4.3. Улучшение экологических
характеристик моторных топлив
присадками

Повышение эксплуатационных и экологических требований к моторным топливам в условиях ухудшения качества нефтей и вовлечения в состав топлива все большего количества нефтепродуктов вторичного происхождения привело к широкому использованию присадок различного назначения. Актуальность применения топливных присадок возрастает в связи с чрезвычайно жесткими ограничениями на содержание токсичных продуктов сгорания в атмосфере. Среди таких разнообразных способов снижения токсичности отработанных газов, как совершенствование конструкции двигателя, использование каталитических конверторов, улучшение качества топлив и введение специальных присадок, именно последний способ является наиболее экономичным. Особенно эффективно сочетание использования присадок с другими методами сокращения вредных воздействий продуктов сгорания.

За рубежом топливные присадки производят многочисленные нефтяные и химические фирмы. К основным зарубежным фирмам-продуцентам и поставщикам присадок широкого спектра действия относятся: Amoko Petroleum, Additives, Ethyl Corp., BASF, Lubrisol, Texaco, Mobil, Shell, Granite Additives, Chevron, Paramins (Exxon), BP, IFP, Total, Elf, Nipon Oil и др.

Этапы развития производства топливных присадок представлены ниже (табл. 4.20).

363

Таблица 4.20

Развитие производства топливных присадок

1-е поколение 2-е поколение 3-е поколение 4-е поколение
Антифриз Карбюраторный детергент; коррозионный ингибитор; антифриз; растворитель Детергент, несущая жидкость; коррозионный ингибитор; деэмульгатор; антифриз; растворитель. 3-е поколение + повышение и контроль октанового числа; очистка и контроль камеры сгорания от нагара.

Статистика показывает, что транспортные средства, эксплуатирующиеся на топливе с присадками, более надежны и требуют меньших затрат на ремонт. Кроме того, достигается экономия расхода топлив в среднем на 4%. Объем рынка и потребность в топливных присадках по оценкам фирмы БАСФ составляет 600 млн. долларов США (табл. 4.21).

Таблица 4.21

Потребление топлива и топливных присадок

Страна Потребление топлива, млн. т Присадочное топливо, % Потребление присадок, тыс. т
Северная Америка 360 90 220
Западная Европа (без Германии) 93 50-60 35
Германия 32 90 24
Япония 50 20 4
Другие страны 125 10 6

Таблица 4.22

Прирост потребления присадок к топливам в США

Наименование Средний прирост за 10 лет, % в год
Ингибиторы коррозии 3,1
Антиоксиданты 2,9
Депрессоры и вязкостные присадки 3,4
Стабилизаторы и диспергенты 4,2
Прочие присадки (антиобледенители, моющие, деактиваторы металлов и др.) 1,3

364

Мировое производство топливных присадок насчитывает сотни тысяч тонн. Причем наиболее быстрыми темпами увеличивается использование присадок, улучшающих химическую и термическую стабильность топлив (табл. 4.22). Предположительный среднегодовой прирост потребления детергентно-диспергирующих присадок к топливам оценивается в 6,7%.

По мере ужесточения требований к качеству бензинов ассортимент таких присадок постоянно расширяется. В настоящее время применяются присадки для повышения детонационной стойкости и химической стабильности, улучшения защитных, моющих и противоизносных свойств бензинов, антиобледенительные и биоцидные присадки.

Вопросы:

  • Охарактеризуйте основные этапы развития технологии топливных присадок.
  • В чем заключается положительная роль присадок к моторным топливам?
  • За счет каких факторов проявляется экономическая эффективность присадок?
  • Какие функции присадок к моторным топливам вам известны?

365



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved