5.4. Управление качеством окружающей среды,
промышленной и экологической
безопасностью процессов
при переработке углеводородных систем

Современные российские предприятия по переработке углеводородных систем имеют серьезные проблемы, из которых наиболее важны следующие:

  • - технологии и оборудование, износ которого составляет до 80%, не обеспечивают качественную переработку нефти и безопасность предприятий;
  • - несовершенство поточных проектных схем заводов;
  • - как уже отмечалось ранее, заводы, имеющие углеводородное сырье в обороте технологических установок и резервуарных парков, эквивалентное по энергосодержанию 2,0-5,0 Мт тринитротолуола, имеют недостаточно эффективные средства защиты по предотвращению и развитию возможных аварий и несовершенные системы управления.

Несовершенство систем управления проявляется в том, что часть решений по управлению предприятием зависит от реакции людей, занятых в производстве, и принимается субъективно. Кроме того, структурные схемы управления заводами устарели

522

и не отвечают современным требованиям управления с учетом новой роли предприятия в нефтяных компаниях и решения задач по управлению промышленной безопасностью. Наряду с перечисленными выше имеются недостатки в кадровом составе, так как отсутствует научно обоснованная система набора, подготовки, повышения квалификации, расстановки кадров, предназначенных для опасных производств.

Следствием указанных выше причин являются аварии на объектах. Использование методологии комплексного подхода к решению проблем безопасности переработки углеводородных систем позволяет наметить одну из экономически эффективных и экологически обоснованных стратегий развития производства, например:

  • - внедрение безотходных энергосберегающих технологий;
  • - повышение КПД технологических процессов преобразования энергии;
  • - установление жестких норм расходования энергии с практическим самопроизводством ее для нужд предприятия;
  • - создание контура управления предприятием, технологическими процессами, промышленной безопасностью, взрывопожарозащитой во взаимосвязи с интегрированной информационно-управляющей системой завода;
  • - разработку пакета программ для набора и обучения кадров с использованием компьютерных тренажеров.

Кроме того, важную роль приобретает применение в поточных схемах эффективных технологических процессов:

  • - гидрокрекинга нефтяных остатков;
  • - висбрекинга гудрона, где дистиллятные фракции вовлекаются в производство светлых нефтепродуктов, а из остатка производится котельное топливо;
  • - термодеасфальтизация-деметаллизация тяжелых нефтяных остатков, которая объединяет процессы термической деструкции и удаления асфальтенов в единый процесс;
  • - рациональной переработки гудрона и производства новых композиционных материалов на основе битума;
  • - газификации нефтяных остатков, кокса, асфальта деас-фальтизации (процессы газификации нефтяных остатков ориентированы как на получение водорода для нужд предприятия, так и на производство синтез-газа и дальнейшую его переработку в аммиак, метанол, синтетические нефтяные топлива и др.);
  • - производства полимеров и изделий из полимеров.

Решение вопросов "жесткого" контроля за надежностью эксплуатации опасных производств является первостепенной задачей государства.

523

В условиях реформирования промышленности и экономики, расхождения финансовых интересов нефтяных компаний и предприятий, входящих в их состав, у заводов не хватает средств на выполнение в полном объеме работ, которые должны обеспечить современный уровень безопасной эксплуатации объектов.

Повысить уровень безопасной эксплуатации производств по переработке углеводородных систем на данном этапе можно за счет внедрения моделей оптимизации работы и управления производством, а также технологического оборудования. В новых условиях эксплуатации опасных объектов имеющаяся система охраны труда и техники безопасности не обеспечивает требуемый уровень промышленной безопасности. Поэтому внедряется государственная стратегия управления промышленной безопасностью опасных производств, для реализации которой нарабатываются правовая и законодательная базы, используются новые информационные технологии. В настоящее время государство расходует деньги на надзор за безопасностью частной и смешанной форм собственности, т.е. выполняет работу за собственника. Согласно законодательному кодексу, сохранность собственности, обеспечение ее безопасной работы - это обязанность собственника перед государством. Государство, отстаивая интересы своей безопасности, через контролирующие органы должно заставлять частника и лицо, которое руководит собственностью, внедрять на производстве систему управления промышленной безопасностью, которая обеспечит безаварийную работу опасных производственных объектов. Поэтому необходимо создать механизм передачи контрольной деятельности от органов Госгортехнадзора малых объектов в некоторые отрасли - отраслевым или межотраслевым центрам или аккредитованным организациям.

Система управления промышленной безопасностью разработана на базе правового обеспечения (Конституции РФ, федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", концепций системы управления промышленной безопасностью и других нормативных документов).

Руководители предприятия, работники служб, цехов, установок в своей повседневной деятельности руководствуются законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иными актами, постановлениями, а также приказами по заводу. Основными принципами системы управления промышленной безопасностью являются следующие:

  • - управление промышленной безопасностью рассматривается как высший приоритет предприятия;

524

  • - оценка характеристик безопасности и их соответствия политике, целям и задачам организации в области промышленной безопасности и охраны труда;
  • - планирование соответствующих и достаточных ресурсов для достижения необходимого уровня промышленной безопасности предприятия;
  • - оценка процессов, состояния оборудования, систем защиты, необходимых для достижения требуемого уровня промышленной безопасности;
  • - требования к набору и обучению обслуживающего персонала;
  • - разработка соглашений по ответственности персонала за промышленную безопасность;
  • - обеспечение управления рисками и чрезвычайными ситуациями, системой охраны предприятия;
  • - мониторинг за выбросами опасных веществ на объектах;
  • - установление и поддержание связей с внутренними и внешними заинтересованными сторонами (вышестоящие организации, поставщики, подрядчики, общественность и т.д.) в области промышленной безопасности.

Среди части руководителей и предпринимателей существует мнение, что система эколого-промышленной безопасности экономически неэффективна, но это не так. Внедрение современной системы безопасности дает предприятию определенные преимущества в условиях рыночной экономики. Потенциальные выгоды предприятия, связанные с эффективной работой в данном случае, заключаются в следующем: доверие покупателя/заказчика, поддержание хороших отношений с населением, общественностью, удовлетворение критериям инвесторов, улучшение доступа к инвестициям, получение страхового свидетельства оправданной стоимости, поддержание хорошего имиджа предприятия и, как следствие, рыночной стоимости акций, снижение аварийности (что свидетельствует об ответственности персонала предприятия), упрощение получения разрешений и полномочий, поощрение разработок и участие в принятии решений по безопасности объектов, улучшение взаимоотношений между представителями промышленности и руководящими органами.

Систему управления эколого-промышленной безопасностью можно представить в виде следующей структурной схемы, на рис. 5.4.

Политика по управлению эколого-промышленной безопасностью опасных производственных объектов формируется с учетом

525

Рис. 5.4. Система управления эколого-промышленной безопасностью на предприятии
Рис. 5.4. Система управления эколого-промышленной безопасностью на предприятии

526

оценки техногенной нагрузки на окружающую среду (при нормальной эксплуатации и возможных авариях) и достигнутого уровня производительных сил и производственных отношений.

Ниже приведена принципиальная схема формирования политики управления эколого-промышленной безопасностью опасного объекта, состоящая из последовательно взаимосвязанных основных разделов:

  • - анализа промышленной опасности предприятия;
  • - оценки риска технологических процессов;
  • - страхования объекта;
  • - обоснования составляющих компонентов промышленной безопасности;
  • - выявления нарушений промышленной безопасности;
  • - разработки методов снижения опасности объекта;
  • - совершенствования технологических процессов, реконструкции, замены оборудования, ликвидации опасных узлов, объектов;
  • - оптимизации энергоемкости выпускаемой продукции;
  • - набора и обучения кадров;
  • - создания системы ответственности и поощрения работников;
  • - обеспечения контрольной и нормативной базы;
  • - повышения уровня промышленной безопасности;
  • - автоматизированной системы управления производством в целом, включая автоматизированную систему управления технологическими процессами.
  • - системы управления промышленной безопасностью;

Подразделения завода должны обеспечить мониторинг за состоянием опасности объектов, который складывается из системы информационного контроля за эколого-промышленной безопасностью (табл. 5.1). Система информационного мониторинга безопасности завода представлена на рис. 5.5.

Внедрение и функционирование системы по управлению эколого-промышленной безопасностью основываются на политике предприятия по обеспечению безопасности и детальном планировании внедряемых мероприятий. Для эффективного внедрения мероприятий должны создаваться возможности и механизмы поддержки, необходимые для достижения поставленных целей и задач политики по управлению эколого-промышленной безопасностью. Устойчивость системы управления обеспечивается соответствующими ресурсами: кадровыми и финансовыми (при необходимости завод кооперируется с другими организациями).

Для эффективного управления элементы системы по управлению эколого-промышленной безопасностью построены таким образом,

527

Таблица 5.1

Система производственного контроля
за соблюдением требований эколого-промышленной безопасности
внутри предприятия

Информация о факторах, определяющих промышленную безопасность (по функциям главного технолога)
Состояние технологической дисциплины на производстве Ведение технологической документации Готовность к действиям по локализации и ликвидации аварий Качество выполнения технологическим персоналом возложенных на него функций по эколого-промышленной безопасности
Ежемесячный отчет о соблюдении режима технологических процессов (по отчетам технологических цехов и актам проверок технического отдела) Справка о наличии предписаний по отклонениям режимов технологических процессов Ежеквартальная справка о ходе выполнения планов, мероприятий, направленных на выполнение предписаний и устранение отклонений режимов технологических процессов Ежемесячный отчет о выполнении графика контроля технологической документации Справка о наличии предписаний по технологической документации Ежеквартальный отчет о выполнении графика пересмотра регламентов и выполнении предписаний по технологической документации Ежеквартальный отчет о выполнении графика разработки и пересмотра планов ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС)
Справка о наличии предписаний по оперативной части ПЛАС
Учет наличия и анализ:
- причин инцидентов, повлекших за собой отклонения режимов технологических процессов;
- инцидентов, причинами которых явились ошибки персонала при выполнении технологических операций

528

Рис. 5.5. Система информационного мониторинга эколого-промышленной безопасности предприятия
Рис. 5.5. Система информационного мониторинга эколого-промышленной безопасности предприятия

529

что совмещаются с существующими АСУП, АСУТП и включают элементы управления, в т.ч. политику по охране окружающей среды и промышленной безопасности предприятия, размещение ресурсов, операционный функциональный контроль и документацию, информацию и обеспечивающие системы, обучение, разработки, структуру предприятия и распределение полномочий, систему стимулирования и отчетности. Автоматизированная система мониторинга опасности производства во взаимосвязи с интегрированной информационно-управляющей системой (ИИУС) позволяет оперативно и своевременно реагировать на любые отклонения в системе управления эколого-промышленной безопасностью. Например, предложена 4-звеньевая система управления промышленной безопасностью: Совет директоров акционерного общества, Генеральный директор, главные специалисты, заместители директора предприятия, начальники цехов, ИТР, рабочие и ИТР установки. Определена ответственность персонала за эффективное внедрение мероприятий по промышленной безопасности и охране труда и обеспечению требуемых характеристик по безопасности (соблюдение технологических регламентов, инструкций и т.д.). Организационная схема управления качеством окружающей среды, эколого-промышленной безопасностью и охраной труда представлена на рис. 5.6. Работники на всех уровнях имеют полномочия в рамках их ответственности за поддержание требуемых характеристик по эколого-промышленной безопасности (система материального стимулирования за соблюдением норм и правил по эколого-промышленной безопасности).

Важным фактором обеспечения внедрения и функционирования системы по управлению эколого-промышленной безопасностью являются, как уже отмечалось ранее, обучение, умение и знания персонала предприятия. Работники предприятия должны получать знания о воздействиях, которые оказывает их деятельность на промышленную безопасность или о том вреде, который они могут нанести при неправильном выполнении работ. Предприятие должно быть уверено, что подрядчики, работающие вместе с ними, обладают достаточными знаниями и умением, чтобы выполнить работы "безопасным" способом. Повышение уровня безопасности предприятия является одной из важнейших целей политики завода. Для реализации этой цели на предприятии должна приниматься концепция непрерывного совершенствования системы управления промышленной безопасностью и охраной окружающей среды. Это достигается постоянным анализом состояния характеристик системы для оценки возможностей ее совершенствования. Анализ

530

Рис. 5.6. Организационная схема управления охраной окружающей среды и эколого-промышленной безопасностью
Рис. 5.6. Организационная схема управления охраной окружающей среды и эколого-промышленной безопасностью

531

состояния эколого-промышленной безопасности охватывает все аспекты деятельности завода. На основе анализа состояния системы разрабатываются мероприятия по улучшению, которые включают следующие аспекты:

  • - идентификацию областей возможных усовершенствований, которые ведут к улучшению характеристик безопасности;
  • - определение основных причин несоответствий и отклонений; разработку и внедрение плана корректирующих и превентивных мероприятий, документирование необходимых изменений в процедурах, являющихся результатом проводимых усовершенствований;
  • - проведение сравнения состояния системы с поставленными целями и задачами.

Совершенствование системы ведется как в целях повышения надежности полученных данных, так и с целью расширения зон и объектов контроля за промышленной безопасностью. Однако внедрение системы управления экологической и промышленной безопасностью носит определенный временной фактор, так как это связано с материальными и физическими затратами, перестройкой идеологии и системы управления предприятием.

Нормативно-правовое обеспечение является составной частью управления эколого-промышленной безопасностью, заключается в использовании руководителями и другими должностными лицами норм права, установленных Конституцией РФ, Федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, Госгортехнадзора, Госкомэкологии, региональных органов власти, а также локальными нормативными документами. Таким образом проводится юридическое воздействие на объекты управления промышленной и экологической безопасностью, которое способствует повышению уровня безопасности объектов, работников завода и населения региона. Нормативно-правовое обеспечение включает:

  • - соблюдение, применение и исполнение правовых норм действующего законодательства;
  • - разработку и принятие (утверждение) локальных правоустанавливающих и правоприменительных актов (локальные нормы права представляют собой форму юридического закрепления прав предприятия в приказах, инструкциях, стандартах предприятия, положениях, правилах и т.д.);
  • - применение предусмотренной действующим законодательством юридической ответственности и других мер государственного воздействия в соответствии с принципом неотвратимости наказания за нарушение закона.

532

Основополагающим законом, определяющим правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, как уже указывалось ранее, является федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Этим законом установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности, лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности (с предварительным заключением договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта). К нормативно-правовому обеспечению деятельности в управлении эколого-промышленной безопасностью относится также федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которым установлены правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и который направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Помощь в организации работы службы промышленной безопасности может оказать постановление Министерства труда и социального развития "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" от 08.02.2000 г. № 14. Указанные рекомендации разработаны в соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в РФ" в целях оказания помощи организациям в разработке положения о службе охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения.

Важным нормативно-правовым документом обеспечения промышленной безопасности на нефтехимических и нефтеперерабатывающих производствах являются "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-170-97", утвержденные постановлением Госгортехнадзора России. Указанные правила, имеющие статус технического регламента, устанавливают, что все виды деятельности, связанные с проектированием, монтажом, пуско-наладочными работами, эксплуатацией, разработкой (пересмотром) технологических регламентов, нормативно-технической и технологической документации, экспертизой безопасности, проводимой на территории России, могут осуществляться только при наличии лицензии Госгортехнадзора России, оформленной в установленном порядке. Предприятие обязано своевременно, до начала работ, извещать органы Госгортехнадзора о намеченном новом строительстве, реконструкции или изменении технологической

533

схемы взрывопожароопасного объекта. В производствах, имеющих в своем составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, должны быть разработаны меры по предотвращению постороннего несанкционированного вмешательства в ход технологических процессов и по противодействию террористическим проявлениям.

К нормативно-правовому обеспечению управления эколого-промышленной безопасностью следует отнести также приказ Минтопэнерго РФ "О введении в действие нормативных документов по охране труда для предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса Российской Федерации". Данным приказом введены в действие 14 типовых инструкций по охране труда и пожарной безопасности для различных предприятий.

Кроме того, в зависимости от региона, где расположено предприятие, учитываются региональные нормативные акты. Например, для Московского НПЗ важно учитывать программы по охране труда, разработанные Правительством Москвы; нормы, направленные на повышение безопасности и снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на взрывоопасных и пожароопасных объектах, в частности, такие документы, как постановление Правительства Москвы "О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах г. Москвы", "Комплексная программа по охране труда на 1998-2000 годы", "Общие правила охраны труда для организаций г. Москвы".

Основными задачами системы управления экологической и промышленной безопасностью на предприятиях топливно-нефтехимического профиля являются:

  • - постоянный производственный контроль за состоянием факторов, определяющих эколого-промышленную безопасность опасного производственного объекта, т.е. техническое состояние аппаратов, оборудования, трубопроводов, средств промышленной защиты, контроля и автоматики, энергоснабжения и энергопотребления, систем пожаротушения и канализации;
  • - оценка работы по ведению постоянного производственного контроля за эколого-промышленной безопасностью в цехах и подразделениях завода;
  • - проведение особо опасных работ как одной из составляющих производственного контроля за эколого-промышленной безопасностью;
  • - организация и проведение расследования аварий, производственных неполадок, нарушений условий ведения технологических процессов, отказов в работе единичного оборудования;

534

  • - обеспечение соответствия применяемых на заводе технологий, технических устройств, проектно-конструкторских решений действующим правилам, нормам и положениям охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии;
  • - обучение и подготовка обслуживающего и ремонтного персонала в соответствии с действующими квалификационными требованиями;
  • - сбор и анализ достоверной информации о состоянии условий эколого-промышленной безопасности в цехах и подразделениях, разработка и реализация мероприятий по совершенствованию системы управления экологической и промышленной безопасностью;
  • - обеспечение состояния трудовой и производственной дисциплины работников, полнота и качество выполнения возложенных на них функциональных обязанностей, определяемых действующими законодательными актами, нормативными документами, правилами и инструкциями.

За допущенные нарушения правил промышленной безопасности и охраны труда (в зависимости от их значимости (опасности) и последствий) к нарушителю (виновному лицу) могут быть применены:

  • - беседа у руководителя цеха, подразделения, предприятия;
  • - внеочередная проверка знаний;
  • - снижение размера премии по итогам работы за месяц;
  • - лишение премии по итогам работы за месяц;
  • - наложение дисциплинарного взыскания приказом по заводу;
  • - расторжение трудового договора по инициативе администрации;
  • - привлечение к материальной ответственности для возмещения причиненного ущерба;
  • - привлечение к административной ответственности за нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности по ст. 88 Кодекса об административных правонарушениях РФ. По указанной статье Кодекса к ответственности привлекаются должностные лица, допустившие неоднократное (два или более раз) нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора;
  • - уголовная ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах по ст. 217 уголовного кодекса (УК) РФ.

Уголовная ответственность наступает за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, если это могло повлечь

535

или повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия. Объективная сторона данного преступления характеризуется действием (либо бездействием) - нарушением правил безопасности на взрывоопасных объектах, возможными в результате этого последствиями (в виде смерти человека или иных тяжких последствий) и причинной связью между нарушением правил и указанными последствиями. К иным тяжким последствиям при привлечении к ответственности по ст. 217 УК РФ следует отнести причинение тяжкого вреда здоровью нескольких людей, а также причинение крупного материального ущерба (например, разрушение цеха). Субъектом данного преступления являются как должностное лицо, так и другие работники, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством.

Улучшение качества управления промышленной безопасностью достигается на основе неуклонного применения сочетания централизованных (федеральных законов) и локальных норм права, применяемых непосредственно на заводе.

Согласно ст. 244 КЗОТ РФ, государственный надзор и контроль на предприятиях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции. Кроме того, контроль, согласно п. 2 указанной статьи КЗОТ, осуществляют профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда (согласно положениям об этих инспекциях).

В соответствии со ст. 245 КЗОТ РФ государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности осуществляется (наряду с технической инспекцией профессиональных союзов) Государственным комитетом РФ по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору и местными органами. Данный надзор, наряду с другими отраслями, осуществляется и в нефтеперерабатывающей промышленности, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа.

Статья 246 КЗОТ РФ предусматривает Государственный энергетический надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок. В систему органов Государственного энергетического надзора входят:

  • - Главное управление Государственного энергетического надзора Министерства и энергетики РФ;

536

Рис. 5.7. Схема нормативно-правового обеспечения управления экологической и промышленной безопасностью предприятия на примере Московского НПЗ
Рис. 5.7. Схема нормативно-правового обеспечения управления экологической и промышленной безопасностью предприятия на примере Московского НПЗ

537

  • - региональное управление Государственного энергетического надзора;
  • - отделение Государственного энергетического надзора.

Надзор за соблюдением предприятиями гигиенических норм и санитарно-гигиенических правил осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ, а также его территориальными учреждениями.

Обобщенный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляется профессиональными союзами, а также общественными инспекторами и комиссиями соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия.

Общая схема нормативно-правового обеспечения управления эколого-промышленной безопасностью на примере "Московского НПЗ" представлена на рис. 5.7.

Совершенствование системы управления экологической и промышленной безопасностью является важной государственной задачей, от решения которой в значительной степени зависит развитие многих опасных отраслей промышленности, экологическое состояние окружающей среды и защита общества от аварийных ситуаций опасных производственных объектов.

Вопросы:

  • Перечислите последовательность мер по управлению промышленной безопасностью на примере предприятия топливно-нефтехимического профиля.
  • На примере предприятия топливно-нефтехимического профиля охарактеризуйте каждый из элементов производственной системы организации управления экологической и промышленной безопасностью предприятия.
  • Какие меры следует предпринимать для улучшения защиты от аварийных ситуаций?
  • Какие нормативно-правовые акты направлены на повышение ответственности персонала и руководителей опасных предприятий?
  • Какие направления включает юридическо-правовое обеспечение промышленной безопасности?
  • Какие выгоды получают предприятия от системы эколого-промышленной безопасности?

538



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved