|
|
|
|
|
Основными компонентами для приготовления автомобильных бензинов являются продукты каталитического риформинга и каталитического крекинга, в составе которых содержится значительное количество ароматических углеводородов и бензола. Поэтому для
395
получения экологически чистых бензинов соответствующего качества необходимо изменение технологии их изготовления. Так, при переработке облегченного сырья (к. к. 151°С) на установке каталитического риформинга значительно возрастает содержание бензола в стабильном катализате (до 6,4%). Для получения бензина с улучшенными экологическими показателями по содержанию бензола требуется утяжелять сырье каталитического риформинга. Уменьшения содержания ароматических углеводородов можно достигнуть за счет снижения жесткости процесса риформинга, при этом октановое число можно увеличить добавлением в бензин кислородсодержащих добавок (например, МТБЭ). Для снижения давления насыщенных паров бензина необходимо уменьшать в его составе содержание бутанов, исключив вовлечение бутан-бутиленовой фракции. Кроме того, при введении бензина висбрекинга в бензин каталитического крекинга (3% на нестабильный бензин каталитического крекинга) ухудшается качество бензина по содержанию общей и меркаптановой серы с 0,02 до 0,08 и с 0,004 до 0,0076% масс, соответственно.
В табл. 4.37 приводятся показатели качества основных компонентов бензина.
Технологическая схема для выработки качественных товарных бензинов (на примере Московского НПЗ), приведенная на рис. 4.2, включает: первичную перегонку нефти на ЭЛОУ-АВТ-6 (жесткая схема ЭЛОУ-АТ-6 - вторичная перегонка), каталитический риформинг, каталитический крекинг, висбрекинг, гидроочистку, блок компаундирования, производство серы. Распределение компонентов бензина по маркам приведено в табл. 4.38. Количество каждого из компонентов определяется расчетом октанового числа смеси по правилу аддитивности в зависимости от фактических показателей октанового числа исходных компонентов. На основании расчетных данных по компонентному составу бензинов составляются смеси бензина и определяются их основные показатели качества.
На основании выполненного комплекса исследований (в том числе, оптимизация и внедрение технологических процессов производства высокооктановых компонентов бензина) разработаны и технические условия на бензины с улучшенными экологическими характеристиками (табл. 4.39).
Улучшение экологических характеристик бензинов присадками. Как уже отмечалось, одним из методов получения моторных топлив с улучшенными экологическими показателями является использование различного рода присадок.
396
Таблица 4.37
Показатели качества основных компонентов бензина
Компонент бензина |
Плотность, г/м3 |
Фракционный состав, % масс. |
Тк. к., °С |
Содержание, % масс. |
Октановое число |
до 70°С |
до 100°С |
до 180°С |
серы |
бензола |
м. м. |
и. м. |
Стабильный катализат КР |
0,772 |
3 |
26 |
94 |
188 |
Отсутствие |
4,2 |
85 |
94,5 |
Стабильный катализат КК |
0,746 |
23 |
44 |
88 |
213 |
0,07 |
0,8 |
81 |
91 |
ББФКК |
- |
- |
- |
- |
- |
0,1* |
- |
93 |
97 |
Легкие компоненты |
- |
- |
- |
- |
- |
0,04-0,05 |
- |
67 |
71 |
Прямогонные 22/4 |
0,72 |
3 |
38 |
100 |
178 |
0,05 |
0,04 |
40 |
42 |
Компоненты сГФУ |
- |
- |
- |
- |
- |
0,05 |
- |
90 |
92 |
* без очистки ББФ (при очистке - 0,04%); КР - каталитический риформинг; КК - каталитический крекинг.
Таблица 4.38
Компоненты бензинов с улучшенными экологическими характеристиками (ЭК)
Компонент бензина |
АИ-95 ЭК |
АИ-92 ЭК |
АИ-80 ЭК |
% на бензин |
% на бензин |
% на бензин |
Стабильный катализат 35/11-1000 |
49,01 |
42,27 |
18,93 |
Стабильный катализат Г-43-107 |
36,33 |
50,72 |
41,59 |
ББФ Г-43-107 |
4,8 |
3,09 |
- |
Конденсат с факела |
- |
- |
0,3 |
Фр. 100-180°С (22/4) |
- |
- |
7,12 |
Компонент ГФУ |
- |
- |
6,82 |
Отгон гидроочищенный (24/5) |
- |
- |
0,8 |
Фр. 62-85°С (АВТ-6) |
- |
- |
- |
МТБЭ |
9,86 |
0,81 |
- |
397
Рис. 4.2. Принципиальная схема технологии производства топлив с улучшенными экологическими характеристиками. Потоки: I - газы; II - топливо; III - компоненты приготовления бензинов (алкилат, МТБЭ); IV - котельное топливо; V - нефть; VI - на производство серы; VII - топливо гидроочищенное
398
Таблица 4.39
Характеристики бензинов с улучшенными экологическими показателями
Показатель |
АИ-80ЭК |
АИ-92ЭК |
АИ-95ЭК |
АИ-98ЭК |
ТУ 38.401-58-171-96 |
Октановое число, моторный метод |
76,0 |
83 |
85,0 |
88,0 |
Октановое число, исследовательский метод |
80 |
92 |
95 |
98 |
Содержание свинца, г/дм3, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
смолы, мг/ 100 см3, не более |
5 |
5 |
5 |
5 |
Индукционный период, мин, не менее |
360 |
360 |
360 |
360 |
Объемная доля, % бензола, не более |
3 |
3 |
5 |
5 |
Давление насыщенных паров, кПа с апреля по октябрь |
35-70 |
35-70 |
35-70 |
35-70 |
Массовая доля серы, % масс., не более |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Плотность при 15 °С, кг/м3 |
780 |
780 |
780 |
780 |
399
Рис. 4.3. Схема получения бензинов с улучшенными экологическими характеристиками с применением присадок
Схема получения бензинов с применением присадок приведена на рис. 4.3.
Таким образом, современные технологии позволяют производить широкий ассортимент качественных моторных топ лив.
- Укажите основные принципы производства товарных бензинов с улучшенными экологическими характеристиками.
- Какие нефтяные фракции используют для производства экологически чистых бензинов?
400
|
|
|
|
|
|