2.6. Периодизация
развития
человечности

Опираясь на материалы первой и второй глав, попытаемся локализовать во времени период происхождения человечности. Нижней границей можно считать время выделения человека из животного мира как биологического вида - это период становления Homo erectus (1 млн-500 тыс. лет до н.э.). Верхнюю границу условно отнесем к периоду формирования библейских идей, ибо одной из главных из них является идея добра и зла, которой буквально пропитана вся Библия. Однако эту границу мы с полным основанием можем пропустить.

Исследования этнологов показывают, что в первобытных обществах значительная часть магических действий была направлена на получение выгоды за счет других людей1. Это говорит о том, что уже в первобытных обществах индивидуальное сознание отражало добро и зло и возможность получения личной выгоды за счет других. Данную промежуточную границу в развитии человечности можно отнести к 30-20 тыс. лет до н.э.

Таким образом, первичный этап возникновения человечности можно датировать периодом от 1 млн-500 тыс. лет до н.э. до 30-20 тыс. лет до н.э.

Вторым этапом становления человечности можно считать период от 30-20 тыс. лет до н.э. через язычество до появления мировых религий (1-е тыс. до н.э.- иудаизм, VI-V вв. до н.э.- буддизм; I в. н.э.- христианство; VII в. н.э.- ислам).

Третий этап развития человечности связан с интенсивным распространением мировых религий до периода просвещения - XVIII в.;

144

четвертый этап - от периода просвещения до перехода к идеологии открытого общества - вторая половина XX в.; этому этапу свойственны дифференциация морали на светскую и религиозную, формирование духовности веры и светской духовности, усиление индивидуализации общества; пятый этап (со второй половины XX в.) характеризуется идеологией открытого общества и его дальнейшей индивидуализацией.

Предлагаемая периодизация1 носит условный характер, ее можно детализировать и дополнять. Но, учитывая сложность предмета исследования и отсутствие какой-либо периодизации происхождения и развития человечности, мы считаем возможным и полезным ее вынесение на страницы данной книги.

Представление поведения человека борьбой добра и зла позволит высказать несколько соображений в отношении динамической (аналитической) психологии. Если учесть, что добро и зло реально выражаются в конкретных мотивациях и действиях, то можно считать поведение человека обусловленным борьбой мотиваций добра и зла. При этом мотивации зла первичны, природны. (Что не исключает и приобретенных мотиваций негативного характера.) Мотивации добра сначала существуют как моральные нормы, запреты, присущие общественной морали. В первое время идет борьба между мотивациями зла субъекта и моральными запретами общества. Если социальные мотивации добра стали личностно значимыми, то возможна борьба мотиваций добра и зла, характеризующих субъекты. Несомненно, что динамика этой борьбы в первом и втором случаях будет разной.

Отмеченные выше мотивации могут осознаваться или не осознаваться. Из сказанного вытекает достаточно сложная картина борьбы мотиваций добра и зла, различающихся качественной спецификой и мерой осознания. Любые концепции динамических сил, разрабатываемые в рамках отдельных психоаналитических направлений, выступают как частный случай описанной нами картины.

145


1 См.: Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983.
1 В предложенной периодизации на завершающих этапах представлена ориентация на европейскую культуру.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved