Изменение состояния биосферы происходит под влиянием естественных и антропогенных воздействий. В отличие от естественных воздействий, необратимые изменения биосферы под влиянием антропогенных факторов интенсивны, кратковременны, но могут происходить и за длительное время. Одним из факторов антропогенного воздействия является воздействие углеводородных систем (глава 1). По энергонасыщенности и по своему действию на природу процессы переработки углеводородных систем сопоставимы с естественными (природными) процессами, протекающими в течение тысяч и даже миллионов лет. При этом появляется необходимость выделения этих изменений окружающей среды на фоне естественных, организации системы наблюдений за состоянием биосферы под влиянием производства.
Для изучения и решения экологических проблем необходимо создание информационных систем, характеризующих фактическое состояние окружающей среды. Вопросы наблюдения за фактическим состоянием окружающей среды являются также ключевыми при разработке, осуществлении и оценке эффективности природоохранных мероприятий. Данные мероприятия проводятся для снижения антропогенной нагрузки на природную среду и для принятия решений о природоохранной деятельности. Прежде всего, нужна информация о фактическом состоянии окружающей среды. Основным источником информации, характеризующим состояние окружающей среды, являются результаты аналитических измерений.
185
В зависимости от поставленных задач аналитические измерения могут осуществляться в следующих целях:
- - контроля происходящих в окружающей среде изменений и выявления вызвавших их причин;
- - получения вторичной информации (статистическая обработка), основанной на результатах наблюдений или контроля;
- - прогнозирования тенденций изменения экологической обстановки на различных уровнях.
Напомним, что в главе 1 дано определение мониторинга как системы наблюдений, измерений, оценки и прогноза состояния окружающей среды в соответствии с заранее подготовленной научно обоснованной программой.
В качестве примера на рис. 3.1 представлена принципиальная блок-схема мониторинга окружающей среды.
Структура системы мониторинга включает в себя четыре подсистемы: "Наблюдения", "Оценка фактического состояния", "Прогноз состояния", "Оценка прогнозируемого состояния". В настоящее время значительную роль играет система экологического менеджмента (система управления качеством окружающей среды). На рис. 3.1, наряду с отдельными подсистемами системы мониторинга загрязнения среды, показаны прямые и обратные связи между ними. Подсистемы "Наблюдения" и "Прогноз состояния" тесно связаны между собой, поскольку прогноз состояния окружающей среды невозможен без наличия достаточной информации о загрязнении и источниках поступления загрязняющих веществ.
Рис. 3.1. Блок-схема мониторинга окружающей среды
186
В соответствии с законом РФ "Об охране окружающей среды" наблюдения за естественными изменениями окружающей среды осуществляет Общегосударственная служба наблюдений и контроля за уровнем загрязнения природной среды (ОГСНК). Эта служба обеспечивает заинтересованные государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения природной среды и о метеорологических условиях.
Для повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния природной среды, обеспечению экологической безопасности принято постановление Правительства Российской Федерации "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга" (ЕГСЭМ). Мониторинг окружающей среды в составе Единой государственной системы экологического мониторинга можно разделить на три крупных блока:
- - мониторинг загрязнений в зонах существенного антропогенного воздействия (импактный мониторинг);
- - мониторинг загрязнений на региональном уровне (региональный мониторинг);
- - мониторинг загрязнений на фоновом уровне (базовый мониторинг).
Таким образом, ЕГСЭМ основывается на подсистемах отраслевого и регионального характера, включая элементы этих подсистем.
В России первая подсистема мониторинга отраслевого характера была создана в РАО "Газпром". Разработчики данной системы назвали ее "промышленный экологический мониторинг" (ПЭМ). Термин "промышленный экологический мониторинг" означает, что он будет отслеживать отраслевые источники и объекты воздействия на окружающую среду.
ПЭМ газовой промышленности включает комплекс технических средств и методов, нормативно-технических документов и организационную структуру, обеспечивающие измерение и слежение за выбросами с технологических объектов газовой промышленности, а также объектов социально-бытовой и производственной инфраструктуры, как во время строительства, так и при эксплуатации. Различные виды мониторинга связаны друг с другом. В данном случае термин "промышленный экологический мониторинг" тесно связан с терминами "импактный мониторинг" и "мониторинг окружающей среды".
Для решения возникающих экологических проблем необходимо создание системы экологического менеджмента на различных
187
уровнях (общегосударственном, региональном, городском и т.д.). Управление окружающей средой заключается в воздействии на объекты таким образом, чтобы характеристики качества сред приближались к эталону. Цели такой системы:
- - поддержание состояния окружающей среды на некотором, заранее заданном уровне;
- - создание экологической обстановки, способствующей улучшению здоровья.
Комплексный подход к решению проблемы повышения уровня экологической безопасности производства по переработке углеводородных систем позволяет подойти к разработке системы экологического менеджмента в аспекте общей системы управления, которая включает:
- - организационную структуру;
- - деятельность по планированию;
- - распределение ответственности;
- - внедрение процедур управления процессами и ресурсами для разработки, внедрения, достижения целей и оценки достигнутого и рассматривается как часть систем управления производством и технологическими процессами.
Общая структура системы экологического менеджмента представлена на рис. 3.2. Система содержит три типа сред: воздух, вода, почва, объекты двух видов и управляющее звено.
В общем случае объекты первого вида (промышленные предприятия, топливно-энергетические станции и др.) используют элементы окружающей среды (воздух, вода, почва) в технологических процессах и возвращают их в измененном виде. Объекты второго вида не изымают воздух и воду из окружающей среды (гидроэлектростанции, свалки и т.п.).
Объекты и среды соединены стрелками, показывающими тип используемых ресурсов и направление выбросов. Управляющие воздействия показаны утолщенными стрелками. Каждой связи объекта со средой сопоставляется набор показателей качества используемых ресурсов и выбросов (характеристика связи). Мониторинг должен состоять из сети измерения характеристик сред (мониторинг среды - МС) и сети измерения выбросов (мониторинг выбросов - MB). Обе сети мониторинга являются необходимыми и существенно отличаются друг от друга методиками проведения измерений, характеристиками приборов, составом программного обеспечения. Каждому типу сред сопоставляется набор показателей качества (характеристика качества среды). Для каждой среды
188
Рис. 3.2. Общая структура системы экологического менеджмента (МС мнониторинг среды, MB - мониторинг выбросов)
известен эталон качества (ПДК и т.д.). Характеристики эталонов сред определяются ведомственными службами на основании научных исследований.
Одним из основных принципов функционирования системы управления качеством окружающей среды является принцип, по которому организация осуществляет мониторинг окружающей среды и оценивает ее параметры. Мониторинг окружающей среды позволяют удостовериться, что предприятие действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды и экологической безопасности.
Приоритетные природоохранные мероприятия внедряются на основе использования разнообразных систем контроля. Это в основном мониторинг окружающей среды, организованный на различном уровне, который ведется соответствующими службами. Типичной является следующая структура контроля:
- - местный мониторинг, выполняемый самими промышленными предприятиями;
- - санитарный мониторинг, выполняемый государственной санитарно-эпидемиологической службой;
- - мониторинг, выполняемый государственной инспекцией охраны окружающей среды;
189
- - система государственного статистического учета, собирающая данные об эмиссии загрязнителей окружающей среды.
Вопросы охраны окружающей среды для предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности являются все более актуальными. Интенсификация технологии приводит к критическим значениям параметров давления, температуры, содержания опасных веществ, появлению новых, иногда трудно утилизируемых отходов; объемы производства опережают совершенствование природоохранных мероприятий. Это указывает на возросшую экологическую опасность данных предприятий.
Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды от загрязнения - одна из наиболее важных проблем современности, от решения которой зависит здоровье и благосостояние людей. В Законе РФ "Об охране окружающей среды" сформулированы жесткие требования к технологическим процессам и оборудованию, а также регламентирован комплекс вопросов, связанных с нормированием и сокращением вредных выбросов и сбросов и ответственностью за недопустимое загрязнение воздушного бассейна и водных потоков.
Существующие региональные и городские системы мониторинга рассматривают промышленные предприятия как точечные (и очень часто, близко расположенные) источники, что не позволяет определить вклад каждого из них в загрязнение окружающей среды и оценить влияние источников выбросов вредных веществ, расположенных внутри промышленных объектов. Для решения этих вопросов необходимо создание локальных систем мониторинга окружающей среды на уровне промышленных предприятий.
На зарубежных предприятиях широко используются автоматизированные системы контроля качества атмосферы, которые обеспечивают оперативный текущий контроль за источниками выбросов и дают возможность прогнозировать экологические ситуации на больших территориях. Такие системы включают, как правило, несколько стационарных или передвижных станций контроля; результаты измерений передаются в центр обработки информации по каналам радио и телефонной связи.
Как отмечалось выше, в России в настоящее время автоматизированные системы мониторинга окружающей среды за редким исключением отсутствуют и контроль загрязнения окружающей среды осуществляется лабораторными методами с предварительным отбором проб. Поэтому актуальна задача разработки автоматизированных систем мониторинга.
190
Таким образом, решение задачи снижения экологической напряженности на опасных предприятиях возможно путем создания систем мониторинга окружающей среды, а полученные с помощью этих систем результаты в комплексе с технологическими мероприятиями по повышению экологичности производства позволят эффективно управлять качеством окружающей среды. Все системы мониторинга действуют на единых принципах, позволяющих провести комплексный анализ и сделать обобщения по данным полученных измерений, дать оценку и прогноз происходящих изменений в экосистемах.
- В чем заключаются особенности загрязнения окружающей среды?
- Укажите классификацию мониторинга окружающей среды?
- Дайте определение импактному, региональному и базовому мониторингу.
- Чем обусловлена необходимость промышленного мониторинга?
- Дайте определение экологическому менеджменту. Обоснуйте необходимость его создания.
- Какое место занимает экоменеджмент в системе управления производством?
- Какие цели и задачи у систем управления качеством окружающей среды?
- Какова роль мониторинга в управлении качеством воздушной среды?
- Какие составные компоненты включены в систему мониторинга выбросов нефтеперерабатывающих заводов?
- Опишите структуру и назначение системы контроля окружающей среды на предприятиях по переработке углеводородных систем и в прилегающих к ним регионах.
- В чем заключаются особенности мониторинга опасных предприятий?
- Какие нормативные документы следует использовать при проведении мониторинга?
- Укажите недостатки современных систем мониторинга.
191