливой страстностью. Отсюда конфликты с традиционной моралью и отрицание ее. "Если к этому времени - под влиянием ядовитой среды - воображение подростка уже занято сексуальными сюжетами, то в его сознании с этим могут быть связаны только различные телесные сексуальные движения, - чем намечается болезненный, но почти неизбежный, можно даже сказать нормальный (для юношей) разрыв сексуальности и эротики,

156

обычно, впрочем, преодолеваемый в явлениях "влюбленности". Вот почему так благотворна всякая влюбленность в этот период, ибо влюбленность, фиксирующая "объект" половых исканий, имеет огромное значение, как преодоление дурной субъективности. На этом объекте может сгущенно вмещаться для подростка вся реальность, все может окрашиваться из этой точки и это должны учитывать воспитатели и родители"1.

Рафаэль Санти. Фрагмент фрески. Ватикан
Рафаэль Санти. Фрагмент фрески. Ватикан

Важно подчеркнуть еще раз, что именно в этот период человек начинает в полной мере ощущать свой внутренний мир, его безграничность, иррациональность, эмоциональную активность и моральную

157

конфликтность, свою противопоставленность социальному миру. И это имеет важнейшее значение для формирования его духовности.

Юность - период жизненного определения и самоопределения, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь. Это время творческих планов, героических решений, время увлечений и вдохновения, энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям. Юность характеризуется сложившимся характером, моральной чистотой, определенным мировоззрением, в большинстве случаев школьным, не прошедшим через столкновение с эмпирической действительностью. Духовная жизнь этого периода во многом идеализирована. Юность стремится делать добро. Юность устремлена в будущее, она не знает границ, стремится познать все, стремится к Абсолюту. Юность не думает о смерти и о вечности своей жизни. Она вся в делах и поступках. Юность нерасчетлива, ибо она богата и ей легко жертвовать всем. В интеллектуальном отношении человек в этот период достигает значительного расцвета. Мир кажется ясным, а человеческие отношения простыми. В юности в наибольшей степени проявляется стремление к свободе, самовыражению и самоутверждению. В юности формируются идеалы и веры в идеалы (героя, революцию, перестройку, свободное общество и т.д.), и эта вера воспламеняет души, насыщает жизнь высокой духовностью. Юность - это период любви, в отличие от любви отрочества укрощенной, обычно находящей свой объект, просветленной в развитии эроса.

В зрелой жизни пиков духовности человек достигает в моменты наивысших творческих достижений или жертвенных поступков, исполненных любви к другим, во имя веры в свои идеалы. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является смерть, осознание конца жизни. В детстве смерть воспринимается как отвлеченное событие, не затрагивающее личности ребенка, даже когда из жизни уходит близкий человек. Она переживается, скорее, через состояния отца и матери, братьев и сестер, чем в своей сущности. Ребенок не связывает смерть с собой, своим жизненным путем. В отроческом и юношеском возрасте смерть насыщается глубокими

158

эмоциональными переживаниями, связанными с уходом близких. Она воспринимается как невосполнимая утрата.

В зрелом возрасте смерть заставляет задуматься о конечности жизненного пути. Смерть ставит вопрос: что будет за ней? И это наполняет духовную жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмысливанию и переоцениванию предшествующей жизни. Многое из того, что казалось важным, теряет значение. Другие ценности и смыслы начинают определять поведение человека. Изменяется строй духовности личности. Смерть усугубляет тайну бытия человека, по-новому освещает смысл жизни, иерархию задач, разрешаемых жизнью.

159


1 Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1993. С. 118-119.
1 Зеньковский В. Цит. соч. С. 119.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved