§ 3. Превышение власти
или служебных полномочий

Объективная сторона превышения власти или служебных полномочий характеризуется тремя обязательными признаками: а) совершением действий, явно выходящих за пределы предоставленных данному лицу прав и полномочий, б) наступлением преступных последствий в виде существенного вреда правоохраняемым государственным, общественным или личным интересам и в) причинной связью между действиями и последствиями.

Данное преступление может быть совершено только путем действий. Понятием действий, выходящих за пределы прав и полномочий, охватываются четыре наиболее типичные формы поведения должностного лица: 1) действия, которые входят в компетенцию вышестоящего должностного лица данного или другого ведомства (например, в сферу руководителя, а не начальника цеха или отдела), 2) действия, которые могли быть совершены лишь коллегиально (например, взятие на поруки должно производиться коллективом, а не единолично руководителем), 3) действия, которые могли быть совершены и данным должностным лицом, но при наличии у него специальных полномочий либо в особых условиях, отсутствующих в момент совершения действий (например, применение оружия не в момент нападения преступника) и 4) действия, которые неправомочны совершить никакое должностное лицо и никакая служебная инстанция (например, руководитель учреждения или организации во время приема подчиненного по служебным вопросам наносит ему побои) 1.

Права и полномочия, за рамки которых выходит виновный, предоставляются ему либо законом, либо иными нормативными актами (уставами, положениями, инструкциями, приказами и т.п.). Чтобы установить, что лицо вышло за пределы полномочий, за рамки служебной компетенции, необходимо точно выяснить, каким именно правовым актом регулируются его права и полномочия, какие положения этого акта конкретно были нарушены и в чем это нарушение выразилось. Отсутствие такой правовой регламентации, неустановление правового акта, которым регулируются права и полномочия данного должностного лица либо представителя власти, исключает в его действиях состав превышения власти или служебных полномочий.

Обязательным условием ответственности за превышение

377

власти является связь совершенных виновным действий с его служебными обязанностями. Так, необоснованно был осужден за превышение должностных полномочий бригадир совхоза В., который избил сторожа Л., причинив ему телесные повреждения. Квалификация действий В. была неправильной, поскольку избиение Л. совершено не в связи с исполнением виновным своих служебных обязанностей, а на почве личных отношений: Л., будучи соседом В. по квартире, пытался похитить и продать коллективную телевизионную антенну 1.

Существенным признаком превышения власти является наделение виновного определенными должностными или властными полномочиями в отношении лиц или организаций, которым причиняется ущерб вследствие превышения власти. Отсутствие таких полномочий исключает состав данного преступления 2.

Необходимый признак данного состава - причинение существенного вреда охраняемым законом государственным, общественным и личным интересам. Вред при превышении власти или служебных полномочий в основном идентичен по своему содержанию с вредом как признаком должностного злоупотребления. Вместе с тем для превышения власти не характерен имущественный ущерб.

Наиболее часто действия виновного причиняют ущерб личности. При этом он может быть физическим (в частности, в виде телесных повреждений различной степени тяжести) либо нарушать основные конституционные права граждан (право на труд и его оплату, на жилую площадь, на социальное обеспечение и т.д.). Последствием может быть и нарушение нормальной работы предприятия, учреждения или организации. Между превышением прав и полномочий и существенным вредом должна быть установлена причинная связь.

Преступление считается оконченным с момента причинения указанного в законе вреда.

Субъективная сторона превышения власти или служебных полномочий характеризуется только умыслом. Виновный сознает, что его действия, совершаемые при выполнении функций представителя власти либо должностных обязанностей, явно выходят за пределы предоставленных ему прав и полномочий. В содержание умысла входит также предвидение наступления от его действий существенного вреда и желание причинить такой ущерб или сознательное его допущение. Явность

378

превышения прав и полномочий представляет собой очевидность, бесспорность выхода за пределы служебных полномочий прежде всего для самого виновного, а также и для других лиц.

Субъектом данного преступления, как показывает анализ судебной практики, в преобладающем большинстве случаев являются представители власти (70%), в остальных - иные должностные лица 1.

Превышение власти или служебных полномочий становится квалифицированным (ч. 2 ст. 171), если оно сопровождается указанными в законе признаками. Применение оружия, насилия, совершение мучительных либо оскорбляющих достоинство потерпевшего действий рассматривается как форма (способ) причинения существенного вреда охраняемым законом правам и интересам личности.

Насилие как квалифицирующий признак данного преступления состоит в физическом воздействии на потерпевшего. Оно может заключаться в нанесении побоев, причинении телесных повреждений, физической боли, истязании потерпевшего либо в ограничении его свободы. При этом данным признаком охватываются умышленно тяжкие телесные повреждения, а также неосторожное причинение смерти либо телесных повреждений любой тяжести.

Превышение власти или служебных полномочий, сопряженное с умышленным убийством или причинением умышленно тяжкого телесного повреждения, не охватывается ч. 2 ст. 171 УК и квалифицируется по совокупности 2.

Как совокупность преступлений следует рассматривать также превышение власти или служебных полномочий, сопровождающиеся изнасилованием потерпевшей (ст. ст. 171 и 117 УК).

Под применением оружия следует понимать фактическое его использование для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или телесных повреждений, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность 3.

Применение оружия может состоять в использовании его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему (выстрел, удар кортиком) либо в попытке их использовать.

379

Следовательно, для квалифицированного вида данного состава преступления не обязательно причинение в результате применения оружия общественно опасных последствий. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР по делу В. указывалось, что факт незаконного применения представителем власти оружия, выразившегося в производстве умышленного выстрела, опасного для жизни и здоровья людей и не вызывавшегося обстоятельствами и характером правонарушения, должен в данной конкретной обстановке рассматриваться как нанесение существенного вреда правам граждан 1.

Вместе с тем демонстрация оружия или угроза его применения, не создавшая реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего, не образует квалифицированного вида превышения власти или служебных полномочий.

К оружию должно быть отнесено только огнестрельное и холодное оружие, т.е. устройства и предметы, специально предназначенные для поражения живой цели, ношение и применение которых регламентируется специальными законами, и не имеющие хозяйственно-бытового назначения 2. Существенным для наличия данного признака превышения власти или служебных полномочий является незаконность применения оружия: оно применяется в нарушение установленных оснований и порядка его использования.

Квалифицирующими признаками данного преступления закон считает также действия, выходящие за пределы прав и полномочий виновного, которые были мучительными для потерпевшего или оскорбляли его личное достоинство.

Мучительными следует считать действия виновного, причиняющие потерпевшему особую физическую боль, страдания.

Под оскорбительными имеются в виду действия, которые унижают человеческое достоинство. При этом словесное оскорбление не может считаться признаком квалифицированного вида превышения власти.

С субъективной стороны для квалифицированного вида превышения власти следует установить, что умыслом виновного охватывался не только факт выхода за пределы предоставленных ему полномочий, но и способ такого выхода (применение оружия, насилия и т.д.) и Желание совершить подобные действия. Виновный предвидит наступление указанных в ч. 1 ст. 171 УК последствий и желает или сознательно их допускает.

380

Превышение власти или служебных полномочий необходимо отличать от злоупотребления властью или служебным положением. Основные различия сводятся к следующему. При превышении полномочий виновный совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции, при злоупотреблении незаконно использует предоставленные ему права и полномочии 1. Превышение полномочий характеризуется только действиями, злоупотребление может состоять и в бездействии. Для превышения полномочий корыстная или иная личная заинтересованность не являются необходимыми субъективными признаками, для злоупотребления они обязательны.

Кроме того, типичным видом существенного вреда при превышении полномочий является физический вред, при злоупотреблении - имущественный.

381


1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3. 377
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 4.
2 См., например: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1969. № 5; 1971. № 2; Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1966. № 8.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 4.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
3 См. там же.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1968. № 2.
2 Более подробно об этом см. в гл. XII учебника.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved