Глава XI.
 
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА
УПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Общее понятие и виды преступлений
против порядка управления

Нормальная работа государственных органов, а также органов общественных объединений регулируется государственными, административными, финансовыми, гражданскими и другими отраслями права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные отношения, возникающие в связи с осуществлением нормативной деятельности государственного аппарата, а также органов общественных объединений и их представителей. Посягательства на нормальную деятельность органов законодательной и исполнительной власти, органов общественных объединений и их представителей препятствуют выполнению их функций, они могут причинить существенный вред порядку управления. Наиболее опасные посягательства из такого рода признаются преступлениями против порядка управления.

К преступлениям против порядка управления следует отнести деяния, посягающие на правильную деятельность государственного аппарата или общественных организаций и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или представителями общественности, препятствием их деятельности, неповиновением законам или иным действиям, могущим нарушить нормальную работу государственных органов.

Родовой объект преступлений против порядка управления - нормальная деятельность государства и его аппарата: органов законодательной и исполнительной власти, а также правильная деятельность должностных лиц и общественных работников.

Преступления против порядка управления, предусмотренные главой девятой УК, исходя из непосредственных объектов посягательства, можно подразделить на три группы.

I. Преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата или общественных объединений: 1) надругательство над Государственными гербом или флагом (ст. 1902 УК); 2) сопротивление представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка (ст. 191 УК); 3) сопротивление работнику милиции или народному дружиннику (ст. 1911 УК); 4) посягательство на жизнь работника милиции

455

или народного дружинника (ст. 1912 УК); 5) воспрепятствование служебной деятельности прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 1913 УК); 6) оскорбление представителя власти или представителя общественности, выполняющего обязанности по охране общественного порядка (ст. 192 УК); 7) оскорбление работника милиции или народного дружинника (ст. 1921 УК); 8) угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего общественный долг (ст. 193 УК); 9) самовольное присвоение звания или власти должностного лица (ст. 194 УК); 10) покупка, продажа, обмен, а равно подделка либо умышленное уничтожение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР (ст. 1941 УК).

II. Преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации: 1) похищение или повреждение документов, штампов, печатей, бланков (чч. 1 и 2 ст. 195 УК); 2) похищение у граждан паспорта или других личных документов (ч. 3 ст. 195 УК); 3) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (чч. 1 и 2 ст. 196 УК); 4) использование заведомо подложных документов (ч. 3 ст. 196 УК).

III. Преступления, посягающие на общественные отношения, установленные специальными правилами для обеспечения порядка управления: 1) нарушение правил въезда или проживания в пограничной полосе или пограничной зоне (ст. 197 УК); 2) нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в СССР и транзитного проезда через территорию СССР (ст. 1971 УК); 3) уклонение военнообязанного от учебных или поверочных сборов и воинского учета (ст. 1981 УК); 4) самоуправство (ст. 200 УК); 5) нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 2001 УК); 6) нарушение правил охраны линий связи (ст. 2051 УК).

IV. Преступления, посягающие на общественные отношения, установленные специальными правилами для обеспечения порядка управления, вытекающие из международных соглашений: 1) незаконное пользование знаками Красного Креста и Красного Полумесяца (ст. 202 УК); 2) незаконный подъем Государственного флага Российской Федерации или суверенной республики в ее составе на торговом судне (ст. 203 УК); 3) неоказание помощи при столкновении судов или несообщение названия судна (ст. 204 УК); 4) повреждение морского телеграфного кабеля (ст. 205 УК).

Преступление, предусмотренное ст. 199 УК, - самовольный захват земли законодателем - включено в число преступлений

456

против порядка управления, однако целесообразнее рассматривать его в системе экологических преступлений.

Надругательство над Государственным гербом или флагом (ст. 1902 УК). Объект преступления, предусмотренного данной статьей, - авторитет государственного строя Российской Федерации. Предметом преступления могут быть символы государственности - Государственный герб или Государственный флаг Российской Федерации или суверенной республики в ее составе.

Какое-либо надругательство над эмблемами и символами общественных, спортивных организаций не может быть квалифицировано по ст. 1902 УК. Подобные деяния могут быть признаком хулиганства и других преступлений.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается лишь в действиях, которые оскверняют символы государственности. К таким действиям должны быть отнесены сжигание герба и флага, их срывание, повреждение, уничтожение, искажение цвета, нанесение на них оскверняющих знаков, каких-либо надписей, топтание и т.п. Указанные действия нередко совершаются нарочито при большом скоплении народа, но могут совершаться и тайно. И в том, и в другом случае должен проявиться признак публичности этих деяний. Для данного преступления характерно проявление неуважительного отношения к символам государственности. Неуважение к символам выражается в надругательстве над ними, которое наблюдается гражданами (либо сами действия, либо последствия, свидетельствующие о надругательстве над символами). Если действия и последствия виновного остаются никому не известными, то нельзя говорить о состоявшемся надругательстве. В таком случае преступление не будет оконченным.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 1902 УК, характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что учиняет надругательство над символами государственности Российской Федерации или суверенной республики в ее составе, и желает осквернить эти символы. Для квалификации содеянного по ст. 1902 УК не имеет значения, какими мотивами руководствовался виновный. Однако если виновный похищает флаг в целях обращения его в свою собственность из корыстных побуждений, то содеянное надо квалифицировать как кражу. Если в основе содеянного лежали хулиганские мотивы, а срыв флага, герба был способом выражения явного неуважения к обществу, то содеянное следует квалифицировать по ст.ст. 1902 и 206 УК (хулиганство).

457

Субъектом данного преступления могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

Сопротивление представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка (ст. 191 УК). Предусмотренное в данной статье преступление представляет собой общественно опасное посягательство, так как нарушает нормальную деятельность государственного аппарата или общественных объединений по выполнению возложенных на них функций по охране общественного порядка. Кроме того, это преступление посягает и на представителей власти или общественных объединений, призванных охранять общественный порядок, и может причинить вред их здоровью.

Объектом рассматриваемого преступления следует считать нормальную деятельность органов власти или общественных объединений, на которые возложены обязанности по охране общественного порядка. Дополнительным объектом является здоровье указанных лиц, телесная неприкосновенность, личная свобода, их безопасность.

Из диспозиции ст. 191 УК следует, что данное преступление имеется лишь в случаях, когда сопротивление оказано представителю власти или общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка.

Понятие представителя власти дано в главе о должностных преступлениях.

К представителям общественности в понимании ст. 191 УК следует отнести членов товарищеских судов, общественных помощников следователей, внештатных инспекторов рыбоохраны и других лиц, которые привлекаются к охране общественного порядка. За сопротивление работнику милиции или народному дружиннику при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка ответственность предусмотрена в ст. 1911 УК.

Объективная сторона рассматриваемого преступления может быть выражена в сопротивлении представителю власти либо представителю общественности или в принуждении этих лиц к выполнению явно незаконных действий. При этом наказуемым сопротивление может быть лишь в случаях, если указанные лица осуществляют законную деятельность по охране общественного порядка. Если эти лица, охраняя общественный порядок, совершают противоправные действия, то противодействия им должны рассматриваться как общественно полезные (при наличии условий правомерности необходимой обороны).

458

В диспозиции ст. 191 УК описаны признаки двух преступлений: сопротивление и принуждение. Эти преступления имеют общие признаки.

Как сопротивление, так и принуждение может быть совершено лишь в результате активных действий. Сопротивление и принуждение представителям власти или представителям общественности должны быть сопряжены с насилием или угрозой применения насилия. И, наконец, насилие в этих случаях должно быть средством, при помощи которого виновный стремится нейтрализовать общественнополезные действия представителя власти или общественности, выполняющего обязанности по охране общественного порядка.

Физическое насилие в этих преступлениях может быть выражено в избиении, причинении легких телесных повреждений, связывании, запирании представителя власти или представителя общественности в каком-либо помещении, во всяком ином насильственном ограничении свободы. Если же при сопротивлении или принуждении этих лиц умышленно причиняются менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения, то действия виновных следует дополнительно квалифицировать по ст. 109 УК или ст. 108 УК по правилам совокупности преступлений. Умышленное убийство потерпевших в указанных случаях должно квалифицироваться по п. "в" ст. 102 УК без ссылки на ст. 191 УК.

Психическое насилие в рассматриваемых преступлениях может быть выражено в угрозе виновного применить немедленно физическое насилие в отношении представителя власти или представителя общественности в целях оказания им противодействия либо в целях принуждения их к выполнению явно незаконных действий. Если же угроза применения физического насилия относится к будущему, виновный должен отвечать не по ст. 191, а по ст. 193 УК.

По смыслу закона уголовная ответственность за сопротивление представителю власти или общественности наступает в том случае, когда эти лица действовали при исполнении обязанностей по охране общественного порядка. Однако это вовсе не означает, что потерпевший должен был обязательно находиться в наряде по охране общественного порядка (дежурство, патрулирование и т.д.). Оказание сопротивления указанным лицам, которые хотя и не находились при исполнении служебных или общественных обязанностей, но которые по собственной инициативе пресекали нарушения общественного порядка, как этого требовала обстановка, должно влечь те же правовые последствия. Так, имеются признаки преступления, предусмотренного в ст. 191 УК, в действиях гражданина Р.,

459

который, будучи в нетрезвом состоянии, в воскресный день сквернословил в продовольственном магазине и требовал продать ему спиртные напитки, которых не было в продаже. На предложение следователя районной прокуратуры пройти в отделение милиции оказал ему сопротивление.

Нельзя рассматривать как сопротивление представителю власти или общественности действия, проявленные по отношению этих лиц на почве личных взаимоотношений, не связанных с их служебной или общественной деятельностью по охране общественного порядка. Например, насилие над общественным инспектором ГАИ, который потребовал от соседа освободить место под окном его квартиры, чтобы он мог поставить свою автомашину, не может быть квалифицировано по ст. 191 УК.

Под принуждением следует понимать попытку виновного заставить насильственным путем совершить явно незаконные действия представителя власти или общественности, выполняющего обязанности по охране общественного порядка.

Сопротивление и принуждение представителя власти или общественности к выполнению явно незаконных действий относятся к формальным преступлениям. Сопротивление считается оконченным с момента оказания противодействия независимо от того, воспрепятствовал ли фактически виновный выполнению представителям власти или общественности своих обязанностей. А принуждение окончено с момента предъявления требований о совершении явно незаконных действий независимо от выполнения их представителем власти или общественности.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что оказывает сопротивление представителю власти или общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, и желает этого.

С прямым умыслом совершается принуждение представителя власти или представителя общественности к выполнению явно незаконных действий.

Субъектом сопротивления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В случае если при оказании сопротивления представителю власти или общественности лицом в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет потерпевшему будет умышленно причинено телесное повреждение, сопряженное с расстройством здоровья, ответственность должна наступать по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против здоровья.

460

Сопротивление работнику милиции или народному дружиннику (ст. 19111) 1. Этой статьей предусмотрена уголовная ответственность за сопротивление работнику милиции и народному дружиннику при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка. Данная норма специальная по отношению к норме, содержащейся в ст. 191 УК.

Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов милиции и добровольных народных дружин по охране общественного порядка и безопасность здоровья этих лиц, когда сопротивление или принуждение сопряжены с насилием.

Пленум Верховного Совета СССР в постановлении от 22 сентября 1989 г. "О принятии судами законодательства об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка" обратил внимание на то, что уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст.ст. 1911, 1912, 1921 УК, наступает лишь в случаях посягательств против работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих, и предупредил от возможных ошибок, связанных с распространительным толкованием закона 2.

К работникам милиции должны быть отнесены лица от рядового до высшего начальствующего состава, состоящие на действительной службе в органах внутренних дел. Это сотрудники подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности (местной милиции), а также лица начальствующего состава средних специальных и высших учебных заведений МВД Российской Федерации, осуществляющих подготовку кадров криминальной и местной милиции (Закон Российской Федерации "О милиции" от 21 апреля 1991 г. 3).

Нельзя приравнивать к работникам милиции внештатных работников милиции, посягательство на которых должно квалифицироваться по ст. 191 УК.

В соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда СССР посягательства на военнослужащих, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, должны также квалифицироваться по ст.ст. 1911, 1912 и 1921 УК.

461

В соответствии со ст. 191 1УК необходимо установить, что сопротивление было оказано указанным лицам при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, т.е. во время несения ими постовой или патрульной службы, поддержания порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; во время предотвращения или пресечения противоправных посягательств.

С объективной стороны рассматриваемое преступление заключается в оказании сопротивления работнику милиции, народному дружиннику, а также военнослужащему в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка, не сопряженного с применением насилия (ч. 1 ст. 1911 УК).

В отличие от сопротивления представителю власти или общественности, ответственность за которое предусмотрена ст. 191 УК, данный вид сопротивления считается преступлением, даже если виновный в процессе активного противодействия в отношении работника милиции, народного дружинника или военнослужащего не применил физического или психического насилия. В данном преступлении насилие предусмотрено в качестве квалифицирующего признака, а не обязательного. Это обстоятельство обусловлено тем, что указанные лица стоят на передовой позиции в борьбе с нарушениями общественного порядка и ведут повседневную деятельность по его охране.

Под оказанием сопротивления следует понимать активное противодействие осуществлению работником милиции, народным дружинникам или военнослужащим полномочий, которыми они наделены в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка. Сопротивление предполагает активные действия. Пассивное поведение виновного лица, выразившееся в неповиновении, должно влечь ответственность в соответствии со ст. 165 КоАП. При злостном неповиновении правонарушитель отказывается от исполнения настойчивых требований указанных лиц, а при сопротивлении активно препятствует им в осуществлении своих полномочий по охране общественного порядка.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 22 сентября 1989 г. указал, что как сопротивление работнику милиции, народному дружиннику или военнослужащему следует рассматривать и действия со стороны тех лиц, которые сами не нарушали общественный порядок, но активно оказывали противодействие мерам, направленным на пресечение противоправных Деяний, задержанию и конвоированию нарушителей общественного порядка. При этом указанные действия

462

должны квалифицироваться лишь по ст. 191 УК без ссылки на ст. 17 УК.

Сопротивление работникам милиции, народным дружинникам или военнослужащим часто сопряжено с хулиганскими действиями. Обобщение судебной практики показало, что почти всем этим преступлениям предшествовали хулиганские действия (около 92%).

Хулиганство, связанное с сопротивлением работникам милиции, народным дружинникам или военнослужащим, не соединенное с насилием над ними, должно квалифицироваться лишь по ч. 2 ст. 206 УК. Если же сопротивление имело прямую связь только с задержанием виновного за ранее учиненные им хулиганские действия, но не с самими хулиганскими действиями, которые уже были прекращены, то налицо реальная совокупность преступлений (ст.ст. 206 и 1911 УК).

Субъективная сторона сопротивления работникам милиции, народным дружинникам или военнослужащим характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что активно противодействует указанным лицам при исполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, и желает воспрепятствовать осуществлению работникам милиции, народным дружинникам или военнослужащим этих обязанностей.

Субъектом данного преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица, не достигшие 16 лет, оказавшие сопротивление работнику милиции, народному дружиннику или военнослужащему, привлеченному специально для выполнения обязанностей по поддержанию общественного порядка, отвечают не по ст. 1911 УК, а по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Часть 2 ст. 1911 УК предусматривает ответственность за сопротивление работнику милиции, народному дружиннику или военнослужащему, сопряженное с насилием или угрозой применения насилия, а равно за принуждение этих лиц путем насилия или угрозы применения насилия к выполнению явно незаконных действий.

Сопротивление, сопряженное с насилием, предполагает совершение действий, выразившихся в умышленном нанесении ударов, побоев, телесных повреждений и т.п. По форме и по последствиям это насилие почти полностью совпадает с насилием, которое было рассмотрено как необходимый признак преступления, предусмотренного ст. 191 УК. Однако умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения в процессе сопротивления работнику милиции, народному

463

дружиннику или военнослужащему либо в целях принуждения их к выполнению явно незаконных действий дополнительной квалификации по ст. 109 УК не требует и это охватывается преступлением, предусмотренным ст. 1911 УК.

Объективные и субъективные признаки данного вида сопротивления и принуждения каких-либо особенностей не имеют. Все выше сказанное полностью характеризует их.

Посягательстве на жизнь работника милиции или народного дружинника (ст. 1192 УК). Опасность данного преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность органов милиции и добровольных дружин по охране общественного порядка, а также посягает на жизнь людей, стоящих на страже общественного порядка. Таким образом, виновный, совершая посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, посягает на два объекта, что следует из смысла диспозиции ст. 1912 УК.

В статье 1912 УК предусмотрена ответственность лишь за преступление против работников милиции или народных дружинников. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. сказано, что посягательство на жизнь военнослужащих в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка должно квалифицироваться не по ст. 1912, а по п. "в" ст. 102 УК. Аналогично должны квалифицироваться по п. "в" ст. 102 УК посягательства на жизнь других представителей общественности.

Объективная сторона рассматриваемого преступления может быть выражена в активных действиях, направленных на лишение жизни работника милиции или народного дружинника.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 22 сентября 1989 г. разъяснил, что под посягательством на жизнь имеется в виду убийство или покушение на убийство работника милиции или народного дружинника в связи с их деятельностью по охране общественного порядка. Данное преступление следует считать оконченным в момент покушения на жизнь работника милиции или народного дружинника и поэтому ссылка на ст. 15 УК не требуется.

В ст. 1912 УК предусматривается ответственность за посягательство на жизнь этих лиц, если оно совершено в связи с их служебной или общественной деятельностью по охране общественного порядка. Следовательно, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника необходимо квалифицировать по ст. 1912 УК и тогда, когда оно совершено не во время исполнения ими своих обязанностей по охране общественного порядка, но по поводу этой деятельности

464

спустя какое-то время. Разрыв во времени между исполнением обязанностей по охране общественного порядка работниками милиции и народными дружинниками и посягательством на их жизнь не имеет значения для решения вопроса о привлечении виновного к уголовной ответственности по ст. 1912 УК. И если потерпевший к моменту посягательства уже не состоял на службе в органах МВД или не был членом добровольной народной дружины, то это также не имеет значения для квалификации содеянного по ст. 1912 УК. В этих случаях необходимо установить, что посягательство совершено в связи с выполнением ранее возложенных обязанностей по охране общественного порядка. Пленум Верховного Суда СССР обратил внимание судов на то, что в этих случаях необходимо выяснить мотивы содеянного, тщательно проверять, имеется ли связь между исполнением потерпевшим этих обязанностей и совершенным в отношении него преступлением.

Убийство или покушение на убийство работника милиции или народного дружинника, не связанное с их деятельностью по охране общественного порядка, нельзя рассматривать как преступление против порядка управления и надлежит квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым и косвенным умыслом, т.е. виновный сознает, что его посягательство направлено против работника милиции или народного дружинника, предвидит возможность наступления смерти этих лиц в результате своих действий и желает или сознательно допускает наступление таких последствий.

Анализируемое преступление считается оконченным и в момент покушения на убийство. В таких случаях виновный действует лишь с прямым умыслом.

Посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника может быть совершено на почве мести за деятельность по охране общественного порядка или из хулиганских побуждений. Целью деятельности виновного может быть лишение жизни указанных лиц, желание устранить свидетеля, избежать задержания и т.п.

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Посягательство на указанных лиц несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет должно квалифицироваться по п. "в" ст. 102 УК.

Обобщение судебной практики позволяет утверждать, что под отягчающими следует понимать обстоятельства, предусмотренные ст.ст. 102 и 39 УК, причем особенно важное

465

значение должно придаваться таким, как совершение этого преступления организованной группой, с использованием условий общественного бедствия или общеопасным способом и др.

Если посягательство на жизнь работника милиции совершается в целях завладения его личным оружием, то подобные действия нельзя квалифицировать по ст. 1912 УК, так как в этом случае посягательтво на жизнь обусловлено не служебной деятельностью работника милиции по охране общественного порядка. Указанные действия могут быть квалифицированы по ч. 3 ст. 2181 и п. "в" ст. 102 УК, когда потерпевший был убит в процессе нападения.

Воспрепятствование служебной деятельности прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 1913 УК).

Объект данного преступления - нормальная, т.е. законная, деятельность прокурора, следователя либо лица, производящего дознание. Дополнительным объектом может являться здоровье потерпевшего.

Объективная сторона заключается в одной из двух форм: а) воспрепятствование нормальной деятельности прокурора, следователя или лица, производящего дознание, или б) требование принятия ими неправомерного решения.

Первая форма представляет собой различные виды противодействия законной деятельности прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Она включает любые действия, препятствующие выполнению указанными лицами своих служебных обязанностей, например возбуждению прокурором или следователем уголовного дела, выявлению и допросу лиц по делу, которое ведет работник органа дознания. В законе не указаны способы воспрепятствования. Ими могут быть физическое насилие, угрозы и т.п.

Если виновный угрожает потерпевшему убийством либо приченением тяжких телесных повреждений, ответственность должна наступать по совокупности преступлений (по ст.ст. 1913 и 207 УК).

Вторая форма состоит в требовании принятия указанными в законе лицами неправомерного, то есть не соответствующего закону и другим нормативным актам решения, к примеру, прекратить производство по уголовному делу при отсутствии к этому оснований, удовлетворить иск, не подлежащий удовлетворению и т.п. Хотя закон не указывает прямо на то, что требование подкрепляется угрозой, это вытекает из смысла статьи. Данная форма будет иметь место и при шантажировании потерпевших.

Состав по конструкции - формальный. Преступление

466

окончено с момента воспрепятствования деятельности либо требования принять неправомерное решение вне зависимости от результатов воздействия на указанных лиц.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что он препятствует законной деятельности прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо требует принятия ими неправомерного решения, и желает этого.

Субъектом преступления может быть любое недолжностное лицо, достигшее 16 лет.

Оскорбление представителя власти или представителя общественности (ст. 192 УК). Данное преступление направлено на воспрепятствование нормальной деятельности по охране общественного порядка путем унижения чести и достоинства представителя власти или представителя общественных объединений.

Объект рассматриваемого преступления - нормальная деятельность представителей власти или общественных объединений, призванных поддерживать общественный порядок, а также честь и достоинство этих лиц (дополнительный объект).

Потерпевшими от этого преступления могут быть только представители власти или представители общественных объединений, кроме работников милиции и народных дружинников (оскорбление этих лиц представляет собой самостоятельное преступление, предусмотренное ст. 1911 УК).

С объективной стороны указанные в ст. 192 УК преступные действия выражаются в публичном оскорблении представителя власти или представителя общественного объединения, выполняющего обязанности по охране общественного порядка в связи с исполнением указанными лицами возложенных на них обязанностей.

Понятие оскорбления было рассмотрено в главе IV настоящего учебника. Названные в ней признаки оскорбления присущи и данному преступлению. Оскорбление представителя власти или представителя общественного объединения заключается в унизительном обхождении с ними, которое подрывает их авторитет. Из смысла ст. 131 УК также следует, что оскорбление должно содержать отрицательное мнение о потерпевшем, которое выражается в неприглядной форме. Высказывание о представителе власти или общественного объединения даже правдивых позорящих фактов из его жизни, но в неприглядной форме будет достаточным основанием для признания в действиях лица признаков преступления, предусмотренного ст. 192 УК. Основными признаками оскорбления является сама форма обращения, которая в этих случаях

467

унижает честь и достоинство данных лиц. Эта форма может быть самой разнообразной. Не имеет значения письменно или устно (словесно) были унижены честь и достоинство представителя власти или общественных объединений, а также было ли нанесено оскорбление действиями.

Обязательный признак данного преступления - публичность оскорбления представителя власти или представителя общественности.

Оскорбление, совершенное в присутствии очевидцев и тем более в общественном месте, имеет публичный характер. Следует признать оскорбление публичным, если граждане наблюдают сами действия, унижающие честь и достоинство указанных лиц, а равно последствия этих действий (например, изображение потерпевшего в оскорбительном виде, совершенное тайно; оскорбление, нанесенное в печати, и т.п.).

Диспозиция ст. 192 УК указывает на оскорбление представителя власти или общественности, выполняющего обязанности по охране общественного порядка либо в связи с исполнением данными лицами возложенных на них обязанностей. Следовательно, оскорбление, нанесенное представителю власти или представителю общественности как во время исполнения своих обязанностей по охране общественного порядка, так и в связи с исполнением ими ранее этих обязанностей по истечении какого-либо времени, должно квалифицироваться по ст. 192 УК. Так, гражданин И., ранее доставленный общественным помощником следователя прокуратуры в отделение милиции за нарушение правил общежития, встретившись через некоторое время с представителем общественности, оскорбил его. Действия И. независимо от того, что представитель общественности в момент оскорбления не находился при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, должны квалифицироваться по ст. 192 УК.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной. Вина при оскорблении представителя власти или общественного объединения может выражаться лишь в виде прямого умысла. Виновный осознает, что нарушает нормальную деятельность представителей власти или общественных объединений в связи с исполнением ими возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка путем публичного унижения их чести и достоинства, и желает этого.

Если же оскорбление указанным лицам наносится не в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка, а на почве личных неприязненных взаимоотношений, мести, ревности, то содеянное надлежит квалифицировать

468

как преступление против чести и достоинства личности по ст. 131 УК.

В ст. 1921 УК предусмотрен специальный вид рассматриваемого преступления - оскорбление работника милиции или народного дружинника в связи с исполнением этими лицами возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка.

Основное отличие данного преступления состоит в том, что потерпевшими от него могут быть лишь работники милиции, народные дружинники и военнослужащие.

Публичность оскорбления указанных лиц - необязательный признак данного преступления.

Изучение судебной практики показывает, что оскорблениям представителей власти, общественности, в том числе работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в подавляющем большинстве случаев (96%) предшествуют хулиганские действия. Как правило, посягательства на честь и достоинство указанных лиц являются следствием вмешательства последних в пресечение хулиганства. В этой связи возникают некоторые трудности в квалификации подобных действий. Оскорбление, представляющее собой одну из форм противодействия представителям власти, общественности или военнослужащим, выполняющим обязанности по охране общественного порядка, в отмеченных случаях следует рассматривать как единое более тяжкое преступление - хулиганство (ст. 206 УК). Если же был разрыв во времени между хулиганством и оскорблением, то налицо реальная совокупность преступлений (ст.ст. 192 или 1921 и ст. 206 УК).

Оскорбление может по времени не совпадать с выполнением потерпевшим обязанностей по охране общественного порядка. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 22 сентября 1989 г. по этому поводу разъяснил, что суды должны выяснить мотивы содеянного и установить, имеется ли связь между исполнением потерпевшим этих обязанностей и совершенным в отношении него преступлением. Наличие такой связи обусловливает квалификацию содеянного лишь по ст. 1921 УК.

Угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего общественный долг (ст. 193 УК). В ч. 1 ст. 193 УК предусматривается ответственность за угрозу должностным лицам или общественным работникам, а также гражданам, выполняющим общественный долг. Угроза в отношении этих лиц может нарушить и изменить их деятельность. Вместе с тем опасность этого преступления заключается в том, что оно направлено против активных действий

469

граждан, участвующих в пресечении антиобщественных проявлений, инициативу которых закон охраняет.

Объект данного преступления - нормальная служебная или общественная деятельность должностных лиц или представителей общественных объединений, соответствующая требованиям Конституции Российской Федерации. Наряду с этим объектом данного преступления является и право граждан на пресечение и предупреждение антиобщественных проявлений. Рассматриваемое преступление посягает и на жизнь, здоровье и личную собственность должностных лиц, общественных работников и граждан в связи с их участием в предупреждении, пресечении преступлений или антиобщественных поступков.

Ответственность за угрозу в отношении работников милиции, народных дружинников или военнослужащих также наступает по этой статье УК.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 193 УК, выражается в угрозе должностному лицу или общественному работнику, а также гражданину в связи с его участием в предупреждении, пресечении преступления или общественного поступка.

Угроза как психическое насилие в преступлении, предусмотренном ст. 193 УК, может быть выражена словесно или письменно, через третьих лиц и т.д. в отношении указанных лиц в целях изменения или прекращения ими своего служебного или общественного долга. При этом виновный должен угрожать потерпевшим убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога. В данном преступлении под угрозой имеется в виду средство, при помощи которого виновный стремится изменить или прекратить общественно полезную деятельность должностных лиц и общественных работников. Угроза может оказать психическое воздействие в том случае, если она была реальной, т.е. при наличии достаточных оснований опасаться приведения угрозы в исполнение.

Угроза, предусмотренная ч. 1 ст. 193 УК, предполагает разрыв во времени между высказанным намерением и его реализацией, в то время как угроза насилием, направленная против представителя власти или общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка (ст.ст. 191, 1911УК), предполагает немедленное применение насилия в случаях невыполнения требования виновного.

Данное преступление следует считать оконченным в момент высказывания угрозы, символического или письменного ее выражения независимо от того, повлияла ли эта угроза на деятельность должностного лица, общественного работника

470

либо гражданина, участвующего в предупреждении и пресечении правонарушений.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 193 УК, характеризуется прямым умыслом. Субъект сознает, что угрожает должностному лицу, общественному работнику либо гражданину убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога, и желает, чтобы эти лица прекратили служебную или общественную деятельность или изменили ее характер в его интересах либо интересах других лиц.

Данное преступление может быть совершено из хулиганских побуждений, на почве мести и т.д.

При угрозе должностным лицам или общественным работникам виновный действует с целью добиться прекращения или изменения служебной или общественной деятельности этих лиц.

В ч. 2 ст. 193 УК предусматривается ответственность за насилие в отношении тех же лиц. Насилие может быть выражено в причинении легкого телесного повреждения, побоев, в совершении иных насильственных действий в отношении должностного лица или общественного работника в связи с его служебной или общественной деятельностью, а равно в отношении гражданина в связи с его участием в предупреждении и пресечении преступлений или антиобщественного поступка.

Под совершением иных насильственных действий следует понимать связывание, запирание в каком-либо помещении, а также любые другие насильственные ограничения свободы этих лиц.

Если указанным лицам причиняются менее тяжкие и тяжкие телесные повреждения в связи с их служебной деятельностью или выполнением общественного долга, то ответственность должна наступать по ст. 109 или ст. 108 УК. Если было совершено убийство указанных лиц, то содеянное следует квалифицировать по п. "в" ст. 102 УК как убийство в связи с выполнением этими лицами своего служебного или общественного долга.

Субъектом преступления, указанного в чч. 1 и 2 ст. 193 УК, может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Самовольное присвоение звания или власти должностного лица (ст. 194 УК). Опасность преступления, предусмотренного данной статьей, состоит в том, что самовольное присвоение звания или власти должностного лица не только нарушает законный порядок назначения или избрания должностных лиц, но и облегчает совершение различных неугодных деяний, а также подрывает авторитет тех органов и должностных лиц, от имени которых выступает преступник.

471

Под объектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК, имеется в виду порядок управления в области назначения и избрания должностных лиц, а также авторитет органов власти, государственных организаций и общественных объединений.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется следующими признаками:

  • самовольное присвоение звания или власти должностного лица;
  • совершение лицом, присвоившим звание или власть должностного лица, каких-либо общественно опасных действий;
  • наличие определенной связи между присвоенным званием (властью) и совершенными на этом основании общественно опасными действиями.

Самовольное присвоение звания или власти должностного лица состоит в том, что виновный путем обмана выдает себя за представителя власти либо иное должностное лицо и осуществляет функции власти или правомочие должностного лица. Обман может быть совершен в любой форме, в том числе путем простого умолчания, когда виновный пользуется заблуждением окружающих, ошибочно считающих его представителем власти (должностным лицом). В качестве материальных средств обмана обычно используются удостоверения личности либо форменная одежда (милиционера, военнослужащего и т.п.).

Совершение общественно опасных действий лицом, самовольно присвоившим власть или звание, обязательный признак рассматриваемого преступления.

Само по себе присвоение звания, не связанное с совершением общественно опасных действий (например, чтобы удовлетворить собственное честолюбие, произвести "выгодное" впечатление на окружающих и т.п.), не является преступлением, так как такие действия не посягают на порядок управления. Не представляет общественной опасности и не дает оснований для применения ст. 194 УК использование незначительных льгот и привилегий, связанных с присвоением звания (например, бесплатный проезд на городском транспорте с использованием самовольно присвоенной форменной одежды работника милиции). Тем более не является преступлением самовольное присвоение звания или власти должностного лица в целях совершения общественно полезных действий (например, для задержания преступника, наведения порядка в условиях стихийного бедствия и т.д.).

Совершение общественно опасных действий на основании самовольно присвоенного звания или власти должностного лица означает, что общественно опасные действия виновного

472

связаны с использованием тех прав и возможностей, которые дают ему самовольно присвоенное звание. При отсутствии указанной связи в действиях самозванца нет признаков преступления, предусмотренного ст. 194 УК. Так, если лицо выдает себя за следователя прокуратуры и в нетрезвом состоянии совершает хулиганство, его действия не могут быть квалифицированы по ст. 194 УК.

При совершении какого-либо преступления на основании самовольно присвоенных званий или власти содеянное квалифицируется по совокупности по ст. 194 и по статье УК, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что самовольно присваивает себе звание или власть должностного лица и тем самым совершает общественно опасные действия, и желает этого.

Субъектом данного преступления может быть только частное лицо. Действия должностного лица, которое с использованием своего служебного положения присваивает звание или власть другого должностного лица, представляют собой превышение власти или служебных полномочий (ст. 171 УК).

Покупка, продажа, обмен, а равно подделка либо умышленное уничтожение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию (ст. 1941 УК). В ч. 1 ст. 1941 УК предусмотрена ответственность за покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию.

Объект данного преступления - установленный порядок обращения с орденами, медалями, нагрудными знаками к почетному званию. Предмет преступления - указанные награды.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением одного из действий, описанных в ч. 1 ст. 1941 УК, т.е. покупкой, продажей, обменом, а равно подделкой либо уничтожением.

Преступление считается оконченным в момент совершения одного из указанных действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что покупает, продает, обменивает и т.д. ордена, медали, нагрудные знаки к почетному званию, и желает совершения одного из этих действий.

Чаще мотив этих преступлений - корысть. И тот, кто приобретает, и тот, кто продает, в этом случае действуют из корыстных побуждений. Хотя покупатель может действовать из иных побуждений (карьеристских, честолюбивых и т.п.).

473

В ч. 2 ст. 1941 УК предусмотрена ответственность за совершение тех же действий повторно, а равно за подделку либо умышленное уничтожение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию или другое надругательство над этими наградами.

Под подделкой следует понимать изготовление любыми методами фальшивого нагрудного знака либо его модификацию (видоизменение) с целью повышения степени награды (например, видоизменение ордена Славы в целях придания ему облика первой степени, что изменяет статус данной награды). Под уничтожением награды имеется в виду приведение ее в полную негодность либо ликвидация ее (например, изготовление из ордена ювелирных изделий). Под иными надругательствами над знаками отличия следует понимать любые искажения, которые изменяют их содержание и внешний вид, а также топтание, бросание орденов, медалей и нагрудных знаков к почетному званию и т.п.

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 1941 УК, считается оконченным независимо от возможных последствий.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели могут быть самые различные. Например, виновный может уничтожить знак отличия из хулиганских побуждений, на почве несогласия с политикой правительства, обиды (полагая, что он заслуживает большей награды) и т.д.

Субъектом преступления могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

Похищение или повреждение документов, штампов, печатей, бланков (ст. 195 УК). Опасность похищений или повреждений документов, штампов, печатей, бланков состоит в том, что эти действия нарушают установленный порядок ведения официальной документации, что может повлечь вред нормальной деятельности органов власти и управления, государственных или общественных предприятий, учреждений. Эти действия могут воспрепятствовать правильному решению вопросов управления рассмотрения дел в суде и т.д. Похищение документов, штампов, печатей, бланков может способствовать совершению других более тяжких преступлений (например, хищению государственного имущества).

Объект преступления, предусмотренного ст. 195 УК, - установленный порядок ведения официальной документации.

Предмет преступления - документы, штампы, печати и бланки.

Документ (от лат. "documentum" - образец, свидетельство,

474

доказательство) - это деловая бумага, свидетельствующая о каких-либо фактах, подтверждающая право на что-то. Однако к документам следует отнести не только деловые бумаги, но и другие материальные объекты (перфокарта, фотопленка, магнитофонная лента, дискета и т.п.).

Под штампом (от нем. "stampe") имеется в виду угловая печать (выпуклое печатное изображение), которая содержит информацию о наименовании предприятия, учреждения, организации, общественного объединения, месте их нахождения (адрес), дате отправления документа и т.д. Печать представляет собой прибор с круглым (иногда иной формы) выпуклым негативным изображением, которое содержит наименование предприятия, учреждения или организации, место его нахождения с указанием ведомственной принадлежности. Печать предназначена для производства оттиска на бумаге, сургуче, свинце, пластинке и других материалах. Наибольшее значение представляют так называемые гербовые печати.

Бланком (от франц. "blanc") называют лист бумаги с напечатанным названием предприятия, учреждения, общественного объединения и т.д. с частично отпечатанным текстом (например, бланк паспорта, удостоверения, лист с оттиском штампа и т.д.).

Объективная сторона данного преступления характеризуется похищением, уничтожением, повреждением или сокрытием любого из названных предметов преступления. При этом совершение хотя бы одного из указанных действий дает возможность привлечь виновного по ст. 195 УК.

Под похищением следует понимать любое противоправное изъятие документов, штампов, печатей, бланков из ведения предприятия, учреждения, организации, общественного объединения. Хищение этих предметов может быть совершено путем кражи, грабежа, мошенничества. Если указанные предметы были похищены с применением насилия, то виновный должен отвечать по ст. 195 УК и по статьям, предусматривающим ответственность за посягательства против личности.

Под уничтожением документа, штампа, печати, бланка следует понимать приведение этих предметов в полную непригодность относительно их целевого назначения. В результате уничтожения данные предметы перестают физически существовать или полностью утрачивают свое предназначение (например, у печати сбито выпуклое печатное изображение в результате использования ее для хозяйственных нужд).

Под повреждением признается приведение документов, штампов, печатей, бланков в частичную непригодность. Указанные предметы, будучи поврежденными, утрачивают лишь

475

часть своего целевого назначения. К повреждению документа следует отнести, например, отрывание части документа, вырывание страниц из уголовного или гражданского дела и т.п.

Под сокрытием имеется в виду утайка документа, штампа, печати, бланка, что не позволяет ими пользоваться их владельцу. Сокрытие сопряжено с завладением указанных предметов виновным, однако такое завладение лишено признаков хищения (например, виновный получил штамп организации в силу служебного положения и оставил его у себя).

В ч. 1 ст. 195 УК говорится о документах, штампах, печатях и бланках, находящихся в государственных или общественных предприятиях, учреждениях, организациях, что означает не только их пребывание в этих помещениях, но и вне помещений данных организаций, но они должны оставаться в их делопроизводстве. Поэтому, например, похищение названных предметов из портфеля должностного лица за пределами организации, где оно служит, должно квалифицироваться по ст. 195 УК.

Преступление, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 195 УК, считается оконченным с момента совершения рассмотренных действий независимо от возможных последствий (была ли нарушена нормальная работа государственного или общественного предприятия, учреждения).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что похищает, повреждает, уничтожает или скрывает документы, штампы, печати, бланки, и желает совершить указанные действия. Мотив рассматриваемого преступления - корысть или иные низменные побуждения.

К низменным побуждениям относятся, например, месть, ненависть, подсиживание, карьеризм и т.п.

Субъектом преступления могут быть лишь частные лица, достигшие 16-летнего возраста. Если аналогичные действия совершаются должностным лицом с использованием своего служебного положения, то ответственность наступает по ст. 170 УК (злоупотребление властью или служебным положением).

В ч. 2 ст. 195 УК содержатся квалифицирующие признаки данного преступления, к которым законодатель относит:

  • а) совершение тех же действий в отношении документов, штампов, печатей, бланков особой важности;
  • б) совершение тех же действий, повлекших тяжкие последствия.

Являлись ли похищенные, уничтоженные, поврежденные или сокрытые документы, штампы, печати, бланки особой важности или нет, решает суд. К таковым относят, например, уголовные и гражданские дела, гербовые печати, бланки паспортов, дипломов о высшем образовании и т.п.

476

К тяжелым последствиям рассматриваемых действий в судебной практике относят, например, нарушение ритма работы предприятий, который был обусловлен похищением или уничтожением необходимых документов, похищение гербовой печати, что повлекло несвоевременную выплату заработной платы, и т.п., а к тяжким последствиям - причинение крупного ущерба гражданам, предприятиям в результате хищения, совершенного с использованием похищенных бланков, штампов, документов.

Похищение у граждан паспорта или других важных документов (ст. 195 УК). В ч. 3 ст. 195 УК предусматривается ответственность за похищение у граждан паспорта или других важных личных документов.

Объект этого преступления - нормальная деятельность органов государственной власти и управления либо общественных объединений, имеющая важное значение для осуществления гражданами их личных прав.

Похищение у граждан личных документов создает затруднения для них в реализации своих законных прав и интересов. Вместе с этим данное преступление создает условия для совершения преступлений имущественного характера и др.

К предмету данного преступления относятся паспорта и другие важные документы неимущественного характера, которые выдаются органами государственной власти и управления, а также общественными объединениями, удостоверяющие личность владельца, его трудовой стаж, диплом об образовании и др.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в похищении паспорта или иных важных документов граждан, совершенном тайно, открыто, путем обмана и т.д. Если похищение сопровождалось насилием, то содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 195 УК и по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Субъективная сторона похищения документов характеризуется прямым умыслом. Виновный стремится завладеть именно документами, а не чем-либо другим. Если же виновный желал похитить бумажник из кармана потерпевшего из корыстных побуждений, а в бумажнике оказались и личные документы, то он отвечает лишь за кражу личного имущества, а не за похищение документов. Похищение документов имущественного характера с целью последующего получения имущества должно квалифицироваться как приготовление к хищению.

Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст. 196 УК). Преступление, предусмотренное чч. 1 и 2 данной статьи, представляет опасность,

477

так как поддельные документы искажают действительные факты, что может повлечь вредные последствия для граждан, государственных организаций и общественных объединений. Подделка документов может освободить виновного от выполнения той или иной обязанности либо предоставить ему права без всяких к тому оснований. Эти преступления посягают на порядок документального удостоверения фактов, которые имеют юридическое значение. Подделка документов может быть использована для совершения более тяжких преступлений (мошенничества и т.п.).

Объект рассматриваемого преступления - установленный порядок документального удостоверения фактов, имеющих юридическое значение.

В качестве предмета преступления в ч. 1 ст. 196 УК предусмотрены:

  • 1) удостоверения и другие документы, выдаваемые государственным или общественным предприятием, учреждением, организацией, общественным объединением. При этом предметом подделки может быть лишь документ, который предоставляет права или освобождает от обязанностей. К таким документам относятся удостоверения личности, документы о трудовом стаже, об образовании и т.п. Если подделка не предоставляла владельцу никаких прав и не освобождала его от обязанностей, т.е. не влекла никаких изменений в его правовом статусе, то содеянное не может быть квалифицировано по ст. 196 УК;
  • 2) штампы, печати, бланки государственных организаций и общественных объединений.

Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 196 УК, характеризуется хотя бы одним из предусмотренных действий:

  • а) подделкой указанных предметов преступления;
  • б) изготовлением поддельных штампов, печатей, бланков;
  • в) сбытом поддельных документов;
  • г) сбытом поддельных печатей, штампов, бланков.

Как подделка документа может быть квалифицирована лишь полная или частичная фальсификация документа, который выдается государственным предприятием, учреждением или общественным объединением. Не может квалифицироваться по ст. 196 УК подделка частных документов (расписок, доверенностей, завещания, но удостоверенных нотариальной конторой).

Подделка документа, выдаваемого государственным предприятием, учреждением или общественным объединением, но

478

не предоставляющего никаких прав и не освобождающего от обязанностей и не являющегося удостоверением, не может также квалифицироваться по ст. 196 УК. К таким документам, которые не являются предметом данного преступления, следует отнести различные заявки, запросы, сопроводительные письма, характеристики и т.п.

Подделка удостоверений и иных документов может быть выражена в полном изготовлении фальшивого документа либо в изменении подлинного документа, что искажает его содержание. Эти искажения вносят в подлинный документ в результате исправления, уничтожения части текста, дописки, подчистки, скрепления документа поддельной печатью и т.д.

Изготовление поддельных штампов, печатей, бланков предполагает как полное противоправное изготовление этих предметов, так и фальсификацию подлинных штампов, печатей, бланков путем частичного изменения их текста.

Сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков состоит в передаче их другим лицам. Это и продажа, и обмен, и дарение, и т.п.

Подделка документов, штампов, печатей, бланков считается оконченной в момент их изготовления, даже если они не были предъявлены или представлены по назначению.

Сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков будет оконченным с момента передачи фальшивого предмета другому лицу.

С субъективной стороны анализируемое преступление предполагает наличие лишь прямого умысла. Виновный сознает, что подделывает документы, изготовляет поддельные штампы, печати и бланки либо сбывает их, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны подделки документов или изготовления поддельных штампов, печатей, бланков является цель их использования самим подделывателем или другим лицом. Однако цель - не обязательный признак сбыта поддельных документов, штампов, печатей, бланков. В этих случаях ответственность наступает независимо от цели, к которой стремился виновный в результате сбыта указанных предметов.

Субъектом преступления может быть частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. Подделка документов, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения и вопреки интересам службы, должна квалифицироваться по ст. 175 УК (должностной подлог).

В ч. 2 ст. 196 УК предусматривается повышенная ответственность за те же действия, совершаемые систематически.

479

Под систематичностью в данном случае следует понимать совершение преступлений, описанных в ч. 1 ст. 196 УК, более двух раз.

Учитывая антиобщественную направленность личности, опасность этих типичных сочетаний преступлений, законодатель в ч. 2 ст. 196 УК предусмотрел данное обстоятельство в качестве квалифицирующего.

Использование заведомо подложных документов (ст. 196 УК). Преступление, предусмотренное ч. 3 данной статьи, - самостоятельное, оно посягает также на установленный порядок документального удостоверения юридических фактов. Рассматриваемое преступление и подделка документов являются смежными. Но вместе с этим они имеют свои особенности. Учитывая, что подделка документов совершается с целью их использования (ч, 1 ст. 196 УК), последующее использование подложных документов лицом, виновным в подделке, не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 196 УК. За использование заведомо подложных документов (ч. 3 ст. 196 УК) несут ответственность лица, которые не участвовали в подделке используемого документа.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 196 УК, выражается в самом разнообразном использовании подложного документа.

Подложным документ признается в случаях, когда в нем хотя бы часть данных не соответствует действительности в результате подделки или злоупотребления должностного лица, выдавшего документ, либо в результате использования подлинного документа, но принадлежащего другому лицу.

Под использованием заведомо подложных документов понимается его предъявление соответствующему должностному лицу либо представление его в государственное предприятие, учреждение или общественное объединение, когда подложный документ остается в ведении этих учреждений, организаций.

Оконченным данное преступление признается в момент использования подложного документа, т.е. тогда, когда документ предъявлен или представлен, независимо от того, удалось ли виновному получить желаемые права или освободиться от обязанностей.

Последующее непрерывное или периодическое пользование теми или иными правами на основании ранее представленного или предъявленного документа не превращает данное преступление в длящееся или продолжаемое.

Субъективная сторона преступления характеризуется

480

только прямым умыслом. Виновный сознает, что он использует поддельный документ, предоставляющий ему какие-либо права или освобождающий от обязанностей, и желает этого. Цель использования заведомо подложных документов состоит в получении каких-либо прав или освобождении от обязанностей.

Если законодатель предусматривает обман в качестве способа совершения преступления (ст. 147 УК), использование подложных документов следует рассматривать как разновидность обмана. Содеянное в этих случаях не требует квалификации по ч. 3 ст. 196 УК.

Нарушение правил въезда или проживания в пограничной полосе или пограничной зоне (ст. 197 УК). Пребывание - пограничной полосе или пограничной зоне регулируется Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" 1.

Этот закон устанавливает специальный пограничный режим, регламентирующий правила въезда, временного пребывания, проживания, передвижения, производства работ, а также учета и содержания средств передвижения и плавания в территориальных и внутренних водах, в пограничных реках, озерах и иных водоемах.

Пограничная зона - это прилегающая к государственной границе с сопредельными странами территория, ограниченная, как правило, пределами административного района, города, сельского или поселкового Совета народных депутатов или территория, прилегающая к охраняемому пограничными войсками побережью моря. Пограничная зона там, где она установлена, охватывает территориальные воды (территориальное море), внутренние воды нашего государства, принадлежащую нам часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов и расположенные в этих водах острова.

Пограничной полосой называют непосредственно примыкающую к государственной границе территорию шириной до 2 км, расположенную вдоль сухопутных участков границы или берегов пограничных рек, озер и иных водоемов.

Нарушение правил въезда в пограничную зону, а также правил проживания или прописки в ней, совершенное лицом впервые, является административно-правовым деликтом и влечет ответственность в соответствии со ст. 183 КоАП.

Уголовная ответственность за нарушение правил въезда или проживания в пограничной полосе или пограничной зоне

481

наступает лишь в случаях после наложения административного взыскания за такое же нарушение и если не истек годичный срок со дня наложения административного взыскания.

Объект преступления, предусмотренного ст. 197 УК, - установленный порядок управления в области обеспечения неприкосновенности государственных границ.

Объективная сторона преступления определяется характером нарушенного правила въезда или проживания в пограничной полосе или пограничной зоне и может выражаться как в действии (въезд в пограничную зону без соответствующего разрешения), так и в бездействии (непредоставление паспорта для прописки, уклонение от прописки).

В ст. 197 УК говорится о трех формах нарушения правил въезда или проживания в пограничной полосе или пограничной зоне. К таковым относятся: 1) нарушение правил въезда в пограничную зону, т.е. без разрешения органов МВД, а в пограничную полосу - без надлежащего разрешения командования пограничных войск; 2) нарушение правил проживания в пограничной полосе или пограничной зоне, что может выразиться в нарушении сроков пребывания в этих зонах, в проживании по просроченным или поддельным документам или в передвижении без надлежащего разрешения либо в производстве тех или иных работ; 3) нарушение правил прописки (в уклонении от прописки, в нарушении установленных сроков прописки, в проживании вне места прописки).

Если виновный использует подложные документы для пребывания в пограничной полосе или пограничной зоне, то он должен отвечать по ч. 3 ст. 196 и ст. 197 УК.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями (бездействием) нарушает установленный порядок въезда и проживания в пограничной полосе или пограничной зоне, и желает действовать таким образом. Неосторожное нарушение указанных правил - не уголовно наказуемое деяние.

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения.

Уклонение военнообязанного от учебных или поверочных сборов и воинского учета (ст. 1981 УК). В данной статье предусмотрена ответственность за два самостоятельных преступления. В чч. 1 и 2 ст. 1981 УК говорится об уклонении военнообязанного от учебных или поверочных сборов, а в

482

ч. 3 ст. 1981 УК - об уклонении военнообязанного от воинского учета, если ранее за такое же деяние к виновному были применены меры административного взыскания.

Уклонение военнообязанного от учебных или поверочных сборов. В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Однако каждый гражданин в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности 1 предусматривается периодичность, продолжительность и порядок призыва военнообязанных рядового, сержантского и офицерского состава, состоящих в запасе, на учебные или поверочные сборы с целью подготовки и переподготовки резерва кадрового состава армии.

Уклонение военнообязанного от учебных или поверочных сборов препятствует деятельности органов власти, в частности военных комиссариатов, по организации подготовки кадров армии.

Объективная сторона выражается в уклонении военнообязанного от учебных или поверочных сборов, т.е. в неявке военнообязанного без уважительных причин на место сборов в установленный срок. Уважительными причинами могут быть: болезни, стихийные бедствия, крушение или аварии на транспорте. Уклонение военнообязанного от учебных или поверочных сборов может быть выражено как в действии, так и бездействии. Неявка военнообязанного на учебные или поверочные сборы в установленное место и время без уважительных причин считается оконченным преступлением.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что уклоняется от учебных или поверочных сборов, и желает этого.

Субъект данного преступления - граждане Российской Федерации, состоящие на воинском учете.

В ч. 2 ст. 1981 УК предусматривается квалифицированный

483

вид уклонения военнообязанного от учебных или поверочных сборов. К квалифицирующим признакам законодатель относит: 1) причинение себе какого-либо повреждения (членовредительство); 2) симуляция болезни; 3) подлог документов; 4) иной обман; 5) а равно другие отягчающие обстоятельства.

К иному обману, как способу уклонения военнообязанного от учебных или поверочных сборов, следует отнести сообщение военному комиссариату о наличии у виновного религиозных убеждений, якобы препятствующих несению военной службы, сообщение о якобы тяжелом заболевании члена семьи и т.д.

Уклонение от учебных сборов, совершенное путем подлога документов (ч. 2 ст. 1981 УК), дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 196 УК не требует (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков).

Уклонение военнообязанного от воинского учета (ч. 3 ст. 1981 УК). Закон о всеобщей воинской обязанности предусматривает срок постановки на учет военнообязанного, прибывающего на постоянное или временное жительство, в служебную командировку, на учебу, в отпуск и т.д. Уклонение от выполнения этой обязанности, совершенное впервые, влечет административную ответственность. Уголовная ответственность может наступить в случае, когда за аналогичные деяния уже были применены меры административного воздействия.

Объектом данного преступления являются общественные отношения, существующие по поводу постановки на воинский учет.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется лишь прямым умыслом.

Субъектом преступления могут быть военнообязанные, состоящие в запасе.

Самоуправство (ст. 200 УК). Установленный порядок управления предполагает соответствующую закону деятельность государственных организаций, общественных объединений и установленный порядок реализации гражданами своих законных интересов. Реализация гражданами своих законных или предполагаемых прав вопреки установленному порядку ведет к дезорганизации нормальной деятельности органов государственного управления, общественных объединений, к нарушению охраняемых законом прав и интересов других граждан. Все это представляет определенную опасность и влечет уголовную ответственность.

484

Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями, выражающимися в самовольном, т.е. с нарушением установленного законом порядка, осуществлении виновным своего действительного или предполагаемого права.

Под действительным правом имеется в виду право, принадлежащее на законном основании, но реализуемое вопреки установленному порядку (например, изъятие присужденного истцу имущества без судебного исполнителя).

Предполагаемое право представляет собой право, которым реально лицо не обладает, но ошибочно считает принадлежащим ему.

Если лицо самовольно совершает какие-либо действия, осознавая, что оно не имеет на них ни действительного, ни предполагаемого права, самоуправство отсутствует.

В качестве обязательного признака объективной стороны самоуправства законодатель предусматривает причинение существенного вреда гражданам либо государственным или общественным организациям. Является ли причиненный вред существенным или нет, зависит от особенностей конкретного случая самоуправства. К таковому вреду в судебной практике относят насилие в процессе самоуправных действий, причинения гражданам, государственным организациям или общественным объединениям существенного материального ущерба и т.п.

Если в процессе самоуправных действий причиняются последствия, которые являются признаками других более тяжких преступлений, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности статей УК (как самоуправство и, например, как преступление против личности).

С субъективной стороны самоуправство характеризуется прямым умыслом. Виновный признает, что действует вопреки установленному порядку, осуществляя свое действительное или предполагаемое право, предвидит, что его действия могут причинить существенный вред законным интересам граждан, государственным организациям или общественным объединениям, и желает либо сознательно допускает его причинение.

Субъектом самоуправства могут быть только частные лица. Должностные лица, совершившие аналогичные действия с использованием своего служебного положения, должны отвечать по ст. 171 УК (превышение власти или служебных полномочий) .

Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 2001

485

УК). В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июля 1988 г. 1 введена уголовная ответственность за нарушение установленного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Граждане Российской Федерации в соответствии со ст. 31 Конституции имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.

Уголовная ответственность за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий может наступать в случаях, когда эти мероприятия проводятся за пределами зданий и территорий, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям. Уголовный закон не может распространяться на религиозные церемонии, похоронные (ритуальные) процессии, традиционные народные праздники, ярмарки, выставки под открытым небом, а также на сосредоточение группы лиц, заранее не согласованное и не организованное (например, находящиеся в очередях и т.д.).

Объект преступления, предусмотренного ст. 2001 УК, - установленный порядок организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Объективная сторона анализируемого преступления может быть выражена в действиях и бездействии.

Нарушенным установленный порядок организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций будет, например, когда организаторы собрания не подали уведомление на имя главы местной администрации по месту проведения собрания или проводят его не в полном соответствии с целями, датой, временем и местом, указанными или определенными главой местной администрации.

Если использование свободы собрании направлено на насильственные изменения конституционного строя, пропаганду войны, насилия и социальной розни и других преступных действий, то содеянное следует квалифицировать по совокупности статей УК (например, по ст.ст. 74 и 2001 УК).

Под собранием следует понимать проходящее в публичных местах слушание и обсуждение мнений, требований с целью их одобрения.

Митинг - это собрание людей, чаще сторонников, определенных политических идей, мнений, направлений с целью их публичного одобрения, поддержки.

486

Под демонстрацией понимается выражение мнений или требований на массовом шествии или собрании людей с помощью флагов, плакатов, лозунгов, других наглядных средств или скандирование лозунгов.

К уличным шествиям следует отнести движение участников публичной демонстрации по улицам, площадям города или иного населенного пункта.

Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, совершенное впервые, влечет административную ответственность.

Уголовная ответственность наступает в случае, если ранее к виновному за указанные деяния уже были применены меры административного взыскания.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что нарушает установленный порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, и желает этого.

Субъектом данного преступления могут быть лица, являющиеся организаторами собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации.

Нарушение правил охраны линий связи (ст. 2051 УК). Данное преступление представляет определенную опасность, так как нарушает кабельную междугородную связь, лишает возможности передать информацию, принимать оперативные меры.

Объект данного преступления - общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность междугородной кабельной связи. Предмет преступления - кабель междугородной связи.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в действиях, выразившихся в нарушении правил охраны линий связи, повлекших повреждение кабельной линии междугородной связи.

Диспозиция ст. 2051 - бланкетная. Чтобы установить, нарушены ли правила и какие, необходимо руководствоваться Правилами охраны линий связи.

В качестве вредного последствия данных нарушений законодатель предусматривает перерыв междугородной связи. Перерыв связи должен быть не кратковременным, ликвидация его требует производства ремонтных работ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 2051 УК, характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

487


1 В настоящее время данный институт претерпевает существенные изменения. Фактически во многих регионах прекратили свое существование добровольные народные дружины. Однако они не запрещены.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1989. № 6.
3 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993: № 17. Ст. 594.
1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. № 42. Ст. 552; 1980. № 52. Ст. 1121; 1984. № 18. Ст. 318; 1985. № 12. Ст. 199; 1985. № 32. Ст. 582; 1990. № 14. Ст. 238.
1 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1988. № 31. Ст. 1005.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved