1. Террористический акт (ст. 66 УК). Терроризм представляет собой серьезную угрозу конституционному строю и безопасности личности. Одним из важных средств борьбы с
36
терроризмом является уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за террористический акт.
В соответствии с Федеральным законом от 1 июля 1994 г. террористическим актом является "убийство государственного или общественного деятеля либо представителя власти, совершенное по политическим мотивам" (ч. 1 ст. 66 УК). Террористическим актом признается также "тяжкое телесное повреждение, причиненное по тем же мотивам государственному или общественному деятелю либо представителю власти" (ч. 2 ст. 66 УК).
Объект преступления - политическая система Российской Федерации, а также жизнь и здоровье государственного или общественного деятеля либо представителя власти.
Потерпевшими от террористического акта могут быть только государственные, общественные деятели либо представители власти. К государственным деятелям относятся руководители и ответственные работники высших государственных органов власти и управления; к общественным деятелям - лица, активно участвующие в работе общественных объединений, независимо от их должностного положения; к представителям власти - депутаты всех уровней, следователи, прокуроры, судьи, оперативные работники правоохранительных органов, а также лица, которые в силу занимаемого ими положения обладают исполнительно-распорядительными полномочиями в отношении других лиц независимо от их ведомственной принадлежности.
Объективная сторона террористического акта заключается в убийстве либо нанесении тяжкого телесного повреждения кому-либо из указанного круга лиц. Это преступление с материальным составом и признается оконченным с момента лишения жизни потерпевшего либо причинения ему тяжких телесных повреждений. Между совершенным виновным деянием и наступившими последствиями должна быть причинная связь.
Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и политическими мотивами совершенного преступления.
Политическими мотивами признаются побуждения, в основе которых лежит стремление виновного физически устранить (убить) политического противника либо нанести ему тяжкие телесные повреждения. При этом, как правило, преследуется цель - устрашение в борьбе за власть. На практике политические мотивы проявляются в реальной борьбе за власть в виде убийств либо нанесении телесных повреждений лицам, претендующим в ходе избирательных и других
37
политических кампаний на высшие посты в органах государственной власти и управления. Они могут также выражаться в виде политической мести в уже проигранной борьбе, где потерпевшими выступают государственные деятели, общественные деятели, независимо от их должностного положения, либо представители власти, которые активно отстаивали конституционность и правопорядок в ходе политических кампаний.
Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.
Террористический акт отличается от преступления, предусмотренного ст. 2133 УК (терроризм), тем, что Объектом первого выступает политическая система Российской Федерации, а второго - общественная безопасность. При террористическом акте фигура потерпевшего, как правило, персонально определунна и должна иметь, как указано в законе, групповую принадлежность: государственный деятель, общественный деятель либо представитель власти. Круг потерпевших при терроризме неопределенен, хотя направленность та же - воздействие на принятие решении органами власти. Гибнут же, как правило, случайно оказавшиеся на месте взрыва, поджога либо совершения иного общеопасного деяния невинные люди. При террористическом акте (ст. 66 УК) ответственность предусматривается только за физический вред конкретному лицу. При терроризме (ст. 2133 УК) предусматривается ответственность и за имущественный ущерб.
Призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 70 УК). Данная статья предусматривает ответственность за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя или захвату власти, а равно массовое распространение материалов, содержащих такие призывы.
Объектом данного преступления выступает политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законно избранных представителей.
Объективную сторону преступления характеризуют три вида деяний:
- публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя;
- публичные призывы к захвату власти;
- массовое распространение материалов, содержащих указанные выше призывы.
Для квалификации общественно опасных деяний необходимо,
38
чтобы призывы носили публичный характер, т.е. обращались к широкому кругу людей, открыто и в доступной для понимания форме 1. Преступление окончено с момента совершения хотя бы одного из указанных деяний.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, при котором лицо сознает общественно опасный характер указанных действий и желает их совершения. При этом важно установить направленность призывов - насильственно изменить конституционный строй либо захватить власть.
Субъектом данного преступления является любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Призывы к совершению преступлений против государства (ст. 701 УК). Данная статья предусматривает уголовную ответственность за публичные призывы к измене Родине, совершению террористического акта или диверсии. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что виновный, публично воздействуя на сознание и волю граждан, стремится их возбудить к совершению посягательства на конституционный строй.
Объект данного преступления - политическая система Российской Федерации.
Объективная сторона выражается в публичных призывах к совершению измены Родине, террористическому акту или диверсии. Публичные призывы носят общий характер и не связаны с психологическим и иным воздействием на волю конкретного лица, что имеет место при подстрекательстве к преступлению. Преступление окончено с момента осуществления публичных призывов к совершению указанных преступлений независимо от дальнейшего развития событий и - наступивших при этом последствий. Если в результате призывов какое-либо лицо фактически совершило измену Родине, террористический акт либо диверсию, то для него ответственность наступает за данные преступления.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы преступления могут быть самыми разнообразными и, не влияя на квалификацию, учитываются при оценке степени общественной опасности содеянного и вынесении судом меры наказания.
Субъектом может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
39
1
Подробнее см.:
Беляев А.Е.,
Воронцов В.М. Уголовная ответственность за призывы, образующие преступления против государства. М., 1991.