|
|
|
|
|
В табл. 4.44 приведены требования на дизельные топлива в соответствии с европейским стандартом EN590.
Важнейшими показателями ДТ являются цетановые числа и температура застывания. Из приведенных данных следует, что к 2005 г. планируется переход на экологически чистые ДТ с наилучшими качественными показателями. При этом содержание серы планируется снизить на порядок. Это понятно, так как в основных требованиях зарубежных спецификаций на дизельные топлива содержание серы нормируется не более 0,05% масс. (США и страны-члены ЕС, в Швеции для некоторых марок не более 0,005
409
и 0,001%). Содержание ароматических углеводородов не более 10% нормируется только в штатах США. В европейском стандарте EN-590 содержание АУ не нормируется; содержание серы не должно превышать 0,05% масс.
Нормы на предельные уровни выбросов автомобилями ОГ постоянно ужесточаются (табл. 4.45, 4.46).
Требования к современным и перспективным топливам в США определяются поправкой к Закону о чистом воздухе и предложениями, разрабатываемыми Агентством по охране окружающей среды (ЕРА). В России экологическое законодательство базируется на Законе об охране окружающей среды.
Таблица 4.44
Европейская спецификация на дизельное топливо EN590
Показатель |
1993г. |
1998 г. |
2005 г.* |
Цетановое число |
45 |
49 |
53 |
Плотность (15°С), г/л |
- |
820-860 |
<845 |
Фракционный состав (95% об.), °С |
- |
370 |
340 |
Тк. к, °С |
- |
- |
350 |
Полиароматические соединения, % |
- |
- |
2 |
Содержание серы, % |
0,2 |
0,05 |
0,003-0,005 |
Смазывающая способность |
- |
460** |
- |
Защита от коррозии |
- |
- |
Вводится |
Моющая способность |
- |
- |
Вводится |
* Европейский парламент одобрил спецификацию до 2005 г. ** действует до 1999 г.
Таблица 4.45
Нормы токсичности ОГ дизелей мощностью более 150 кВт, г/кВт·ч
Страна |
СО |
Углеводороды |
NOX |
тч |
ЕЭС |
4 |
1,1 |
7,0 |
0,15 |
|
4 |
1,1 |
7,0 |
0,15 |
Швейцария |
4,9 |
1,23 |
9,0 |
0,7 |
Австрия |
4,9 |
1,23 |
9,0 |
0,4 |
Швеция |
4,9 |
1,2 |
9,0 |
- |
|
4,9 |
1,2 |
9,0 |
0,35-0,45 |
|
2,0 |
0,6 |
7,0 |
0,15 |
Норвегия |
4,9 |
1,2 |
7,0 |
0,4 |
Нидерланды |
5 |
1,25 |
9,0 |
- |
США |
20,9 20,9 |
1,76 1,76 |
6,7 6,7 |
0,34 0,14 |
410
Таблица 4.46
Нормы вредных выбросов для автомобилей, г/км
Оксид углерода, СО |
2,1 |
13-25* |
2,72 |
Углеводороды, СН |
0,25 |
- |
- |
Оксиды азота, NOX |
0,63 |
- |
- |
Сумма СН + NOX |
- |
4,8-7* |
0,97 |
* - в зависимости от контрольной массы
Кроме того, в Европе действует спецификация EN590, в которую входит шесть классов топлив в зависимости от климатических поясов (табл. 4.47).
В табл. 4.48 приведены показатели качества различных дизельных топлив: ДК-1 - дизельное топливо США низкого качества; ДК-2 - дизельное топливо США среднего качества; ДК-3 - западноевропейское дизельное топливо хорошего качества; ДК-4 - экспериментальное топливо, полученное в результате глубокой гидроочистки дизельных фракций и характеризующееся высоким значением цетанового числа и низким содержанием серы.
В табл. 4.49 и на рис. 4.5 показаны относительные величины выбросов вредных веществ автомобилем, эксплуатируемым на указанных топливах (за 100% приняты выбросы при работе на дизельном топливе ДК-3).
Во всех странах принимаются правительственные постановления, ужесточающие требования к моторным топливам, в частности к дизельным, по содержанию серы, азота и ароматических углеводородов. Некоторые действующие нормы и экологически чистые дизельные топлива (ЭЧДТ) представлены в табл. 4.50.
Нефтеперерабатывающей промышленностью России вырабатывается дизельное топливо (в соответствии с ГОСТом) трех марок:
- - Л - летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха 0°С и выше;
- - 3 - зимнее, применяемое при температурах до -20°С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь Тзаст ≤ -35°С и Тп ≤ -25°С);
- - или зимнее, применяемое при температурах до -30°С (тогда топливо должно иметь Тзаст ≤ -45°С и Тп = -35°С);
- - марки А - арктическое, температура которого устанавливается до -50°С.
411
Таблица 4.47
Классификация дизельных топлив по климатическим поясам
Страна |
Класс |
ПТФ*, °С |
Зимнее |
Летнее |
Австрия |
F |
-20 |
5 |
Бельгия |
Е |
-15 |
0 |
Дания |
F |
-20 |
0 |
Франция |
Е, F |
-20; -15 |
0 |
Германия |
F |
-20 |
0 |
Великобритания |
Е |
-15 |
-5 |
Греция |
С |
-5 |
5 |
Италия |
D |
-10 |
0 |
Нидерланды |
Е |
-15 |
0 |
Португалия |
D |
-10 |
0 |
Испания |
D |
-10 |
0 |
Швейцария |
F |
-20 |
-10 |
Финляндия |
Арктическое, кл.2 |
-16** |
-32 |
Норвегия |
Арктическое, кл.1 |
- 10** |
-20 |
Швеция |
Арктическое, кл.1, 2,3 |
-10;-16;-20** |
-20; -26; -32 |
* ПТФ - предельная температура фильтруемосш. ** ТП - температура помутнения.
Таблица 4.48
Свойства дизельных топлив
Показатель |
ДК-1 |
ДК-2 |
ДК-3 |
ДК-4 |
Плотность при 15°С, г/см3 |
0,870 |
0,871 |
0,842 |
0,816 |
Цетановое число |
40,2 |
45,6 |
52,2 |
64,3 |
Содержание: |
|
|
|
|
серы, % масс. |
0,27 |
0,47 |
0,24 |
0,01 |
ароматических углеводородов, % об. |
52,0 |
34,1 |
35,0 |
8,8 |
Таблица 4.49
Относительные величины выброса вредных веществ различных дизельных топлив, % масс.
Марка топлива |
Углеводороды |
Оксиды углерода |
Оксиды азота |
Твердые частицы |
ДК-3 |
100 |
100 |
100 |
100 |
ДК-1 |
196 |
142 |
108 |
145 |
ДК-2 |
151 |
121 |
103 |
141 |
ДК-4 |
61 |
78 |
93 |
67 |
412
Рис. 4.5. Влияние качества дизельного топлива на выбросы вредных веществ для автомобиля с дизельным двигателем: 1, 2, 3, 4 - дизельное топливо ДК-1, ДК-2, ДК-3, ДК-4 соответственно
Приняты технические условия на дизельное летнее экологически чистое топливо (ДЛЭЧ) без ограничения содержания ароматических углеводородов и ДЛЭЧ-В с ограничением содержания ароматических углеводородов, а также дизельное арктическое экологически чистое (ДАЭЧ) с ограничением содержания ароматических углеводородов (табл. 4.51).
Содержание серы в дизельном топливе марок Л и 3 не превышает 0,5%, а марки А - 0,4%; для топлив высшей категории качества этот параметр не должен превышать 0,2%. Топливо получают компаундированием прямогонных гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от перерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,8-1,0%.
Дизельное топливо утяжеленного фракционного состава вырабатывается для применения в летний период времени. Оно отличается
413
Таблица 4.50
Показатели качества экологически чистых дизельных топлив
Показатель |
США с 1993 г. |
Швеция |
ЕЭС* |
Япония с 1997 г. |
Закон о чистом воздухе |
шт. Калифорния |
I кл. |
II кл. |
III кл. |
Плотность, кг/м3 |
830-860 |
830-860 |
800-820 |
800-820 |
800-830 |
- |
- |
Содержание серы, млн-1, не более |
500 |
500 |
10 |
50 |
500 |
500 |
500 |
Содержание азота, млн-1 , не более |
- |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
Содержание ароматических угле- |
|
|
|
|
|
|
|
водородов, % об., не более |
35 |
10 |
5 |
10 |
25 |
- |
- |
Цстановый индекс, не менее |
40 |
48 (ЦЧ) |
50 |
47 |
47 |
- |
- |
Температура, °С: |
|
|
|
|
|
|
|
и. к. |
171 |
170-215 |
180 |
180 |
180 |
- |
- |
к. к. |
349 |
305-350 |
300 |
310 |
330 |
- |
- |
* в странах ЕЭС 25% ЭЧДТ выпускают с 1995 г., полный переход - в 1996 г.
414
более высокой (на 20-30°С) температурой конца кипения - до 360°С. Вырабатывают также дизельное топливо экспортное с содержанием серы до 0,2%.
Таким образом, по уровню содержания серы и аренов новые российские топлива не уступают лучшим зарубежным (кроме шведских).
Законодательство промышленно развитых стран нормирует предельные нормы токсичных выбросов двигателями внутреннего сгорания и содержание вредных компонентов в топливах. Общепризнанными лидерами в области экологического законодательства являются ФРГ, США и скандинавские страны.
Для городов с высокой плотностью автопарка разработано городское дизельное топливо, предназначенное, в частности, для использования в условиях г. Москвы (табл. 4.52).
Таким образом, наиболее важной задачей в производстве топлив является удовлетворение растущего спроса в условиях более жестких требований на экологические и потребительские свойства топлив. Для решения этой задачи потребуется увеличить глубину очистки продуктов, степень гибкости и рентабельности новых технологических решений.
Таблица 4.51
Физико-химические показатели экологически чистых дизельных топлив
Показатель |
Летнее |
Арктическое |
ДЛЭЧ |
ДЛЭЧ-В |
ДАЭЧ |
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
40 |
Фракционный состав, °С: |
|
|
|
50%, не выше |
280 |
280 |
255 |
96%, не выше |
360 |
360 |
330 |
Температура застывания, °С, не выше |
-10 |
-10 |
-55 |
Массовая доля серы, %, не более |
I вид - 0,05 |
I вид - 0,05 |
0,05 |
|
II вид - 0,2 |
II вид- 0,2 |
|
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более |
Не нормируется |
I вид - 10 |
I вид - 10 |
|
|
II вид - 20 |
II вид - 20 |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более |
860 |
860 |
860 |
415
Таблица 4.52
Характеристики городского дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами
Показатель |
Нормы для марок |
ДЭК-Л |
ДЭК-3 |
ДЭКп-Л |
ДЭКп-3, -15°С |
ДЭКп-3, -20°С |
Цетановое число, не менее |
49 |
45 |
49 |
45 |
45 |
Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше: |
|
|
|
|
|
50% |
280 |
280 |
280 |
280 |
280 |
96% (конец перегонки) |
360 |
340 |
360 |
360 |
360 |
Кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
3,0-6,0 |
1,8-6,0 |
1,8-6,0 |
Температура, °С, не выше: |
|
|
|
|
|
застывания |
-10 |
-35 |
-10 |
-25 |
-35 |
предельной фильтруемости |
-5 |
-25 |
-5 |
-15 |
-25 |
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: |
|
|
|
|
|
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин |
62 |
40 |
62 |
40 |
40 |
для дизелей общего назначения |
40 |
35 |
40 |
35 |
35 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: |
|
|
|
|
|
вида I |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
вида II |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Йодное число, г I2/100 r топлива |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Коэффициент фильтруемости (до введения присадки в топливо), не более |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более |
860 |
860 |
860 |
860 |
860 |
Примечание. Для дизельных топлив всех марок: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; испытание на медной пластине - выдерживают.
416
Основными направлениями увеличения ресурсов ДТ являются:
- - расширение фракционного состава топлива;
- - вовлечение в состав суммарного фонда ДТ дистиллятов вторичного происхождения - газойлей каталитического крекинга и коксования.
Важно отметить, что, несмотря на качественное улучшение отечественных топлив за последние годы, снижение содержания серы и АУ в дизельных топливах по-прежнему остается актуальной проблемой.
В соответствии с требованиями EN 590 основные прогнозируемые показатели качества дизтоплива в России (по материалам "О стратегии развития нефтеперерабатывающей промышленности в России до 2020") следующие:
Показатели |
2000 г. |
2010 г. |
2020 г. |
Массовая доля серы, % |
0,035-0,05 |
0,035 |
0,005 |
Содержание АУ, % |
- |
15 |
10 |
Содержание полициклических АУ, % |
Не нормируется |
11 |
3 |
Цетановое число |
45 |
49-51 |
53 |
Для обеспечения качества и ассортимента дизельных топлив необходимо обеспечить производство депрессорных, моющих, противоизносных и других присадок, особая роль отводится процессам гидроочистки.
- В чем заключается техническое назначение дизельного топлива?
- Какие продукты горения дизельных топлив наиболее опасны для среды обитания человека?
- Чем различаются стандарты на дизельное топливо, существующие в России и за рубежом?
- Какие показатели качества отечественных дизельных топлив наиболее важны с точки зрения экологии?
- Назовите физико-химические свойства и дайте классификацию дизельных топлив.
- Дайте характеристику основным маркам отечественного дизельного топлива.
417
|
|
|
|
|
|