§ 7. Нарушение антимонопольного
законодательства

Объективная сторона этого преступления, предусмотренного ст. 1751 УК, состоит в неисполнении в срок должностным лицом органа власти, управления или хозяйствующего субъекта законных предписаний Антимонопольного комитета Российской Федерации, его территориального управления, если оно совершено лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за те же действия.

Из текста закона следует, что налицо бланкетная диспозиция. Для уяснения содержания действий, образующих данный вид преступления, необходимо обращаться к антимонопольному

407

законодательству и другим актам Антимонопольного комитета Российской Федерации. В частности, нужно прежде всего исходить из положений Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности", в котором названы виды монопольной деятельности (ст.ст. 5 и 6), а также формы недобросовестной конкуренции (ст. 10).

При этом закон определяет монопольную деятельность как действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, а также органов власти или управления, направленные на недопущение конкуренции и тем самым нарушающие законные интересы потребителей товара. Раскрывая содержание монополистической деятельности, законодатель называет такие ее виды, как злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением на рынке, заключение неправомерных соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами.

Закон относит также к монополистической деятельности акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции, как-то: запрет на осуществление определенных видов деятельности, дача указаний хозяйствующему субъекту о приоритетном заключении договоров, создание доминирующих либо привилегированных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов путем налоговых и иных льгот, принятие решений о централизованном распределении товаров и т.п. (ст. 7).

При выявлении названных либо иных нарушений антимонопольного законодательства Антимонопольным комитетом Российской Федерации либо его территориальными управлениями в адрес соответствующих должностных лиц органов власти, управления или хозяйствующего субъекта направляется предписание об устранении допущенных нарушений. Невыполнение такого предписания может образовать объективную сторону данного преступления. При этом такое предписание должно быть законным, т.е. основанным на соответствующем нормативном акте, и не выходить за рамки компетенции Антимонопольного комитета или его управления.

Таким образом, объективная сторона преступления заключается в бездействии соответствующих должностных лиц названных органов. Непременное условие уголовной ответственности - наложение на лицо в течение года административного взыскания за те же действия, т.е. за неисполнение законного предписания Антимонопольного комитета.

Состав преступления - формальный, посягательство следует

408

считать с момента истечения установленного в предписании срока прекращения нарушения.

Субъективная сторона характеризуется только в виде прямого умысла. Виновный сознает, что он не выполняет в установленный срок предписания Антимонопольного комитета или его управления, что он уже подвергался административной ответственности за такое же нарушение, и не желает выполнить законные предписания.

Корыстная либо иная личная заинтересованность не является необходимым признаком данного преступления.

Субъект преступления - должностное лицо органа власти, управления либо хозяйствующего органа, в чей адрес направлено предписание комитета.

409



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved