Данный учебник является третьей частью серии учебников "Практический курс английского языка" под редакцией профессора В.Д. Аракина. Учебник предназначается для работы на третьем курсе факультетов английского языка педагогических институтов.
Учебник ставит своей целью дальнейшее развитие навыков устной и письменной речи, преимущественно спонтанной, навыка свободного понимания английской речи и английского текста и обогащение словарного запаса.
Учебник состоит из 4-х частей: основного курса, раздела упражнений на звуки речи и интонацию, раздела упражнений по грамматике, раздела упражнений по домашнему чтению. Основной курс состоит из девяти уроков. Каждый урок содержит: речевые образцы и упражнения на их автоматизацию, текст, представляющий собой рассказ или отрывок из оригинального художественного произведения английского или американского автора, краткие сведения об авторе, комментарий с пояснением реалий и трудных для понимания языковых явлений, встречающихся в тексте, словарь активной лексики, список словосочетаний, встречающихся в тексте и подлежащих активизации, упражнения, обеспечивающие закрепление вводиMorо материала и дополнительный материал для пересказа и обсуждения.
Работа над каждым уроком требует примерно 25-28 аудиторных часов и 20-30 часов самостоятельной работы студентов 1.
Так как основная цель учебника - это развитие навыка спонтанной речи, авторы рекомендуют начинать каждый урок с работы над речевыми образцами, характерными для диалогической и монологической устной речи современного английского языка. Только после активного овладения ими следует переходить к работе над текстом.
Работа над текстами, при отборе которых авторы стремились познакомить учащихся с разнообразными по жанру, стилю и тематике произведениями, начинается с прослушивания текста, записанного на пленку, его чтения и перевода; затем следуют вопросно-ответные упражнения и пересказ текста.
Параллельно с работой над содержанием текста отрабатываются с помощью соответствующих упражнений выделенные в отдельный список словосочетания из текста и ведется работа над словарем активной лексики, в котором объясняется значение слов, приводятся примеры их употребления, даются производные слова, синонимы и антонимы. Выделение того или иного слова в словарь активной лексики определялось частотностью его употребления в современном английском языке и необходимостью его использования в беседах на предлагаемую тему. Поэтому работа над словарем активной лексики имеет большое значение для углубления и расширения знания языка.
После тщательного разбора словаря активной лексики следует перейти к первичным упражнениям, обеспечивающим его усвоение. Вокабуляр, так же как и первичные упражнения, следует делить на три части, с тем чтобы на каждом занятии отрабатывалось не больше четырех-пяти слов.
Когда первичное закрепление активной лексики закончено, можно переходить к упражнениям творческого характера, рассчитанным на употребление всей активной лексики.
Упражнения на предлоги преследуют цель систематизации употребления английских предлогов. Предлоги, встречающиеся в тексте урока, даются в упражнениях во всех их значениях, с тем чтобы в систему этих упражнений в целом вошли все основные случаи их употребления.
Каждый урок завершается дополнительным материалом для пересказа и обсуждения, который представляет собой разработку темы, подлежащей изучению на третьем курсе.
Учебник составлен с таким расчетом, чтобы обеспечить усвоение материала и развитие речевых навыков с помощью имеющихся в нем упражнений. При наличии
3
в учебном заведений лаборатории звукотехники часть упражнений, являющихся в основном проверкой знания изучаемorо материала (например, учебные переводы с русского языка на английский), может быть перенесена на лабораторные занятия, что дает возможность в аудитории уделить больше времени творческим видам упражнений.
В настоящее издание учебника вводится раздел упражнений на звуки речи, который представлен в виде коррективного курса, охватывающего не все звуки речи, а лишь те, в которых делается наибольшее количество ошибок. Подробные задания дают возможность учащимся работать над устранением своих ошибок самостоятельно.
Раздел упражнений по интонации предназначен для завершающего этапа работы над английской интонацией на III курсе факультета английского языка педагогического института и является продолжением аналогичных разделов учебников для I и II курсов тех же авторов. Его основная цель - расширение и углубление отработанного на первых двух курсах материала, а также введение таких интонационных структур, употребление которых характеризуется английскими фонетистами как факультативное.
Раздел состоит из серии обучающих, контролирующих и творческих упражнений для дальнейшей автоматизации воспроизведения и употребления основных интонационных структур в английской речи. Обучающие упражнения в основном предназначены для лабораторной работы, контролирующие и творческие - для работы в аудитории. Специальные задания на транскрибирование, интонирование и графическое изображение интонации Morут быть даны при работе над любым упражнением.
Основная цель раздела упражнений по грамматике - закрепление нового грамматического материала, который проходится на третьем курсе (имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения, а также разделы синтаксиса). Кроме того, большое внимание уделяется неличным формам глагола и повторению употребления наклонений, времен и артиклей. Упражнения построены на материале уроков основного курса.
Раздел упражнений по домашнему чтению преследует следующие цели: развитие навыков устной речи; обогащение пассивного словарного запаса студентов; развитие умения внимательно читать оригинальный текст, правильно понимать его, видеть его достоинства и недостатки и уметь выразить свое мнение о нем; развитие навыка перевода с английского языка на русский.
Этот раздел рассчитан на 40-50 аудиторных часов и 70-80 часов самостоятельной работы студентов.
В раздел включены упражнения к следующим художественным произведениям: "Трое в одной лодке" Дж. К. Джерома, "Собственник" Дж. Голсуорси, "Замок на песке" Айрис Мэрдок.
При подготовке второго издания учебника авторы учли замечания, присланные кафедрами английского языка педвузов, в которых используется учебник, и увеличили количество диалогов и упражнений на развитие навыков устной и письменной речи, стараясь в первую очередь пополнить учебник упражнениями творческого характера. Расширены комментарии к текстам и введены упражнения на лексикологический и стилистический анализ, что должно способствовать лучшему пониманию текстов. Из девяти" уроков основного курса два написаны заново, в частности урок 1, который кладет начало работе над политической лексикой. Полностью переработаны разделы, посвященные работе над устной темой, которые теперь все построены по единому образцу и связаны с содержанием основного урока. Учебник пополнился иллюстрациями.
Авторы выражают благодарность всем преподавателям кафедр факультета английского языка МГПИ им. Ленина, а также кафедрам английского языка других педагогических институтов, которые взяли на себя труд детально ознакомиться с настоящим учебником и дали ряд ценных указаний по его улучшению.
Авторы будут признательны всем организациям и отдельным лицам за критические замечания и пожелания.
Авторы благодарят кафедру английской филологии педагогического института им. В.В. Куйбышева за тщательное рецензирование рукописи и ценные замечания, которые были учтены при подготовке учебника к изданию.
Авторы
4
1
Кафедрам предоставляется право прорабатывать не все уроки учебника, если этого не позволяет сетка учебных часов