§ 4. Преступления в области охраны
и рационального использования фауны

Нарушение ветеринарных правил (ст. 160 УК). Нарушение ветеринарных правил способно причинить значительный ущерб животному миру, развитию животноводства и других отраслей сельского хозяйства. Ряд опасных заболеваний (сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, сап, бешенство, сальмонеллез и др.)

339

может передаваться людям. Уголовная ответственность за это преступление предусмотрена ст. 160 УК, но применяется она редко (с 1983 по 1991 год осуждены за это преступление в Российской Федерации 85 человек).

Объект преступления - общественные отношения по охране диких и домашних животных, насекомых и птиц от опасных заболеваний.

Предмет рассматриваемого преступления - дикие и домашние животные, птицы, рыбы, пушные звери, пчелы и др.

С объективной стороны преступление заключается в нарушении ветеринарных правил, повлекшем эпизоотию или иные тяжкие последствия. Нарушения, не имеющие указанных последствий, наказываются в административном порядке (ст. 102 КоАП).

Состав преступления материальный. Ветеринарные правила очень разнообразны. Они изложены в Положении о государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств 1, Законе Российской Федерации от 14 мая 1993 г. "О ветеринарии" 2, инструкциях и приказах по вопросам ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, международных соглашениях по борьбе с заразными болезными животных и о транзите животных, мяса и иных продуктов животноводства 3, предписаниях органов пограничного государственного ветеринарного надзора, правовых актах республик в составе Российской Федерации, автономий и других субъектов Российской Федерации.

Все нормативные акты в области ветеринарии содержат требования проведения противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и лечебных мероприятий по предупреждению заразных болезней и пресечению их распространения.

Нарушение правил может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (невыполнение профилактических мероприятий, невоспрепятствование сбыту зараженной инфекционными болезнями продукции, непринятие мер по уничтожению больных животных и др.).

Эпизоотия представляет собой массовое заражение и заболевание животных и птиц, способное быстро распространяться

340

и охватывать поголовье животных на значительной территории.

К иным тяжким последствиям относятся, например, массовый падеж диких или домашних животных, не имеющий характер эпизоотии, но причинивший существенный ущерб; снижение продуктивности пастбищ, лесов, водоемов. Тяжким последствием следует считать заболевание заразной болезнью хотя бы одного человека.

Субъективная сторона преступления предполагает наличие умышленной или неосторожной вины. Наиболее характерна неосторожная форма вины. Нарушитель ветеринарных правил предвидит возможность распространения эпизоотии или наступления иных тяжких последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит, но должен был и мог их предвидеть.

Субъектом преступления может быть как должностное, так и иное лицо, обязанное соблюдать ветеринарные правила. Ответственность наступает с 16 лет.

Незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами (ст. 163 УК). Животный мир представляет собой неотъемлемую часть биосферы и играет значительную роль в природе и жизни человека. Между тем стали очевидными угрожающие темпы уничтожения диких животных. Согласно данным, приведенным в докладе Международного союза охраны природы (МСОП) при ООН, 70% нерестилищ океана непригодны для разведения мальков, 25% наиболее ценных промысловых видов рыб либо полностью уничтожены, либо численность их стада резко сократилась из-за хищнического лова 1. Более 1000 видов позвоночных на планете находятся на грани вымирания 2.

Незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами относится к числу наиболее распространенных преступлений в сфере экологии. За него ежегодно осуждается до 66% от общего числа осужденных за преступления против природы.

Объектом посягательства являются общественные отношения по охране и рациональному использованию водных живых ресурсов как составной части природной среды.

Предмет рассматриваемого преступления - рыбы, водные животные и другие живые организмы, а также промысловые морские растения (например, ламинария). К водным животным

341

относятся морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.

С объективной стороны преступление выражается в производстве рыбного, звериного и других водных добывающих промыслов в территориальных водах Российской Федерации, внутренних морях, реках, озерах, прудах, водохранилищах и их придаточных водах без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в недозволенных местах, или недозволенными орудиями, способами и приемами.

Содержание этих признаков в законе не раскрыто, поскольку диспозиция ст. 163 УК имеет бланкетный характер. Для установления признаков преступления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок производства рыбного и других водных добывающих промыслов. Не отмененные нормативные акты бывшего СССР на территории Российской Федерации являются действующими, поскольку не противоречат Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. 1. К таким актам относятся Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР от 15 сентября 1958 г. с последующими изменениями и дополнениями 2, а также приказы и инструкции Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Мин природы России), постановление Верховного Совета Российской Федерации от 4 ноября 1992 г. № 3799-1 "О ратификации Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана" 3 и др.

Под производством водных добывающих промыслов следует понимать лов рыбы или добычу других водных животных с нарушением установленных правил. Термин "промысел" в данном случае означает не вид специальной повторности, а занятие определенной деятельностью, направленной на добывание рыбы или иных водных существ. Практика идет по пути признания преступными как единичных случаев добычи, лова, так и ряда подобных действий.

Преступление считается оконченным с момента начала

342

производства промысла независимо от того, была добыта рыба или иные водные животные или нет. При этом, чтобы признать деяние преступным, достаточно установить наличие хотя бы одного из "запретных" обстоятельств.

Промысел производится без надлежащего разрешения, когда он осуществляется без билета на право лова рыбы или добычи морского зверя, договора на отвод рыбопромыслового участка или водоема, лицензии на спортивный и любительский лов рыбы и иных живых организмов вод ценных пород. Промыслом без разрешения считается лов и добыча с просроченным разрешением; не тем лицом, которому оно выдано; рыб и иных животных, запрещенных к вылову, либо сверх количества, указанного в разрешительном документе.

Добыча в запретное время выражается в том, что она производится в то время, когда всякое рыболовство или занятие иным промыслом запрещено, или в сроки, запрещенные для добычи определенных видов и в конкретных водоемах. Например, на реке Дон со всеми притоками запрещается всякое рыболовство с 25 апреля по 31 июля. Промысел некоторых видов рыб запрещен в ряде местностей круглосуточно (например, лов осетровых в центральных районах Российской Федерации). Установлены определенные сроки запрета на добычу морских зверей - моржей, тюленей, нерпы, дельфинов.

К недозволенным для промысла местам относятся прежде всего заповедники, заказники, лежбища морского зверя, охранные зоны. Так, запрещен лов рыбы у мостов, шлюзов, плотин на расстоянии ближе 500 м, добыча нерпы - в озере Байкал.

Указание на недозволенные орудия, способы, приемы обусловлено повышенной опасностью их использования для сохранности водных ресурсов. Так, запрещается промысел морского зверя на плаву огнестрельным оружием, запрещается применять взрывчатые, отравляющие вещества, электроток, остроги, сети (за исключением некоторых районов), самоловные крючковые снасти, вентеря.

Местом совершения преступления являются только воды, входящие в территорию Российской Федерации. Промысел рыбы и морских животных в водах открытого моря регулируется нормами международного права. За ведение незаконного промысла в экономической зоне Российской Федерации ст. 163 УК ответственность не установлена.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 163 УК, может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает общественно опасный характер незаконного

343

занятия водными добывающими промыслами и желает эти действия совершить. Среди мотивов преобладают корыстные.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Должностные лица, при наличии в содеянном признаков должностного преступления, отвечают по совокупности преступлений по ст.ст. 163 и 170 УК. Так, инспекторы рыбоохраны С. и М. систематически занимались браконьерством, используя при этом свое служебное положение, и оба были привлечены к ответственности по ч.. 2 ст. 163 и ч. 1 ст. 170 УК.

В части 2 ст. 163 УК указаны те же действия, но совершенные повторно или если они сопряжены с уловом или убоем ценных пород рыб или иных водных животных либо с причинением крупного ущерба.

Повторным занятие водным добывающим промыслом признается при условии совершения преступных действий, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 163 УК, два и более раза в любом сочетании. При этом не имеет значения, привлекалось лицо за ранее совершенное преступление к уголовной ответственности или не привлекалось, было осуждено за него или нет. (Однако если истекли сроки судимости, лицо считается впервые совершившим преступление.) Не образуют повторности сочетание административного проступка и преступления или сочетание административных проступков.

Различие в правовом режиме охраны промысловых и непромысловых водных животных определяется с учетом их экологической и экономической ценности. Исходя из этого все живые ресурсы вод подразделяются на ценные, малоценные и сорные.

К ценным породам отнесены 55 видов рыб (калуга, белуга, осетр, стерлядь, севрюга, лосось, семга, муксун, тарань, форель, минога, вобла и др.), 17 видов морских млекопитающих (морж, различные виды тюленей, дельфины и др.), 10 видов беспозвоночных (крабы, трепанги, устрицы и др.).

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 7 июля 1983 г. "О практике применения судами законодательства об охране природы" разъяснил, что при решении вопроса, является ли ущерб крупным, судам необходимо исходить из стоимости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, нанесенного растительному и животному миру. Крупным признавался ущерб на сумму, которая равнялась таксовой стоимости двух осетров, 200 штук воблы, 800 устриц. К крупному следует относить вред, причиненный незаконным отстрелом моржа, дельфина.

344

Как показывает обобщение судебной практики, экологический вред, как правило, ке учитывался. Суды исходили в основном из стоимостного и количественного критериев, что искажало истинные размеры причиненного природной среде ущерба и квалификацию содеянного.

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам независимо от возраста и веса водных обитателей. Таксы периодически пересматриваются, однако в настоящее время указанные в них цены не учитывают инфляционных процессов, что необходимо делать, квалифицируя деяние по признаку крупного ущерба.

Незаконно добытая рыба, животные подлежат изъятию. Суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, не подлежат зачету в счет возмещения ущерба. Если изъять незаконно добытое невозможно (например, улов пришел в негодность либо реализован виновным), его стоимость взыскивается с осужденного в доход государства.

Незаконный промысел котиков и бобров (ст. 164 УК). 7 июля 1911 г. Россией была ратифицирована Международная конвенция об охране котиков и морских бобров. СНК СССР в специальном постановлении от 2 февраля 1926 г. подтвердил ее признание и установил случаи, когда промысел морских котиков и морских бобров влек за собой уголовную ответственность 1.

В 1957 году между США, Японией, Великобританией и СССР была заключена Временная конвенция о запрещении добычи котиков в Тихом океане к северу от 30-й параллели северной широты всем лицам и судам, находящимся под юрисдикцией этих государств 2.

В связи с этим в УК РСФСР 1960 года была введена ст. 164.

Объектом преступления являются общественные отношения по охране и рациональному использованию котиков и морских бобров как элемента окружающей природной среды.

Предмет посягательства - морские котики и морские бобры (иное название - калан, морская выдра, камчатский бобр).

Объективная сторона преступления выражается в производстве промысла котиков и бобров в открытом море (т.е. за пределами 12-мильной зоны в районах зверобойного промысла и районах действия Временной конвенции 1957 года), а также в запретных зонах (специальных заповедниках, в том

345

числе "лежбищах"), отведенных для размножения животных. Правилами охраны и промысла морских млекопитающих промысел котиков ограничен, а каланов - запрещен повсеместно.

Промысел котиков разрешается исключительно государственным организациям по разрешительным билетам, выдаваемым органами рыбоохраны, и только в определенных местах.

Запрещена, например, промысловая добыча этих животных на Курильских островах и лежбище Урильем о. Медный из группы Командорских островов.

Государственным организациям и органам рыбоохраны разрешен сбор шкур павших каланов (ст. 10 Правил охраны и промысла морских млекопитающих).

Статья 164 УК специальная по отношению к ст. 163 УК.

Субъективные признаки рассматриваемого состава преступления аналогичны признакам преступления, предусмотренного ст. 163 УК.

В тех случаях, когда котики и морские бобры незаконно добываются в пределах территории Российской Федерации, имеет место конкуренция общей и специальной норм, и применяется последняя. Если эти животные добываются в открытом море, то конкуренции норм не будет, поскольку действие ст. 164 УК распространяется на эти районы, а ст. 163 УК - не распространяется.

Производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 165 УК). Наряду с охраной рыбных запасов как таковых уголовный закон охраняет и среду обитания водных животных. Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 165 УК, состоит в том, что описываемые ею деяния способны причинить рыбному хозяйству и фауне вод значительный ущерб. Наряду с загрязнением водоемов засорение их лесом и отходами лесосплава привело к тому, что сотни рек, располагавших ранее большими рыбными запасами, полностью потеряли рыбопромысловое значение. Так, в 1989 году в западной части Карского моря скопилось около 25 тыс. куб. м плавающего леса. Аналогичные скопления отмечались в южной части моря Лаптевых и устье реки Лены 1. Забито лесом дно Енисея от места впадения в него реки Ангары до устья. Вместе с тем ст. 165 УК применяется редко (с 1980 по 1989 гг. осуждено в странах СНГ всего 53 человека).

346

Объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, обеспечивающие сохранение рыбных запасов как части природной среды от истребления при производстве лесосплава или взрывных работ 1.

Объективную сторону преступления образуют как действия, так и бездействие, которыми нарушаются правила охраны рыбных запасов. Диспозиция данной нормы бланкетная, поэтому для установления содержания признаков состава необходимо обратиться к специальным правилам, регулирующим производство указанных работ в рыбохозяйственных водоемах. Они содержатся в Водном кодексе РСФСР (ст. 62), Положении об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства (ст. 11).

Так, запрещается молевой сплав древесины (т.е. россыпью) на судоходных путях и на водных объектах, перечень которых утверждается Правительством. Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить очистку сплавных путей от затонувшей древесины. Запрещается устраивать на реках запани с ограждениями, занимающими более 2/3 сечения реки, заготовки леса по берегам рек, являющихся местами нереста осетровых и лососевых рыб, на расстоянии менее одного километра от берега.

В целом объективную сторону преступления составляют деяния, нарушающие правила охраны рыбных запасов:

  • а) при осуществлении работ, связанных с подготовкой леса для сплава;
  • б) во время фактического сплава;
  • в) путем невыполнения работ по приведению водоемов в порядок в процессе их эксплуатации, которые надлежало выполнить.

В рыбохозяйственных водоемах запрещается проводить без разрешения органов рыбоохраны взрывные работы, за исключением неотложных дноуглубительных работ для поддержания лесосплава и судоходства на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и предотвращению аварий. О проведении взрывных работ в указанных случаях органы рыбоохраны должны незамедлительно ставиться в известность.

Состав преступления, предусмотренного ст. 165 УК, - формальный, для привлечения лица к уголовной ответственности не требуется наступления вредных последствий.

347

С субъективной стороны преступление может быть совершено как в виде прямого умысла, так и по неосторожности. При совершении его с прямым умыслом виновный сознает общественную опасность своих действий или бездействия, нарушающего правила охраны рыбных запасов, и желает эти деяния совершить.

При совершении преступления по неосторожности виновный предвидит возможность нарушения правил, но легкомысленно рассчитывает на предотвращение нарушения (преступная самонадеянность) либо не предвидит возможности нарушения указанных правил, но должен был и мог их предвидеть (преступная небрежность).

Субъект преступления - достигшие 16-летнего возраста лица, осуществляющие указанные работы.

Незаконная охота (ст. 166 УК). Общественная опасность этого преступления состоит в том, что браконьерская добыча диких животных приняла истребительный характер. Состояние животного мира ухудшается быстрыми темпами.

Закон РСФСР "Об охране и использовании животного мира" от 14 июля 1982 г.1 устанавливает, что промысловая добыча диких зверей и птиц, а также любительская охота осуществляются в установленном порядке с соблюдением соответствующих правил. Порядок производства охоты регулируется рядом нормативных актов, на которые необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае. Это прежде всего: Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР 2; Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 декабря 1958 г. "Об усилении ответственности за нарушения правил охоты, уклонение от обязательной сдачи государству, незаконную продажу, скупку и переработку пушнины" 3, Типовые правила охоты в РСФСР, утвержденные 4 января 1988 г. Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР, постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. № 1108 "О специально уполномоченных государственных органах по охране и регулированию использования животного мира" 4.

Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование

348

и сама добыча диких зверей и птиц (ст. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве).

Охота с нарушением правил признается незаконной и влечет за собой уголовную или административную ответственность.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 166 УК. Объект рассматриваемого преступления - общественные отношения по охране и рациональному использованию животного мира суши.

Предмет - дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенные туда в целях разведения независимо от того, в чьем ведении данные угодья находятся.

По ч. 1 ст. 166 УК ответственность наступает при доказанности факта охоты без надлежащего разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами, если эти действия совершены после применения мер административного воздействия за такое же нарушение.

С объективной стороны незаконная охота выполняется только путем действия. Охотой без надлежащего разрешения признается: охота без охотничьего билета или с просроченным билетом; безлицензионная охота на птиц и зверей, охотиться на которых можно только по лицензиям 1; охота без договора с заготовительными и охотничье-промысловыми организациями на сдачу мяса и пушнины; охота в приписном охотничьем хозяйстве без путевки его администрации. Добыча зверя или птицы сверх установленной в правилах охоты, договоре или лицензии нормы также считается охотой без разрешения.

К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами.

Под охотой в запрещенные сроки имеется в виду охота в то время, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для добычи определенных видов птиц и зверей. Они вводятся для обеспечения нормальных условий размножения

349

и развития животных, а также с целью получения высококачественной продукции - пушнины, мяса, пуха и др.

Перечни запрещенных орудий и способов охоты также указываются в Правилах охоты. Например, повсеместно запрещается пускание палов, использование оружия военного и спортивного образца, применение сетей, заганивание по насту, охота "из-под фар", добывание животных, находящихся в бедственном положении. В зависимости от местных условий перечни запрещенных орудий и способов охоты могут несколько сужаться или расширяться.

Состав незаконной охоты сконструирован как формальный. Преступление считается оконченным с момента начала выслеживания или преследования птиц и зверей независимо от того, были ли они добыты.

Для квалификации по ч. 1 ст. 166 УК достаточно установить, что в действиях лица имеется хотя бы одно из названных нарушений.

С субъективной стороны незаконная охота совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своего поведения и желает заниматься незаконной охотой.

Субъект рассматриваемого преступления - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Должностные лица, занимающиеся незаконной охотой с использованием служебного положения, при наличии признаков состава должностного преступления отвечают по совокупности за незаконную охоту и злоупотребление властью или служебным положением.

Часть 1 ст. 166 УК применяется редко (осужденные по ч. 1 данной статьи составляют всего 0,55% от общего числа осужденных за незаконную охоту). Практически "работает" только квалифицированный состав преступления. Осужденные по ч. 2 ст. 166 составляют 20 - 27% от всех осужденных за экологические преступления. Часть 2 ст. 166 УК в качестве квалифицирующих признаков предусматривает охоту на птиц и зверей, охотиться на которых полностью запрещено; охоту, причинившую крупный ущерб, охоту на территории государственного заповедника либо с применением автотранспортных средств.

Ответственность по ч. 2 ст. 166 УК наступает независимо от применения к лицу ранее за нарушение Правил охоты мер административного взыскания.

Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты (промысловой, спортивной, любительской) на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Перечень таких редких исчезающих животных дается в Правилах охоты. Запрещается

350

также добывание птиц и зверей, занесенных в Красную книгу. Например, на территории Московской области полностью запрещена охота на зубра, выхухоль, лебедей, беркута и др.

При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, судам, как разъяснил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении "О практике применения судами законодательства об охране природы" от 7 июля 1983 г., следует исходить из стоимости, количества добытого и вреда, нанесенного особо охраняемым объектам природы или животному миру. Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей зубра, лося, оленя. Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, данным в приложении к Типовым правилам охоты в Российской Федерации.

Незаконная охота, причинившая крупный ущерб, сформулирована законодателем как материальный состав. Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба. Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по независящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба.

В государственных заповедниках как эталонах природы охраняется весь природный комплекс 1. В ряде случаев только в заповедниках сохраняются уникальные звери, птицы и растения. Незаконная охота в них может привести к уничтожению ценных видов животных, утрате бесценного генофонда.

Под автотранспортным средством следует понимать автомашины, мотоциклы, катера, моторные лодки, а также самолеты, вертолеты и иные механические транспортные средства (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г.).

Под применением транспортных средств имеется в виду их использование в качестве средства охоты: выслеживания, преследования, добывания путем наезда и т.п. Не могут быть признаны орудиями преступления транспортные средства, если они использовались лишь для доставки нарушителя к месту незаконной охоты или вывоза добытого 2.

В России из взятых для исследования 1640 материалов о незаконной охоте автотранспорт как орудие преступления использовался в 2,2%. Гораздо чаще он применяется в степных

351

зонах. Так, в Казахстане использование автотехники составило 31,4% от 5142 исследованных материалов.

При квалификации незаконной охоты не различается порой оконченное преступление и покушение. Так, С. и У. преследовали лося. Два выстрела сделал С., третий, добивая животное, произвел У. Следственные органы действия виновных правильно квалифицировали как оконченное преступление, но районный народный суд действия С. расценил как покушение, мотивируя это тем, что смертельный выстрел произвел У. Такая квалификация представляется ошибочной. Оба имели умысел на незаконный отстрел животного объединенными усилиями. Оба полностью выполнили объективную сторону преступления, которое окончено с момента преследования лося. Кто из соучастников добил его, в данном случае значения не имеет.

56% случаев незаконной охоты совершаются группой лиц. Эффективность же борьбы с групповым браконьерством снижается в значительной степени из-за отсутствия указания на этот счет в законе. На наш взгляд, представляется целесообразным незаконную охоту по предварительному сговору группой лиц признать отягчающим обстоятельством и внести его в ч. 2 ст. 166 УК.

352


1 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 18. Ст. 1467.
2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 24. Ст. 857.
3 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1960. № 27. Ст. 246; № 38. Ст. 354.
1 См.: Олдак П.Г. Колокол тревоги. М., 1990. С. 66.
2 Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. М., 1983. С. 34.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст.ст. 457, 459.
2 СП СССР. 1958. № 16. Ст. 127; 1978. № 27. Ст. 166; 1979. № 17. Ст. 114; 1981. № 31. Ст. 177; 1987. № 40. Ст. 127.
3 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 47. Ст. 2667.
1 СЗ СССР. 1926. № 24. Ст. 154.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1972. № 2. С. 6, 10.
1 См.: Обзор состояния окружающей природной среды в СССР (по материалам наблюдений 1988 - 1989 гг.). М., 1990. С. 107.
1 Рассматриваемая статья не охватывает всех нарушений, причиняющих ущерб рыбным запасам (вывозка леса, строительство мостов, дамб и т.д.), и нуждается в совершенствовании.
1 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. № 29. Ст. 1029.
2 СП РСФСР. 1960. № 34. Ст. 164; 1964. № 2. Ст. 17; 1982. № 5. Ст. 28; 1992. № 20. Ст. 1664; 1993. № 26. Ст. 2429; 1994. № 3. Ст. 221.
3 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1972. № 51. Ст. 1210; 1986. № 6. Ст. 175.
4 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 45. Ст. 4344.
1 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 1664-р (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст. 3707) утвержден перечень видов диких животных, добыча которых в 1993 - 1994 гг. производится по лицензиям за плату.
1 См.: Положение о государственных природных заповедниках в РСФСР. Утверждено постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. // СП РСФСР. 1992. № 4. Ст. 25.
2 См.: Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 2. С. 9.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved