Дизельные топлива, газообразные и твердые продукты их сгорания являются одними из главных источников загрязнения окружающей среды. Атмосфера загрязняется оксидами серы, азота, а также твердыми углеводородными системами, в том числе опасными ароматическими углеводородами (АУ). С продуктами сгорания ДТ в России ежегодно выбрасывается до 500 тыс. т сернистого ангидрида, около 1,5 млн. т углеводородов и 1-1,5 млн. т твердых частиц, основная масса которых приходится на сажу. Суммарный выброс вредных веществ с учетом действующих норм составляет около 14 млн. т/год; по некоторым данным этот показатель на 45-50% выше.
Установлена зависимость между содержанием в дизельном топливе серы (S, %), АУ (А, %), температурой 90%-ной точки перегонки (Т9о, °С) и количеством твердых частиц (ТЧ, г/кВт-ч) отработанных газов (ОГ) дизельного двигателя:
ТЧ = 10-4 [18А + 5,6Т90 + 5200S + 400].
Зависимость иллюстрируется рис. 4.4. Экологическая опасность дизельной сажи увеличивается за счет адсорбции на ее поверхности полициклических ароматических углеводородов, в том числе высококанцерогенных бенз(а)пирена и нитрозоаминов.
Обычно содержание АУ в дизельных топливах, вырабатываемых отечественной промышленностью, колеблется в пределах 20-35%. Установлена общая тенденция, характерная для всех типов двигателей: чем выше общее содержание АУ, тем больше в выхлопе пирена и бенз(а)пирена. Косвенными характеристиками содержания АУ являются такие показатели, как плотность, цетановое число, вязкость. Повышение плотности с 800 до 860-870 кг/м3 приводит к увеличению количества ТЧ в 2-3 раза, а увеличение содержания АУ с 15 до 27% - в 5 раз. Уменьшение цетанового числа с 52 до 40 ед. приводит к увеличению эмиссии ТЧ примерно в 2 раза.
Наибольшее влияние на выбросы ТЧ оказывают АУ. Так, при увеличении содержания АУ в топливе с 5 до 24% удельные выбросы
407
Рис. 4.4. Влияние содержания серы (А - 0,2%, Б - 0,55%) в дизельном топливе на выбросы ТЧ в составе ОГ: 1 - твердые углеродистые частицы, 2 - связанная вода, 3 - сульфаты, 4 - растворимая органическая фаза, ТЧ - твердые частицы дизельного топлива
ТЧ возрастают на 54%. При повышении конца кипения ДТ увеличивается содержание би- и полициклических АУ, причем наиболее значительно для образцов, выкипающих в пределах 180-380 и 180-400°С по ИТК (табл. 4.43), что, в свою очередь, приводит к повышению дымности.
Из гетероорганических соединений, входящих в состав ДТ, наиболее опасным воздействием на окружающую среду отличаются сернистые и азотистые соединения. Сернистые соединения сгорают в дизельных двигателях в основном до диоксида серы и частично до триоксида (1-2%). Эти вещества вызывают коррозию металлов, разрушение металлоконструкций и дорог, кислотные дожди. В России вырабатывается более 40 млн. т/год ДТ. Как уже отмечалось, выпуск малосернистых ДТ (содержание серы менее 0,2% масс.) составляет до 60%, остальные содержат серу до 0,2-0,5% масс. За рубежом проблема производства малосернистых топлив не менее актуальна, что учтено в последних европейских и американских национальных и международных стандартах.
408
Таблица 4.43
Влияние температуры кипения дизельного топлива на содержание
и состав ароматических углеводородов
Показатель |
Конец кипения по ИТК, °С* |
300 |
320 |
340 |
360 |
380 |
400 |
Фракционный состав, °С: |
|
|
|
|
|
|
10% |
226 |
230 |
237 |
238 |
242 |
245 |
50% |
253 |
264 |
277 |
287 |
294 |
305 |
90% |
279 |
294 |
317 |
336 |
353 |
- |
к. к. /выход, % |
293/99 |
308/98 |
332/98 |
352/98 |
360/95 |
360/85 |
Содержание АУ, %, |
34,1 |
21,0 |
24,2 |
30,5 |
29,1 |
30,5 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
моноциклические |
25,1 |
13,5 |
14,0 |
19,8 |
15,6 |
18,1 |
бициклические |
8,7 |
6,7 |
8,7 |
8,8 |
10,9 |
9,3 |
полициклические |
0,33 |
0,82 |
1,50 |
1,90 |
2,60 |
3,10 |
* н. к. 180°С.
- В чем заключаются факторы отрицательного воздействия на окружающую среду дизельного топлива?
- Перечислите твердые, газообразные и жидкие опасные для человека продукты горения дизельных топлив?
- Как связаны между собой эксплуатационные и экологические характеристики дизельных топлив?
- Какие углеводороды, содержащиеся в дизельных топливах, наиболее опасны для окружающей среды?
409