Глава IX. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

§ 1. Понятие и признаки
должностного преступления

В борьбе с преступностью в самой системе органов власти и управления, с посягательствами со стороны работников этих органов - должностных лиц важная роль принадлежит и уголовно-правовым средствам. Особенно эффективны эти средства должны быть в пресечении таких опасных преступлений, как взяточничество, корыстные должностные злоупотребления и т.п. В УК предусмотрена самостоятельная (седьмая) глава "Должностные преступления".

При этом следует иметь в виду, что в данной главе находятся лишь нормы, предусматривающие так называемые общие должностные преступления, т.е. такие, которые посягают на любую сферу деятельности государственного аппарата и могут быть совершены любым должностным лицом. В отличие от них специальные должностные преступления имеют своим объектом конкретно обозначаемую в нормах уголовного закона сферу и область деятельности госаппарата (например, нормальное функционирование органов правосудия) и совершаются лишь определенной частью должностных лиц, непосредственно указанных

360

в законе (например, судьями, следователями, работниками, обеспечивающими охрану труда и технику безопасности, и т.п.). Учитывая, что такие преступления прежде всего посягают на иную группу общественных отношений (осуществление правосудия, трудовые права граждан, интересы хозяйства), а не только на функционирование государственного аппарата, нормы, их предусматривающие, помещены в иных главах Особенной части и в настоящей главе учебника они не рассматриваются. В УК не содержится законодательного определения понятия должностного преступления 1.

Теория уголовного права определяет должностное преступление как общественно опасное действие (бездействие) должностного лица, совершаемое благодаря занимаемому им служебному положению и вопреки интересам службы, которое причиняет существенный вред нормальному функционированию государственного (общественного) аппарата или содержит угрозу причинения такого вреда. Следовательно, должностное преступление отличается от всех других преступных посягательств тремя специфическими признаками. Оно совершается: а) специальным субъектом - должностным лицом; б) путем использования служебного положения либо посредством нарушения конкретных должностных обязанностей; в) причиняет или может причинить существенный вред правильному функционированию государственного или общественного аппарата 2.

Родовым объектом должностного преступления является совокупность общественных отношений, обеспечивающих формирование и нормальное функционирование государственного (а также общественного) аппарата нового типа, создаваемого в ходе коренной перестройки общества, служащего интересам государства и общества и действующего на основе строгого соблюдения законности. Под государственным аппаратом понимается при этом весь механизм государства, охватывающий органы государственной власти всех звеньев и органы государственного управления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (мэрии, префектуры, исполкомы и т.п.), включая также и аппарат управления предприятиями, учреждениями и организациями.

361

К общественному аппарату относится аппарат управления общественными организациями, выполняющими социально полезные функции (профсоюзы, различные фонды, добровольные спортивные, охотничьи общества и союзы и т.п.).

Органами управления общественными организациями могут быть правление, комитет, совет, президиум и т.д.

Непосредственный объект должностного преступления составляют отдельные сферы деятельности аппарата, правильная работа его звеньев либо отдельных предприятий, учреждений и организаций.

Для некоторых должностных преступлений (злоупотребления властью или служебным положением, превышения власти или служебных полномочий и халатности) характерен дополнительный непосредственный объект - охраняемые законом блага личности (жизнь, здоровье, достоинство, конституционные права) либо собственность. Следует иметь в виду, что этот объект для названных трех преступлений альтернативно обязателен.

Объективная сторона должностного преступления заключается в общественно опасных действиях (бездействии) виновного, которые совершаются вопреки интересам службы и единственно в силу занимаемого должностного положения.

Преобладающая часть должностных преступлений может быть совершена только путем действия, некоторые из них (злоупотребление властью или служебным положением, халатность) могут выражаться и в бездействии.

Под служебным положением следует понимать, по общему правилу, тот объем обязанностей, прав и полномочий, которым лицо наделяется в силу занимаемой должности, выполнения функций представителя власти либо специальных полномочий и которые могут быть им использованы или нарушены преступным образом.

"В целях обеспечения высокого качества судебного разбирательства (по делам о должностных преступлениях.- Авт.) судам необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие", - указывалось в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" 1. Деяние признается совершенным вопреки интересам службы, если оно объективно

362

противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату в целом, так и задачам, выполняемым отдельными властными структурами либо управленческими системами и звеньями, нарушает установленные принципы и порядок работы аппарата и, в первую очередь, принцип законности. Конкретным выражением совершения деяния вопреки интересам службы будет его незаконность.

В то же время в современных условиях с учетом неизбежного роста самостоятельности в деятельности предприятий, учреждений и организаций необоснованно оценивать как совершенные вопреки интересам службы действия должностных лиц, хотя бы и являвшиеся нарушением своих служебных полномочий, но совершенные в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать иными средствами. Такие действия следует оценивать по правилам о крайней необходимости 1.

Любое должностное преступление всегда нарушает определенные правовые установления. При этом действие (бездействие) применительно к некоторым должностным преступлениям (ст.ст. 170, 172, 175 УК) может иметь место формально в пределах служебной компетенции лица.

По своей законодательной конструкции три должностных преступления (предусмотренные ст.ст. 170 - 172 УК) имеют материальные составы, четыре (предусмотренные ст.ст. 173, 174, 1741 и 175 УК) - формальные.

Для преступления с материальным составом обязательными признаками являются преступные последствия (существенный вред правоохраняемым государственным, общественным или личным интересам) и причинная связь (между деянием должностного лица и существенным вредом) 2.

Субъективная сторона всех должностных преступлений (кроме халатности) характеризуется только умышленной виной 3.

Обязательными признаками отдельных преступлений (злоупотребления властью или служебным положением, а также

363

должностного подлога) является мотив - корыстное побуждение или иная личная заинтересованность. Необходимый субъективный признак получения взятки - корыстный мотив.

Субъектом должностного преступления могут быть только должностные лица, под которыми, согласно закону, понимаются "лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию" (примечание к ст. 170 УК).

Согласно Положению о федеральной государственной службе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г., следует выделить в отдельную категорию должностных лиц государственной федеральной службы. В свою очередь Положение относит к их числу тех, кто занимает высшие, главные, ведущие и младшие государственные должности на уровне Российской Федерации. Они могут быть наделены как властными, так и управленческими (исполнительскими) полномочиями 1. Кроме того, есть основания для выделения государственной республиканской службы. К ней относятся должностные лица республиканского уровня.

Третью категорию составляют все остальные должностные лица государственных органов, органов муниципального управления, предприятий, организаций и общественных объединений.

В уголовно-правовом значении это деление имеет двоякое значение: совершение должностных преступлений должностными лицами первой и второй категории образует отягчающее обстоятельство, а при наличии состава получения взятки они должны рассматриваться как занимающие ответственное положение.

В самом уголовном законе (примечание к ст. 170 УК) субъекты должностных преступлений подразделяются в зависимости от характера и содержания выполняемых ими функций.

Из приведенного законодательного определения следует, что субъектами должностного преступления могут быть три категории лиц: а) представитель власти; б) работники, занимающие

364

должности, связанные с выполнением либо организационно-распорядительных, либо административно-хозяйственных обязанностей; в) лица, выполняющие те же обязанности по специальному полномочию.

Содержание функций каждой из названных категорий субъектов должностных преступлений раскрывается в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" 1.

К представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.

Представителями власти являются не только работники, непосредственно представляющие тот или иной орган власти (например, Государственную Думу, Федеральное Собрание, суд, прокуратуру), но и некоторые работники органов управления (в частности, милиции). Представителями власти будут, например, председатели, их заместители и члены мэрий, префектур и т.п., судьи, прокуроры, следователи, арбитры, государственные инспекторы и контролеры, лесничий и др 2.

Таким образом, основными признаками представителей власти следует считать: а) наделение их властными полномочиями; б) несвязанность их действий ведомственными рамками и в) право совершать действия, обязательные для организаций и граждан.

В отличие от других категорий субъектов должностных преступлений представители власти могут и не занимать должности в государственном аппарате (рабочий - член Федерального Собрания).

Организационно-распорядительными являются такие обязанности (и, соответственно, полномочия), вытекающие из занимаемой должности, которые состоят в руководстве трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Конкретно эти функции могут заключаться в подборе и расстановке кадров, в планировании работы, организации труда подчиненных, поддержании трудовой дисциплины и т.п. Например, к числу должностных

365

лиц, выполняющих такие функции, относятся руководители министерств, ведомств, государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т.п.), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры) 1. Судебная практика считает также, что организационно-распорядительными полномочиями наделены контролеры исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов 2.

Важным показателем принадлежности к этой категории должностных лиц является либо наличие в подчинении у виновного других работников 3, либо самостоятельная ответственность за участок работы.

Содержание административно-хозяйственных обязанностей (и, соответственно, полномочий) составляет управление или распоряжение государственным, кооперативным или общественным имуществом (в частности, обязанности по определению порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечению контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д.). К числу лиц, выполняющих такие функции, относятся, например, начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролеры, заготовители и др. 4. К этой же категории субъектов должностных преступлений могут быть отнесены руководители предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, столовых, закусочных, буфетов и т.п.) и их заместители, главные и старшие бухгалтеры и плановики. В системе торговли к числу таких лиц следует относить (помимо заведующих магазинами и их заместителей) заведующих иными торговыми организациями (киосками, палатками, иными торговыми точками), руководителей структурных подразделений торговых предприятий (отделов, секторов, филиалов), а также старших продавцов (имеющих подчиненных).

Для признания лица субъектом должностного преступления по признакам наделения его организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями требуется, чтобы оно занимало должность в конкретной

366

организации, учреждении или на предприятии, т.е. состояло там на работе, связанной с выполнением указанных в законе (примечание к ст. 170 УК) обязанностей, При этом не имеет значения, выполняет ли лицо работу постоянно или временно 1, за плату или без вознаграждения, по назначению или по выборам. Занятие должности оформляется определенным документом, имеющим правовое значение (указ, приказ, решение, постановление, трудовое соглашение и т.п.)

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4, судам следует иметь в виду, что лицо, исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если указанные обязанности и полномочия были возложены на данное лицо в установленном законом порядке 2. Отсутствие этого исключает возможность ответственности за должностные преступления.

К числу субъектов должностных преступлений могут быть отнесены не только руководящие работники предприятий, учреждений и организаций, но и другие лица, выполняющие любые функции организационно-распорядительного либо административно-хозяйственного характера (например, члены государственных или квалификационных комиссий и др.).

Некоторые категории работников (врачи, преподаватели, воспитатели, экспедиторы, определенные лица, работающие в сфере бытового обслуживания, общественного питания либо коммунального хозяйства и т.п.) могут в ряде случаев выполнять должностные функции: определять нетрудоспособность, устанавливать инвалидность, решать вопросы о госпитализации, принимать решения о квалификации, присвоении звания или степени, аттестации об окончании учебного заведения, ответственно распоряжаться материальными ценностями. Во всех этих и подобных случаях выполняемые ими обязанности носят организационно-распорядительный либо административно-хозяйственный характер. Допускаемые ими при этом нарушения по службе при наличии других признаков составляют должностное преступление. Обоснованно был признан должностным лицом и осужден за взяточничество врач районной больницы К., который получил незаконные вознаграждения за неосновательную выписку гражданам листков нетрудоспособности, т.е. за действия организационно-распорядительного характера 3.

367

В других случаях эти работники выполняют лишь производственно-профессиональные функции: врачи ставят диагноз заболевания, проводят обследования, лечение, операции; педагоги осуществляют обучение и воспитание, передачу знаний и контроль за их усвоением; работники торговли и сферы обслуживания (продавцы, приемщики, мастера и т.п.) отпускают товары (продукты), производят расчет за покупки и заказы, выполняют работы по заказам граждан, обслуживают покупателей и т.п.

Во всех подобных ситуациях они не могут быть признаны должностными лицами и нести ответственность за должностные преступления, поскольку не выполняют при этом организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности.

Кроме того, в государственном аппарате, в организациях, учреждениях и на предприятиях немалое число работников выполняют чисто технические функции и не наделены ни одним из предусмотренных законом полномочий должностного лица (курьер, уборщица, вахтер, машинистка, сторож, лифтер и т.п.). Нести уголовную ответственность за должностные преступления такие работники не могут. Однако ошибки в этой части имеют место. В обзоре судебной практики, проведенном Верховным Судом в 1990 году, приводились факты необоснованного признания должностными лицами охранника, кладовщика, оператора узла связи и др.

Не являются субъектом должностного преступления, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г., те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий и учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление 1.

Не превращает работника в должностное лицо (например, продавца) и возложение на него материальной ответственности. Заключение договора о материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не является основанием для признания этого работника субъектом должностного преступления 2. Такое лицо может стать должностным

368

лишь при условии, если на него наряду с обязанностями по непосредственному хранению (сохранности) имущества возлагаются на правовом основании функции по управлению и распоряжению им (например, организация доставки грузов, распределение их по снабженческим точкам и т.п.).

Не могут быть субъектами должностных преступлений рядовые рабочие и колхозники, если они не выполняют функции представителей власти. Не несут ответственности за должностные преступления также лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы в исправительно-трудовых учреждениях, даже если на них возлагаются должностные функции 1.

Третью категорию субъектов должностных преступлений составляют лица, выполняющие функции представителей власти либо организационно-распорядительные или административные обязанности по специальному полномочию, т.е. в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных функций. К числу таких лиц относятся, например, народные заседатели, общественные контролеры и ревизоры, члены товарищеских судов, тренеры спортивных обществ и команд и др. 2.

Выполнение должностных функций по специальному полномочию означает осуществление их без замещения должности, но в установленном законом порядке при наличии надлежащего правового основания и в строго ограниченных законом или иными нормативными актами (положение, приказ, доверенность и т.д.) пределах. При этом полномочия предоставляются на определенное время или для выполнения конкретного задания (например, контролеру для проведения в ряде магазинов контрольных закупок) 3.

Вместе с тем фактическое исполнение должностных функций при отсутствии специального полномочия не может являться основанием для признания конкретного лица должностным.

Так, по просьбе директора магазина А. его отец оставался в отсутствие А. в магазине, самостоятельно проводил торговые и денежные операции, совершал при этом хищения и с целью их сокрытия путем подлогов в документах вводил в заблуждение инвентаризационные комиссии. Верховный Суд обоснованно отменил приговор в отношении отца А. в части

369

осуждения его за злоупотребление служебным положением и должностной подлог, указав, что обязанности директора магазина на него в установленном порядке не возлагались и поэтому должностным лицом он не является 1.

370


1 Такие определения даются в УК Республики Украина и Республики Узбекистан. По мнению большинства криминалистов, они не в полной мере отражают существенно необходимые признаки должностного преступления.
2 Исключения составляют преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК, которые могут быть совершены недолжностными лицами и не в силу занимаемого служебного положения, хотя посягают на тот же родовой объект, что и остальные должностные преступления, и связаны с получением взятки.
1 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3. 362
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
2 См. там же.
3 Вопрос о структуре субъективной стороны двух должностных преступлений (злоупотребление властью или служебным положением и превышение власти или служебных полномочий) - дискуссионный. Преобладающая часть ученых признает наличие в этих составах единой вины в виде прямого или косвенного умысла. Вместе с тем некоторые специалисты обосновали две формы вины в данных преступлениях (прямой умысел по отношению к действиям, все виды вины - к последствиям).
1 См.; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5073; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 76.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
2 См. там же.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 2.
3 См., например: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1979. № 4.
4 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
1 См., например: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1985. № 2.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
3 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983. № 4.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
2 См. там же.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 4.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
3 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1992. № 1.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 4.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved