§ 2. Злоупотребление властью
или служебным положением

Объективная сторона этого преступления состоит в использовании виновным своего должностного положения вопреки интересам службы, если это влечет за собой причинение существенного вреда правоохраняемым интересам. Следовательно, она содержит три обязательных признака: а) использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы; б) наступление в результате этого последствия в виде существенного вреда; в) причинную связь между деянием и последствием.

Данное преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Использование служебного положения предполагает, что содеянное формально входит в круг прав, полномочий и обязанностей лица, в пределы его служебной компетенции.

Суды должны учитывать, как разъяснялось в постановлении Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге", что в соответствии с законом должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо было наделено в силу занимаемой должности 1.

Виновный при этом во всех случаях нарушает принципы, порядок или правила выполнения должностных обязанностей, извращает основную суть и содержание служебной деятельности 2.

370

Деяние (действие или бездействие) при должностном злоупотреблении совершается вопреки интересам службы. Этот признак является особо значимым для данного преступления. Высшие судебные органы неоднократно отменяли приговоры нижестоящих судов, прекращали производство по делу за отсутствием состава преступления, в частности, в связи с неустановлением того, что должностное лицо использовало свое положение вопреки интересам службы 1.

Формами злоупотребления властью или служебным положением могут быть: грубые нарушения штатно-финансовой дисциплины, обман контролирующих и ревизующих органов, сокрытие хищений и недостач товарно-материальных ценностей, получение или отпуск товаров по оптовым или заниженным ценам, неосновательное расходование государственного или общественного имущества либо передача его в пользование отдельным гражданам, извлечение должностным лицом корыстной выгоды за счет государственной либо общественной собственности, но без изъятия государственного или общественного имущества (например, использование рабочей силы, транспорта, механизмов для строительства дачи, гаража, ремонта квартиры без оплаты выполненной работы), незаконное обогащение за счет имущества, принадлежащего отдельным гражданам, и т.п.

Специфическими формами должностного злоупотребления являются сокрытие хищений либо любых иных преступлений 2, а также попустительство со стороны должностных лиц совершению преступления.

Преступные последствия в составе данного преступления состоят в причинении существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам или интересам граждан.

Указанный признак объективной стороны должностного злоупотребления (а также превышения власти или служебных полномочий и халатности) относится к числу оценочных. В связи с этим для уяснения его сущности нужно выяснить два вопроса: каково содержание вреда и каковы критерии признания его существенным. Вред в составе трех названных преступлений может быть материальным, а также заключаться в нарушении основных (конституционных) прав и свобод граждан либо в нарушении нормальной работы

371

органов власти или управления, предприятии, учреждений, организаций и т.п. 1.

Наиболее часто последствием должностного злоупотребления является вред материальный. В проведенном Верховным Судом СССР в 1990 году обзоре судебной практики по делам о должностных преступлениях указывалось, что материальный вред был установлен в 80% от общего числа изученных дел 2. Его в свою очередь принято подразделять на имущественный и личностный. Имущественный вред существует в виде реального ущерба собственности (уменьшение наличной имущественной массы) и в виде упущенной выгоды (недополучение того имущества, которое должно быть получено на законных основаниях). Для должностного злоупотребления типичен имущественный ущерб. Применительно к государственной и общественной собственности он, как правило, проявляется в форме упущенной выгоды.

Ущерб личной собственности граждан как последствие должностного злоупотребления, по общему правилу, состоит в уменьшении наличного имущественного фонда потерпевших.

Личностный вред заключается в причинении телесных повреждений разной степени тяжести, а также смерти. При этом следует иметь в виду, что для данного преступления причинение вреда личности нетипично.

Причиняемый злоупотреблением вред государственным или общественным интересам может состоять также в серьезном нарушении нормальной работы отдельного звена государственного аппарата либо предприятия, учреждения или организации.

Наконец, формой вреда может быть нарушение важнейших законных прав и интересов граждан.

Для наличия состава должностного злоупотребления (а также превышения власти или служебных полномочий и халатности) необходимо, чтобы вред был существенным.

Критериями существенности вреда судебная практика считает "степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, учреждения, организации, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда" 3.

372

В обзоре судебной практики по делам о должностных преступлениях отмечалось, что большинством судов принято считать минимальным размером материального вреда сумму 500 - 600 руб. При этом должны быть учтены и конкретные обстоятельства дела (характер причиненного ущерба, степень его отрицательного воздействия на производственную и хозяйственную деятельность предприятия, возможность быстрого устранения вредных последствий и т.п.) 1.

На оценку вреда как существенного в конкретном случае могут оказать следующие факторы: дефицитность утраченных или не поступивших товарно-материальных ценностей, их хозяйственное значение, объем и размеры в натуральном виде, экономическая мощность предприятия либо организации, объем выпускаемой продукции и другие показатели хозяйственной деятельности. Так, даже при относительно незначительной стоимости сортового семенного зерна либо корма для скота его гибель или порча, равно как и разукомплектование машин и т.п., должны рассматриваться как существенный вред.

Если вред представляет собой нарушение нормальной работы предприятия, учреждения или организации, он будет существенным, когда проявляется в перерыве или приостановлении производственных процессов, в невыполнении государственных планов и т.п.

Из сопоставления ч. 1 и ч. 2 ст. 170 УК следует, что физический вред как признак основного состава должностного злоупотребления может состоять в нанесении побоев, причинении легких и менее тяжких телесных повреждений. Однако по общему правилу причинение физического вреда свидетельствует о наличии состава превышения власти или служебных полномочий (ст. 171 УК).

Нарушение прав и интересов граждан будет существенным, если ущемлены основные конституционные права человека: право на труд, отдых, жилье, социальное обеспечение и т.п. (глава 2 Конституции Российской Федерации). Вместе

373

с тем в каждом случае необходимо выяснить важность нарушенных прав 1.

Для состава преступлений достаточно одного из последствий, которое в конкретных условиях признается существенным вредом, нанесенным правоохраняемым государственным, общественным либо личным интересам. Однако возможно и сочетание последствий.

Необходимым признаком объективной стороны данного преступления является причинная связь между фактом использования служебного положения и наступившими последствиями 2.

Субъективная сторона злоупотребления властью или служебным положением характеризуется только умыслом. Виновное лицо сознает, что оно использует свое служебное положение вопреки интересам службы, и желает его таким образом использовать. В содержание умысла входит также предвидение наступления вследствие использования служебного положения существенного вреда правоохраняемым интересам и желание или сознательное допущение его причинения. Кроме того, обязательными признаками субъективной стороны данного преступления являются корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность в составе должностного злоупотребления понимается как стремление лица получать имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности) 3. Виновный может стремиться извлечь ее за счет освобождения (уклонения) от платежей или иного расходования личного имущества или денежных средств, незаконного получения личного имущества граждан, сокрытия недостач товарно-материальных ценностей и т.п. Извлечение имущественной выгоды при злоупотреблении не может быть связано с безвозмездным в корыстных целях изъятием

374

государственного или общественного имущества и обращением его в свою собственность либо в собственность других лиц. В этих случаях содеянное будет квалифицироваться как хищение.

Понятие "иная личная заинтересованность" может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. 1.

Объединяет все эти побуждения, образующие иную личную заинтересованность, их антисоциальный, антиобщественный характер. По изученным Верховным Судом в 1990 году делам о должностных злоупотреблениях и подлогах 56% этих преступлений были совершены из корыстных побуждений, 44% - из иной личной заинтересованности 2.

Если в конкретном случае в действиях должностного лица по службе, хотя бы и причинивших вред, в том числе и имущественный, не установлено корыстной или иной личной заинтересованности, состав злоупотребления служебным положением отсутствует. Судебная практика последовательно придерживается этой линии. Так, Пленум Верховного Суда СССР в постановлении по делу директора совхоза К., осужденного за должностное злоупотребление, выразившееся в бесплатной выдаче бензина всем работникам совхоза, в том числе и не имевшим права на такую льготу, чем был причинен ущерб, указал, что в действиях К. не было корыстной или иной личной заинтересованности, они представляли собой лишь формальное нарушение порядка расходования горючего и состава преступления не содержат 3.

Закон предусматривает лишь один квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий (ч. 2 ст. 170 УК). Понятие это оценочное, признание последствий тяжкими зависит от обстоятельств конкретного уголовного дела. Судебная практика относит к их числу, в частности, крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного

375

процесса, дезорганизацию работы предприятия, учреждения, нанесение государству материального ущерба в крупных размерах, причинение тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку.

Для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 170 УК необходимо установление также и всех остальных признаков основного состава должностного злоупотребления, в том числе корыстной или личной заинтересованности.

Злоупотребление властью или служебным положением, как самостоятельное преступление, следует отличать от хищения государственного или общественного имущества путем злоупотребления служебным положением (ч. 2 ст. 1471 УК). Различия проводятся по объекту, объективной стороне и содержанию умысла. Объект должностного злоупотребления - нормальное функционирование органов власти или управления, объект хищения - отношения собственности. Объективная сторона злоупотребления состоит в использовании виновным своего служебного положения, которое причиняет существенный вред государству или общественной организации. Однако причинение его не должно быть связано с незаконным обращением виновным имущества в свою собственность. В противоположность этому суть хищения именно в незаконном обращении имущества в собственность виновного, при котором способом такого обращения будет злоупотребление служебным положением 1.

В содержание умысла при корыстном должностном злоупотреблении входит сознание того, что имущественная выгода извлекается им вследствие использования служебного положения, но не за счет обращения имущества в свою собственность. Умысел лица, совершающего хищение, должен включать сознание того, что злоупотребление по службе является для него лишь способом завладения государственным (общественным) имуществом.

Так, незаконное начисление и получение А. и Е., являющихся первым начальником финансового довольствия воинской части и руководителем бригады строительных рабочих, территориальной надбавки обоснованно были квалифицированы как хищение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением 2.

376


1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3. С. 16.
2 Приведенное постановление Пленума снимая разночтения в теории уголовного права по вопросу о допустимости широкого толкования признака использования служебного положения, однозначно разъясняет, что, совершая данное преступление, виновный использует свои права и полномочия только в рамках служебной компетенции.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1988. № 2; 1990. № 2; Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 3; Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1987. № 8; 1990. № 9.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1988. № 3.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 4.
3 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 4.
Следует иметь в виду, что обзор практики проводился Верховным Судом СССР в 1990 году до последующего неоднократного повышения цен, в связи с чем рекомендации относительно минимального размера существенного имущественного ущерба к настоящему времени устарели. Выборочное изучение практики показывает, что минимальным существенным вредом суды признают ущерб на сумму, десятикратно превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации. Примерно так же оценивается судами и ущерб, причиняемый собственности граждан.
1 В судебной практике в самостоятельную форму нарушения законных прав граждан были выделены нарушения установленного порядка рассмотрения жалоб и предложений, бюрократическое отношение к ним и волокита. При наличии со стороны виновного должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности и причинении существенного вреда такие действия квалифицируются по ст. 170 УК (см.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986).
2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
3 См. там же.
1 См.Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 4.
2 См.Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
3 См. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1989. № 4; Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1988. № 12; 1989. № 9 и др.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 4; а также Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1990. № 3.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved