6

7

8

9

10

11

Введение

Более пятидесяти лет тому назад известный отечественный психолог В.Н. Мясищев написал, что психология, как это ни парадоксально, остается наукой безличностной. Этот упрек в значительной мере справедлив и сегодня. Психология изучает психические функции и процессы, свойства и состояния, побуждения и поступки, и все же в ней нет целостной личности. Психология свела свой предмет к душевности, оставив в стороне духовность. Изучая человека, психологи ушли от исследования человечности, составляющей сущность человека. А ведь еще В.И. Даль в своем знаменитом толковом словаре выделял четыре типа: человека плотского, едва отличающегося от животного, с пригнетенным духом; человека чувственного, природного, признающего лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляющего и в искус впадающего; человека духовного, по вере своей в добро и истину, цель его - вечность, закон - совесть, в искусе побеждающего; человека благодатного, постигающего по любви своей веру и истину, цель его - царство Божие, закон - духовное чутье, искушения презирающее.

В предлагаемой читателю книге мы сделали попытку ответить на вопросы: Что же такое человечность? Как она формируется исторически? При этом мы стремились показать, что человечность является сущностным, главным отличительным качеством человека, а период формирования человечности был критическим периодом развития человечества.

13

Поставленная проблема практически обходится в большинстве философских и психологических работ. Человечность человека сама собой подразумевается. До настоящего времени данное понятие остается почти неразработанным. Не ясны его отношения с сознанием и мышлением, моралью и религией, мотивацией и поступками. Столь же проблематичен и вопрос о врожденности и наследуемости человечности, о соотношении архетипического и приобретенного. И в то же время понять, что такое человек, можно, только разобравшись в понятии "человечность", каков исторический путь ее становления и формы существования в настоящее время.

Можно высказать предположение, что человечность рождается и развивается вместе с развитием человечества. И хотя выразителями человечности являются конкретные индивиды, человечность как явление принадлежит человечеству и определенному человеческому сообществу. Индивид, развиваясь в обществе и присваивая его духовные ценности, формируется как личность, которую мы понимаем как духовную индивидуальность.

Не менее важен и вопрос: как очеловечиваются природные качества человека. Данная проблема рассматривается на примере способностей. Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо было раскрыть онтологическую сущность способностей, а для этого - преодолеть отрыв способностей от психических функций, объяснить структуру способностей и на этой основе показать развитие способностей как развитие их функциональных и операционных механизмов. Такой подход позволил вскрыть тройную детерминацию процесса развития способностей: средой развития, требованиями деятельности и духовными ценностями. Под воздействием факторов тройной детерминации и осуществляется превращение природных способностей в человеческие способности. Очевидно, этот процесс носит общий характер и может рассматриваться как процесс становления подлинной индивидуальности. Вводя в контекст психологического знания категорию духовности и человечности, мы впервые приближаемся к истинному предмету психологии.

Происхождение человечности и очеловечивание природных качеств человека духовностью выступают в единстве как прямая и обратная

14

задачи. И только в логике их решения, на наш взгляд, можно дать целостное психологическое понятие личности.

В своей книге мы сочли возможным и необходимым обратиться к религиозному пониманию духовности. Не отождествляя науку и веру, мы в то же время и не противопоставляем их друг другу. "И религия, и наука стремятся проникнуть за мир видимых феноменов с целью обретения надвременных идеальных символов, законов... И научный поиск истины, и духовный равно убеждены в том, что главное невидимо для глаз, что необходимы особые усилия и особая методика, чтобы обнажать смысловые структуры бытия"1. "Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством"2.

С другой стороны, как отмечает Н.Н. Моисеев, в основе любого научного мировоззрения необходимо присутствует постулат веры, хотя на это не всегда обращают внимание... Наука вполне совместима с религиозными убеждениями, а тем более с религиозным чувством - основой любой веры. Они никак не противоречат друг другу, отражая сущности двух кардинальных вопросов. Один из них порожден практикой человеческой деятельности, требованиями сохранения рода человеческого, заложенными в нашем генетическом естестве, а другой возник вместе с духовным миром человека3.

Рассматривая происхождение человечности в ее тесной взаимосвязи с моралью, мы старались рассмотреть моральные явления не с позиций нормативной этики, а с позиций этики как науки о нравственности. Еще Питирим Сорокин убедительно показал, что "каждое нормативное суждение, всякое должное (а отсюда и долг) имеет в своей основе оценку, которая как таковая уже не есть достояние или содержание нормативного суждения, а есть содержание теоретического (т.е. изучающего сущее как оно есть) суждения... Поэтому и этика должного, если она вообще возможна, то возможна

15

только на основе этики, изучающей сущее, т.е. существовавшую и существующую мораль независимо от желательного и должного"4. В научном исследовании следует исходить из функциональных связей, данных нам в сущем, и постепенно восходить в мир должного. Реализация данного положения возможна только с позиций системогенетического подхода к происхождению человечности.

Автор выражает глубокую признательность К.А. Абульхановой, В.В. Давыдову, В.Е. Иноземцевой, Н.Н. Пахомову, В.А. Пономаренко, которые доброжелательными и конструктивными советами и замечаниями способствовали появлению на свет данной книги, а также благодарит Е.В. Смирнову за подготовку рукописи к изданию.

16


1 Кураев А., диакон. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. Москва-Клин: Изд. Братства Святителя Тихона, 1996. С. 354.
2 Св. Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов. М., 1887. Т. 5. Ч. 1.С. 48.
3 Н.Н. Моисеев. Быть или не быть...человечеству? М.,1999. С. 74.
4 Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института, 1999. С. 39.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved