Повышение эксплуатационных и экологических требований к моторным топливам в условиях ухудшения качества нефтей и вовлечения в состав топлива все большего количества нефтепродуктов вторичного происхождения привело к широкому использованию присадок различного назначения. Актуальность применения топливных присадок возрастает в связи с чрезвычайно жесткими ограничениями на содержание токсичных продуктов сгорания в атмосфере. Среди таких разнообразных способов снижения токсичности отработанных газов, как совершенствование конструкции двигателя, использование каталитических конверторов, улучшение качества топлив и введение специальных присадок, именно последний способ является наиболее экономичным. Особенно эффективно сочетание использования присадок с другими методами сокращения вредных воздействий продуктов сгорания.
За рубежом топливные присадки производят многочисленные нефтяные и химические фирмы. К основным зарубежным фирмам-продуцентам и поставщикам присадок широкого спектра действия относятся: Amoko Petroleum, Additives, Ethyl Corp., BASF, Lubrisol, Texaco, Mobil, Shell, Granite Additives, Chevron, Paramins (Exxon), BP, IFP, Total, Elf, Nipon Oil и др.
Этапы развития производства топливных присадок представлены ниже (табл. 4.20).
363
Таблица 4.20
Развитие производства топливных присадок
1-е поколение |
2-е поколение |
3-е поколение |
4-е поколение |
Антифриз |
Карбюраторный детергент; коррозионный ингибитор; антифриз; растворитель |
Детергент, несущая жидкость; коррозионный ингибитор; деэмульгатор; антифриз; растворитель. |
3-е поколение + повышение и контроль октанового числа; очистка и контроль камеры сгорания от нагара. |
Статистика показывает, что транспортные средства, эксплуатирующиеся на топливе с присадками, более надежны и требуют меньших затрат на ремонт. Кроме того, достигается экономия расхода топлив в среднем на 4%. Объем рынка и потребность в топливных присадках по оценкам фирмы БАСФ составляет 600 млн. долларов США (табл. 4.21).
Таблица 4.21
Потребление топлива и топливных присадок
Страна |
Потребление топлива, млн. т |
Присадочное топливо, % |
Потребление присадок, тыс. т |
Северная Америка |
360 |
90 |
220 |
Западная Европа (без Германии) |
93 |
50-60 |
35 |
Германия |
32 |
90 |
24 |
Япония |
50 |
20 |
4 |
Другие страны |
125 |
10 |
6 |
Таблица 4.22
Прирост потребления присадок к топливам в США
Наименование |
Средний прирост за 10 лет, % в год |
Ингибиторы коррозии |
3,1 |
Антиоксиданты |
2,9 |
Депрессоры и вязкостные присадки |
3,4 |
Стабилизаторы и диспергенты |
4,2 |
Прочие присадки (антиобледенители, моющие, деактиваторы металлов и др.) |
1,3 |
364
Мировое производство топливных присадок насчитывает сотни тысяч тонн. Причем наиболее быстрыми темпами увеличивается использование присадок, улучшающих химическую и термическую стабильность топлив (табл. 4.22). Предположительный среднегодовой прирост потребления детергентно-диспергирующих присадок к топливам оценивается в 6,7%.
По мере ужесточения требований к качеству бензинов ассортимент таких присадок постоянно расширяется. В настоящее время применяются присадки для повышения детонационной стойкости и химической стабильности, улучшения защитных, моющих и противоизносных свойств бензинов, антиобледенительные и биоцидные присадки.
- Охарактеризуйте основные этапы развития технологии топливных присадок.
- В чем заключается положительная роль присадок к моторным топливам?
- За счет каких факторов проявляется экономическая эффективность присадок?
- Какие функции присадок к моторным топливам вам известны?
365