2.5. Религиозное понимание духовности

Анализируя истоки духовности, мы отмечали, что мораль рождается одновременно с религией и равна ей по объему. Рассмотрим теперь более подробно, что же предлагает религия в моральном плане. Проанализируем это на примере христианства. В канонической форме христианская мораль изложена в заповедях и законах Моисея и Христа.

Обратимся к ветхозаветным заповедям1.

Я, Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я, Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои;
А день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;

126

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, и море, и все, что в них, а на день седьмым почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего1.

Моисей получает завет на горе Синай. Равенна, церковь Сан-Витале
Моисей получает завет на горе Синай. Равенна, церковь Сан-Витале

Эти и другие законы, объявленные Моисеем, регулируют различные стороны жизни. В простых словах заповедей для современников Моисея заключался огромный духовный смысл, оказавший воздействие на всю историю человечества. Законы Моисея суровы.

127

Здесь наглядно просматривается охранительная функция религии, стремление обезопасить общество с помощью моральной силы запрета. Ветхозаветные заповеди устанавливают отношения иудеев с Богом. В них заключена суть веры в Бога.

А теперь - Нагорная проповедь Иисуса1.

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна нота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном.
а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

128

Вы слышали, что сказано древним: "не убивай, кто же убьет, подлежит суду".
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака"1, подлежит синедриону2; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй".
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Еще слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои".
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого.

129

Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб".
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего".
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают мытари1?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Как мы видим, Христос утверждает необходимость исполнения законов Моисея, но он стремится к большему и дает толкование ветхозаветным законам и заповедям.

Христос развивает суровую мораль Ветхого завета и делает ее более гуманной. Это поражает, если учитывать, что от написания Ветхого завета (400-200 гг. до Р.Х.) до написания Нового завета (40- 90 годах после Р.Х.) в историческом плане прошло совсем немного времени (250-450 лет)2.

Но, пожалуй, самое важное заключается в том, что Христос делает решающий шаг к Человеку.

Если заповеди Моисея - это прежде всего заповеди отношения с Богом, заповеди запрета греха, но не заповеди добра, то проповеди Иисуса - проповеди добра. Заповеди Моисея строятся в плоскости благо-грех; заповеди Христа - в объеме: благо-грех; добро-зло. Христос обращается не только к поступку, но и к мотивации, побуждению, намерению души. Христос требует не только повиновения, но и плодоношения добра.

130

Въезд Христа в Иерусалим. Неизвестный французский мастер. Санкт-Петербург, Эрмитаж
Въезд Христа в Иерусалим.
Неизвестный французский мастер. Санкт-Петербург, Эрмитаж

131

В проповеди Христа в яркой форме представлены любовь к ближнему, альтруизм и жертвенность. Проповедь несет в себе огромный заряд духовной силы. Она исполнена надежды, терпимости к прегрешениям других и веры в безграничное совершенствование человека (будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный). Мы можем с основанием утверждать, что Нагорная проповедь утверждает высокие идеалы человечности. Отметим также, что в этот период вся мораль исчерпывается моралью Ветхого и Нового Завета. Религиозная мораль совпадает по объему с моралью общества.

Прекрасное толкование заповедям Христа дают евангелисты. В Евангелии от Иоанна можно прочитать: "Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа"1. Евангелие разделяет закон и благодать, закон и истину. Духовность не сводится к закону моральному, духовность стремится к истине и благодати, к истине и добродетели. Но духовность и не отделена от морального закона "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине"2, - отмечает евангелист. Но что такое в истине? В истине - это значит в заповедях Христа, "чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа"3. "И слово мое и проповедь моя, - говорит апостол Павел, - не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией"4.

А что же такое "в духе"? Определенный ответ дает апостол Павел, когда пишет: "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, чтобы знать дарованное нам от Бога"5.

"Нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все прощает, и глубины Божие"6. Апостолы приняли Духа от Бога. Апостолы духовны

132

Духом Божиим, его знанием и премудростью. Апостолы несут истину от Духа Святого, сообразуя духовное с духовным. Земной путь человека - это путь плотского человека, которого сопровождают зависть, споры, разногласия. Земной человек не освобожден от соблазнов. Земной человек, современник апостолов, уверовал в Бога через апостолов, "и притом, поскольку каждому дал Господь"1. Что же говорить о человеке плотском сегодня, когда он веру приобретает не от апостолов, а от церкви, служителей культа, которые сами приобретали ее опосредовано, через столетия и тысячелетия. Очевидно, что ни один священник сегодня не может сравниться в Духовности непосредственно с апостолами, которых наделил Духом Своим сам Господь.

И все же апостол Павел утверждает, что каждый человек -храм Божий и дух Божий живет в нем, каждый имеет свое дарование от Бога.

"... Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому - слово знания, тем же Духом;

Иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом;

Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно"2.

Важнейшим моментом в понимании духовности являются слова апостола Павла о том, что "сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное"3. В акте воскрешения приобретаем мы: истинную духовность, познать которую не дано смертному.

В жизни же желание плоти и духа взаимно противоположные. "Дела плоти известны; они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть,

133

гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное...

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..."1. Важно обратить внимание, что апостол Павел говорит не о духе, а о плодах духа. И это понятно, так как дух от Бога, а Бог непознаваем, следовательно, и духу человека невозможно дать характеристику; возможно только описать его проявления, если же посмотреть на плоды Духа, то это - соблюдение заповедей Христовых. И это тоже понятно: в заповедях Иисуса Христа воплощен Дух Божий.

Главная заповедь человека, живущего духом, - поступать по духу, т.е. постоянно делать добро всем, особенно своим по вере. Главным же плодом духа является любовь. Духовные дары без любви ничто, утверждает апостол Павел.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, а не кимвал звенящий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся2.

Любовь - это прежде всего любовь к Богу, но это любовь и к ближним, это любовь ко всем людям. Любовь Христова объемлет всех. Вся земная жизнь человека есть подготовка к жизни духовной, к переходу от плотской жизни к духовной. И на судилище Христовом каждый получит соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или злое.

134

Представляется, что религиозное понимание духовности позволяет приблизиться к осознанию духовности в светском понимании. С одной стороны, можно утверждать, что соблюдение светской морали, которая, по существу, впитала в себя христианские заповеди, жизнь в морали формирует предпосылки духовности личности, но, с другой стороны, жизнь в морали не есть еще духовность личности. Жизнь в морали не предполагает отречения от тела. Она требует соблюдения законов, главный из которых заключается в уважении другой личности, добродетели и благонравии. "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Нравственный человек не отказывает себе в удовлетворении потребностей плотского человека, именно эти потребности определяют его поведение.

Духовность личности характеризуется отрешением от плоти. В силу этого она сопряжена со страданиями и переживаниями, с преодолением и ограничениями, с верой в духовную цель, с любовью к людям и связанной с этим жертвенностью, борьбой со своими страстями, эгоистическими тенденциями. Таким образом, духовность - это и состояние личности, и ее новое качество, отнесенное не к плоти, а к духу. В духовности человек поднимается над собой во имя других.

Анализ заветов и законов Моисея и Христа показывает, что они как бы распадаются на две части: первая - касается отношения к Господу Богу, относится к вере в Господа Бога, вторая - является нравственным (моральным) кодексом иудеев и христиан.

В библейском Боге видит человек всеобъятную личность. Бог многокачественен и многолик. С потрясающей художественной силой это рисует Григор Нарекаци (951-1003), монах и великий армянский трагический поэт.

О Повелитель сущего всего,
Бесценными дарами нас дарящий,
Господь, творящий все из ничего,
Неведомый, всезнающий, страшащий,
И милосердный и неумолимый,
Неизреченный и непостижимый,

135

Невидимый, извечный, необъятный,
И ужасающий, и благодатный
Непроницаем Ты, неосязаем
И безначален Ты и нескончаем,
Ты - то единственное, что безмерно,
Что в мире подлинно и достоверно,
Ты - то, что нам дает благословенье,
Ты - полдень без заката, свет без тени,
Единственный для нас родник покоя
Что просветляет бытие мирское1.

Бог видится поэту щадящим и карающим, освобождающим и всеисцеляющим, обороняющим и избавляющим, нетленным и благословенным. Но над всеми этими качествами возвышается любовь Бога к людям. Именно в любви к ним он и ужасающий и благодатный, карающий и щадящий.

В Боге и через Бога человек приходит к пониманию любви к ближним, к пониманию греховности себялюбия. В понимании других, в любви к людям начинает формироваться духовность человека. Не плотью, а духом желает походить человек на Господа. Именно в этом духовном совершенствовании и заключается смысл воссоздания себя по образу и подобию Бога.

Самый большой грех - это грех перед другими людьми. И именно Бог, который одинаково любит всех, показывает путь к очищению. Отмечая греховность человека, Нарекаци пишет:

Скорблю, что дух и разум не едины.
Что на добро надежды нет в сердцах.
Скорблю, что создан человек из глины,
Замешанной на низменных страстях2.

Вглядываясь только в себя, человек не видит пути к очищению, ибо слаб человек:

Мы, смертные, пленяемся ничтожным,
И не умеем мы глядеть вперед.
И в поединке истинного с ложным

136

Неистинное чаще верх берет,
И боль утрат идет вослед за нами,
И всюду тьма, и пелена у глаз,
И приговор возмездья пишет память
В суде сознанья каждого из нас1.

Без любви человек идет по замкнутому кругу, осознавая свои поступки, но не видя пути к возвышению. Этот путь открывается через любовь к Богу и стремление заслужить его ответную любовь. В этом случае не погоня за наслаждениями, а служение Богу ведет к формированию духовности. Поэт раскрывает себя, свою греховную душу, обращая свое слово к Богу. И в этом очищение Нарекаци восходит к глубокой духовности:

Я обращаю сбивчивую речь
К тебе, Господь, не в суетности праздной,
А чтоб в огне отчаяния ожечь
Овладевающие мной соблазны2.

Поэт идет к очищению с осознания своих грехов, осознания своего эгоизма и себялюбия, с осознания себя - бренного и земного. Природная суть и жизненные соблазны не дают подняться духу. Поэт понимает, какой это титанический труд - освободить от греха. Он пишет:

Как Ханаан, грехом я осквернен,
Я - Амалик, меня нельзя наставить,
Как идолообитель Вавилон,
Меня разрушить легче, чем исправить3.

И все же он жаждет искупления и духовного возрождения. Ясен и путь к этому ощущению:

Пусть чистая молитва и елей -
Все, что тебе святыми воздается
Проникнут в суть души моей4.

137

В молитвенном прощении Богом грехов открывается путь к самооценке и очищению, лишь покаянье искупает грех.

Я человек, чья совесть нечиста,
лишь в Тебе надежда очищенья,
Я проклят, и Твоя лишь доброта
В меня вселяет веру во спасенье1.

В покаянии человек осознает греховность своего поведения, он раскаивается в содеянном, освобождается от низменных страстей. В раскаянии открывается путь к духовности, к добродетели. В определенной мере можно сказать, что не может стать духовным тот человек, который не грешил.

Другой путь к покаянию и к духовности лежит через совесть человека и через любовь. Как в идее рая, так и в любви заключается стремление к бессмертию.

Господь Иисус Христос засвидетельствовал о бессмертии человека: "Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек". Бессмертный дух праведников, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами. В духовном совершенствовании заключается цель земной жизни человека. В этом процессе осуществляется очищение человека и человечества от первородного греха Адама и возрождение его, подобно воскрешению Иисуса Христа.

Как же осуществляется духовное становление человека? Прежде всего - на основе веры и любви. И далее, осознание своих мелких недостатков (например, любви к сладостям, болтливости, суетности) и борьбой с ними. Постоянным, ежедневным и ежеминутным трудом по ограничению своих желаний, в которых проявляется себялюбие и эгоизм. Ибо от них исходят злые помыслы, прелюбодеяние, убийства, лихоимство, злоба, коварство, зависть, гордыня, богохульство. В конечном счете духовное очищение связано с искоренениями желания жить в довольстве и наслаждении и с научением

138

любить бедствия, скорбь и трудности. Пока мы угождаем себе, мы не можем угождать ближнему, любить ближнего. А раз мы не можем любить ближнего, мы не можем любить и Господа.

Путь, ведущий к ограничению своих желаний, начинается с выполнения установленных церковью постов. С них начинается послушание. В послушании смиряется гордыня, дух противоречия, самоуверенность и упрямство, и открываются просторы для любви. Для освобождения от соблазнов огромное значение имеет молитва.

Как же развивается грех в душе человека? Святые отцы, подвижники христианского аскетизма и благочестия... различают следующие стадии греха: первый момент в грехе - прилог, когда в сознании человека только обозначился тот или иной соблазн: греховное впечатление, грязная мысль и т.д... Если прилог не отвергнут, он переходит в неясное стремление, а затем в осознанное, ясное желание греха... Но вот человек впал в грех. Упреки совести звучат громко и ясно, вызывая у неиспорченного еще человека лишь резкое отвращение к данному греху... Труднее бороться тогда с грехом, когда он через постоянное повторение обратится у человека в привычку... Еще более опасной стадией греха является порок... Здесь без особой милости и помощи Божьей человек уже не может справиться с собою и нуждается в молитве и духовной поддержке других... Высшей степенью греха, на которой он уже совсем порабощает в себе человека, является страсть того или иного греховного типа... Но есть еще один особый ужаснейший и погибельный род греха. Это - смертельный грех... Этот грех - хула на Духа Святого1.

Молитва может включаться для ведения внутренней борьбы на любом этапе к совершению греха. Поэтому христианин должен научиться молиться. "Молитва является одним крылом, вера - другим, и они возносят нас к небу"2. Молитва питает душу и просвещает ум, это активное действие верующего, направленное на борьбу с соблазном. Поэтому молиться надо непрестанно. Молитва должна порождать внутреннее спокойствие, терпение в скорби, любовь и благодарение. Молитва должна оживлять мысль и делать ее ясной.

139

Бог хочет, чтобы человек был спасен, ибо Он - человеколюбив. Дело человека встать на путь спасения, ибо он свободен. Воля Бога и желания человека образуют предопределение. Бог хочет, если хочет и человек.

В борьбе с грехом огромную роль играет совесть, заложенная в саму природу человека. "Конечно, прирожденной может быть признана только сама нравственная потребность, своего рода нравственный инстинкт, но не раскрытые и ясные нравственные понятия и идеи. Такие ясные нравственные понятия и идеи развиваются в человеке отчасти через воспитание предшествовавших поколений, наиболее же всего на основе религиозного чувства"1. Совесть - это нравственный закон, это голос Божий в душе человека, основа общечеловеческой нравственности.

Джованни Беллини. Преображение
Джованни Беллини. Преображение

Совесть выступает прежде всего как неподкупный судья, оценивающий все поступки и переживания человека. Совесть выступает и как законодатель, формирующий нравственные требования. Наконец, совесть действует в человеке и как мздовоздаватель. При совершении добродетельных поступков человек несет нравственную

140

ответственность только за те поступки, которые он совершает в сознательном состоянии и будучи свободен при совершении этих поступков.

Каждый христианин, воспитывая в себе добродетели, готовится к грядущей вечности. Но для того чтобы быть добродетельным, он должен творить добро другим, борясь со своими недостатками и пороками. В этом заключается подвиг земной жизни каждого христианина. Человек, перестающий работать над собой, не остается таким, каким он был, а непременно становится хуже. Идеал христианского совершенства недостижимо высок. И поэтому работе над собой, над своей духовной личностью не может быть конца1.

Духовное развитие предполагает не только избавление от греха, смирение и покаяние. Духовное развитие заключается и в формировании добродетелей, совершенствовании ума, накоплении знаний, воспитании эстетического чувства, нравственного совершенствования. Ум и чувства, направленные на познание мира, созданного Богом, облагораживают эстетические способности, просветляют человеческую душу, создают условия для сотворения добра другим людям. На этой основе формируется христианская любовь, коренной принцип христианской нравственности. Христианская любовь есть сильнейшее внутреннее тяготение одного человека к другому, стремление сделать добро другим. Христианская любовь приближает человека к Богу. "Христос заповедовал нам не искусственную любовь к человечеству, но именно любовь к ближнему... И любовь христианская проявляется...в живом общении, взаимной поддержке и сочувствии"2.

Освоение духовных ценностей, вхождение в религиозную реальность, религиозную традицию расширяет мир человека, открывает для него не только мир вещей, но и мир смысла и доброты, идеальное измерение мира. "Если до достижения высшей ступени ценностного переживания ценность принадлежала личности, была ее частью, и личность могла сказать: "это моя ценность", то теперь

141

происходит оборачивание этого отношения - уже личность оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей, и именно в этой причащенности ценности, в служении ей исходит смысл и оправдание жизни"1.

Огромное значение для проникновения в смысл христианства имеет личность духовного наставника. Создание духовного человека, личности, бесконечно далеко отстоит от простого научения. "Здесь мы видим не ученика, конспектирующего лекцию профессора, а послушника, живущего вместе с духовным учителем и впитывающего в себя его образ душевного устроения"2. Эта живая нить тянется от Христа к апостолам, от апостолов к епископам, от епископов к пастве. "Присутствие Бога может открыть только сам Бог. Поэтому традицию можно определить, как передачу и воспроизводство "ситуаций", в которых Бог приходит и остается с людьми"3. То, что сделал Христос, словами невыразимо и не может передаваться словами. Главным делом Христа было не Его слово, а Его бытие: бытие-с-людьми; бытие-на-кресте.

Огромное значение для проникновения в духовные ценности и смысл религии играет процедура Евхаристии (покаяния и причастия). Евхаристия заключает в себе Тайну православия, участие в Тайной Вечери. "Иисус, взяв хлеб и благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Эта традиция повторяется в причастии. Догмат церкви утверждает, что "лишь непосредственное, евхаристическое, харизматическое соединение со Христом, буквально - причастие Ему, делает возможным исполнение Его новых заповедей"4.

Огромное значение в духовном становлении верующего имеет молитва. Можно сказать, что в акте молитвы суть религии, понимаемой как связь с Богом. "Всякая совершаемая молитва есть

142

моление, заключающее в себе или прошение или благодарение или славление"1. Низшая молитва - просительная, более высокая - благодарственная, высшая - славление. Истинная молитва возможна только при исполнении самой сути религии. В молитве человек раскрывается сам себе, признается в своих грехах, очищается от грехов и готовится к Причащению. Через молитву человек приобщается к благочестивой жизни. Во время православной молитвы никаких образов держать не следует. Не виды, а смыслы делаются здесь предметом рассмотрения. "Вообрази истину и молись о ней, или ее во время молитвы вращай в уме, и молитвы составляй из нее же. Придет момент, когда истина сия войдет в сердце, и обымет все существо души, питая ее и обвеселяя"2.

143


1 Библия. Исход. Гл. 20; 2-6, 8-15.
1 Библия. От Матфея Святое Благовествование. Гл. 5; 2-46, 48.
1 Библия. От Матфея Святое Благовествование. Гл. 5; 2-46, 48.
1 Пустой человек.
2 Верховное судилище.
1 Сборщики податей.
2 Мень А. История религии. М.: Изд. дом "Форум", 1997. С. 153. С. 177.
1 Библия. От Иоанна Святое благовествование. Гл.1; 17.
2 Там же. Гл.4; 24.
3 Там же. Первое послание к коринфянам святого апостола Павла. Гл.1; 8.
4 Там же. Гл.2; 4-5.
5 Там же. Гл.2; 12.
6 Там же. Гл.2; 10.
1 Библия. Первое послание к коринфянам святого апостола Павла. Гл. 3; 5.
2 Там же. Гл. 12; 7-11.
3 Там же. Гл.15; 44, 46.
1 Библия. Послание к галетам святого апостола Павла. Гл. 5; 19-23.
2 Библия. Послание к галетам святого апостола Павла. Гл. 13; 1-8.
1 Нарекаци Г. Книга скорби. Ереван: Советакан грох, 1977. С. 49.
2 Там же. С. 83.
1 Нарекаци Г. Цит. соч. С. 83.
2 Там же. С. 29.
3 Там же. С. 35.
4 Там же. С. 39.
1 Нарекаци Г. Цит. соч. С. 163.
1 Филарет. Нравственность христианина. М.: Рос. писатель, 1991. С. 11- 12.
2 Тит Коллиандер. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. С. 25.
1 Филарет. Цит. соч. С. 9.
1 Филарет. Цит. соч. С. 9.
2 Там же. С. 55.
1 Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. С. 134.
2 Кураев А. Цит. соч. С. 28.
3 Там же. С. 36.
4 Там же. С. 103.
1 Преп. Исаак Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1991. С. 90-91.
2 Св. Феофан Затворник. Письма. М., 1898. Вып. 2. С. 159.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved