1.1.2. Сферы Земли и связь естественных наук с фундаментальными и научно-прикладными науками экологического плана. Экология (от греч. "oikos" - дом, место обитания) возникла как часть

11

биологии и была наукой о взаимоотношениях биоты с окружающей средой (Израэль, 1984; Одум, 1986; Экология, 1997). В настоящее время такому понятию соответствует биоэкология. Экология в широком значении этого термина - комплексная наука (или система наук), изучающая общие законы функционирования экосистем и воздействие человеческой (антропогенно-техногенной) деятельности на них, т.е. наука о взаимоотношении природы и общества.

Под экосистемой (биогеоценозом) или экогеосистемой понимается совокупность сообщества высшего уровня организации живого вещества (живые организмы, включая микроорганизмы, растения, животных) и среды обитания. Подобное сообщество является единым функциональным целым двух компонентов: биотического ("живой пленки" Земли) и абиотического (косной части окружающей среды).

Окружающая среда, или среда обитания живых организмов, включает:

  • природную среду (атмосфера, гидросфера, литосфера, почвы);
  • техносферу, состоящую из искусственно созданных инженерно-хозяйственной деятельностью людей объектов (промышленно-городские агломерации, сельхозугодья, водохозяйственные, транспортные, энергетические, промышленные, военные и другие сооружения);
  • ноосферу (сфера разума, по В.И. Вернадскому) - современное состояние биосферы, возникшее под влиянием научной, технической, художественной мысли и человеческого труда.

На рис. 1.1 показаны соотношения основных сфер Земли, фундаментальных и прикладных наук, в том числе имеющих отношение к экологии. Соединение экологии и естественных наук выражается в формировании фундаментальных и прикладных направлений (рис. 1.1, г и д), в рамках которых объекты, предметы и методы исследований рассматриваются со специфической экологической точки зрения. Необходимость создания большого числа экологических дисциплин связана с положением экологии среди естественных (да и гуманитарных) наук и актуальностью для человечества решения рассматриваемых ею проблем. Не останавливаясь на достаточно очевидном смысловом обосновании представленных на рис. 1.1 дисциплин, следует отметить, что научно-прикладные направления (рис. 1.1, д) целесообразно, как это сделано впервые в почвоведении (Г.В. Добровольский и др.), трактовать как учения о роли экологических функций соответствующих объектов исследования (растений и животных,

12

Рис. 1.1. Структурные соотношения сфер Земли (а), изучающие их фундаментальные (б, в, г) и научно-прикладные (д) дисциплины, в том числе экологического плана (в, г, д)
Рис. 1.1. Структурные соотношения сфер Земли (а), изучающие их фундаментальные (б, в, г) и научно-прикладные (д) дисциплины, в том числе экологического плана (в, г, д)

13

почв и ландшафтов, литосферы и гидросферы и т.п.) (Теория и методология..., 1997).

14



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved